Миролюбие у белорусов заложено на генетическом уровне

Слово о мире

В последние годы за Беларусью прочно закрепилась репутация миротворца. Когда в Украине вспыхнула война, у нашей страны не было каких‑либо колебаний, как себя вести в этой ситуации. В конце концов, наша позиция и обусловила выбор Минска как наиболее приемлемого и подходящего места для ведения переговоров о мире. Именно здесь во Дворце Независимости пять лет назад собралась «нормандская четверка». Именно в Минске и нынче регулярно проходят заседания трехсторонней контактной группы под эгидой ОБСЕ.

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Параллельно нарастала дипломатическая и миротворческая активность Беларуси по достижению прочного и долговременного мира на континенте. Александр Лукашенко объявил о необходимости создания новой системы европейской безопасности. Впервые такое предложение прозвучало от него в ноябре 2016‑го на встрече с делегацией Комитета по политике и безопасности Совета Евросоюза:

— В свое время для разрядки в отношениях между Западом и Востоком потребовался Хельсинкский процесс, который в итоге привел к созданию ОБСЕ. Давайте, чтобы улучшить атмосферу взаимоотношений государств, подумаем об обновлении Хельсинкского процесса и попробуем запустить миротворческий процесс, возможно, «минский процесс».

Озвученная Александром Лукашенко идея Хельсинки‑2 — новое предложение по выстраиванию безопасности в более широком масштабе. Апогеем стало обсуждение этой идеи на самой масштабной европейской площадке — сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, прошедшей в Минске летом 2017‑го. Вот как Глава государства объяснял ее суть:

— Очевидна необходимость обновления общеевропейского диалога по укреплению мер доверия, безопасности, сотрудничества. При этом следует учесть огромный позитивный опыт Хельсинкского процесса 1970‑х годов, свидетельствующий, что действовать надо на упреждение, а не принимать решения постфактум. Все это заставляет говорить об актуальности идеи запуска нового Хельсинкского процесса. То есть широкого диалога, направленного на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях между государствами на нашем общем пространстве — в Евро‑Атлантике и Евразии.

Тогда Президент предложил начать в рамках ОБСЕ дискуссию о необходимости организации нового Хельсинкского процесса:

— С учетом нашего опыта и если это будет необходимо и будет ваше одобрение, мы готовы стать стартовой площадкой для начала этого процесса…

Эксперты констатировали, что именно наша страна, сохранив со своими соседями партнерские и взаимоуважительные отношения, может способствовать снятию возникших напряжений и укреплению сплоченности и совместимости в восточной части Европы, между Западом и Востоком Европы.

В последние годы представители многих государств, в первую очередь западноевропейских, постоянно подчеркивали ценность нейтральной позиции Минска для стабильности и безопасности в Восточной Европе. В этих условиях от Минска ждут продолжения линии на развитие миротворческих и объединительных инициатив, которые способствуют безопасности самой Беларуси и всего региона. И такая позиция вновь четко прозвучала.

На проходившей в Минске в октябре 2019 года международной конференции «Европейская безопасность: отойти от края пропасти» Александр Лукашенко заявил:

— Беларусь готова для этого предоставить собственный опыт, так как за последние два десятилетия наша страна оказалась в уникальной ситуации. С одной стороны, мы военно-политический союзник России, участник Организации Договора о коллективной безопасности. В то же время наша страна заключила международные договоры в области безопасности и мер доверия со всеми соседями, в том числе с государствами — членами НАТО. А с таким соседом, как Украина, у нас более 120 международных соглашений. Мы готовы наполнять эти двусторонние соглашения новым содержанием, совершенствовать их. Сигналы, которые получаем от наших партнеров, говорят о том, что и они готовы к такому взаимодействию.

Сегодня минская площадка называется уникальной и незаменимой на уровне ООН, ОБСЕ, Европейского союза и «Восточного партнерства».

Миротворцем наша страна стала неспроста. Подобную позицию Глава государства пояснил в своем выступлении на международной конференции «Европейская безопасность: отойти от края пропасти». Ее, по словам Александра Лукашенко, обуславливает само расположение белорусской земли, многовековые духовные и культурные традиции жизни белорусов, их мирный уклад и созидательный труд:

— Ну и добавьте к этому еще нашу историю. Мы навоевались как ни один другой народ. Притом не мы были инициаторами этих войн и не за себя воевали порой.

Как раз в этом году Беларусь празднует 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Именно она, самая страшная и кровавая из всех, которые когда-либо проходили на нашей земле, для нас не просто история, а непреходящая человеческая боль, память о прошлом, о величайших человеческих жертвах и материальных потерях. Тема Великой Победы краеугольная и в выступлениях Главы государства. 9 Мая на параде в ознаменование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне Александр Лукашенко, в частности, подчеркнул:

— Даже мысль изменить традициям, которые вот уже 75 лет прославляют историю великого подвига победителей, для нас недопустима. Но в этом обезумевшем, потерявшем ориентиры мире найдутся люди, осуждающие нас за место и время проведения этого священного действа. Хочу им сказать по-человечески: не торопитесь делать выводы, а тем более осуждать нас — наследников Победы, белорусов. Мы просто не могли иначе, у нас не было другого выбора, а если и был бы, мы поступили бы так же, потому что на нас смотрят глаза погибших за нашу свободу советских солдат, глаза замученных в застенках гестапо партизан и подпольщиков, глаза стариков, женщин и детей Хатыни. Они очень хотели жить, но умерли, чтобы жили мы. И современная Беларусь — это памятник той страшной войне, погибшим, замученным и сожженным. Живая память и живой памятник.

Да, эксперты постоянно напоминают: Беларусь остается единственной на постсоветском пространстве страной, где не было допущено вооруженных конфликтов. Да и сам Александр Лукашенко называет страну одним из немногих наиболее стабильных уголков в мире. Почему так? Именно мир и порядок, высказал мнение Глава государства на церемонии принесения присяги по случаю вступления в должность Президента Беларуси в 2015 году, и есть для нас высшая ценность:

— Выше ничего быть не может! Если непорядок, если конфликт, если война — не нужен ни хлеб, не нужны ни одежды, ни зарплаты, ни предприятия, ни реформы. Поэтому мир и порядок — это главное.

Только вот за мир нужно бороться и в мирное время. Для этого, скажем, нужно укреплять боеспособность Вооруженных Сил. Лишь благодаря волшебству, уверен Президент, ни мира, ни стабильности не будет.

romanova@sb.by


ЕСТЬ ВОПРОС

Ваш символ мира?

Тадеуш Новогродский, заведующий кафедрой этнологии, музеологии и истории искусств БГУ:

— Конечно же, это родные места, малая родина. У меня это Гродненщина, деревня Артюши. Рядом татарская и польская деревни. Тут проживают люди разных национальностей. И все друг с другом живут мирно. Возвращаюсь сюда всегда с хорошими мыслями. Здесь я получаю духовную подпитку, настоящий отдых и ощущение защищенности. От того, может, и много новых идей тут рождается, хорошо пишется… А еще мой символ мира — мамин домашний хлеб, замешанный в деже и испеченный в печке. С ним мы шли в гости, на свадьбу, на крестины. Он всегда считался символом благополучия, счастья и мирной жизни.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке, член-корреспондент НАН, доктор исторических наук, профессор:

— Так просто и не ответишь. Первое, что приходит в голову — это восходящее летнее солнце над Замковой горой в Мстиславле. Когда вся природа только просыпается, но ты уже замечаешь утреннюю рябь на глади Вихры, слышишь пение птиц. Это надо просто хотя бы раз в жизни ощутить, чтобы понять, какая это колоссальная вещь. А еще для меня символ мира — это могилевская Ратуша, Подникольская церковь. Это разлив Днепра и Сожа в моем любимом Посожье, который непередаваемо, просто феерично красив в Чериковском районе и в Мстиславле. И обязательно — белорусский лес. Для меня он один из важнейших маркеров страны: сосновый бор, птичье многоголосие и пьянящий запах медуницы — могучая вегетативная сила белорусской посожской земли. Казалось бы, такой непрезентабельной, суглинистой — и превращенной колоссальным трудолюбием во все то, что мы называем Беларусью. И, конечно же, мой символ мира — буслянка над белорусским домом.

Эдуард Свирид, руководитель группы по информационной работе и связям с общественностью Белорусской АЭС:

— А я, услышав ваш вопрос, сразу же подумал про мирный атом — с ним ведь у нас связаны многие надежды и планы на будущее. Кстати, область атомной энергетики, куда меня забросила судьба — это особый, безумно интересный мир, целый пласт непознанных мной ранее знаний. Порой даже сам себе завидую: поистине исторические события сейчас происходят на моих глазах и при моем участии! Конечно, сегодня очень важно согласие в нашем обществе. Но белорусы для меня — образец толерантности, терпимости, и я спокоен. А если коснуться совсем личного, то для меня символ мира — это моя семья и родные Михалишки. Они всегда были и лучшим отдыхом, и лекарством от любого стресса…

Дарья Кравченко, студентка факультета журналистики БГУ:

— На мой взгляд, ничто так не олицетворяет мир, как отсутствие войны и насилия. А еще — сила, которая в буквальном смысле способна сломить то, что может причинить боль живому…

Алексей Митюков, директор Брестского областного краеведческого музея:

— Помните классику? Стихотворение про памятник Советскому солдату со спасенной им девочкой на руках? «Это он, солдат моей державы, охраняет мир на всей земле». Мне кажется, более сильного символа мира, чем мемориал в Трептов-парке, трудно представить. У всех нас есть дети. Это продолжение жизни. А жизнь без мира невозможна, ведь война — синоним смерти. Вообще, мир не абстракция, а все, что нас окружает и к чему мы, кажется, так привыкли. Вода из крана, свет в комнате, прогулка с семьей в кафе. Все это на самом деле бесценно, и нам нужно об этом помнить, беречь. Сохранять мир.

Татьяна Шаплыко, директор средней школы, городской поселок Мир:

— Я коренная мирянка! И для меня символ мира — это, конечно же, наш Мирский замок. Сколько войн прокатилось по Беларуси — ни одна его не минула. Замок рушили, но всегда восстанавливали. И сегодня наши дети могут видеть его во всей своей красе — стоит незыблемый и стоять будет!

Лариса Лойко, кандидат философских наук, доцент:

— Мои символы мира — это, конечно же, в первую очередь крепкая полноценная семья, основанная на традиционных ценностях нашей страны. И возможность профессиональной реализации человека в своей специальности, свободный труд и достойная работа…

Андрей Иванец, заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию:

— А для меня — и вся наша семья в этом меня поддерживает! — символами мира являются детский смех и улыбки окружающих нас людей. Ведь это не только выражение радости, это основа для общения и взаимопонимания. Это те вещи, которые бесценны и делают нас лучше, миролюбивее. И мне, как гражданину, хочется, чтобы дети мои и внуки всегда ощущали волшебную силу этих символов. Вот поэтому именно сейчас как никогда важно сохранить нашу страну независимой, а значит — сохранить мир…
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter