Виртуальное путешествие: изучаем историю Витебска по работам скульптора Александра Гвоздикова

Скульптурный маршрут по Витебску

Витебск живет в череде праздников: 6 июля страна отметила 135‑летие Марка Шагала, вот-вот начнут съезжаться в город гости «Славянского базара». Эти и многие другие даты на творческой карте города над Двиной связывает воедино один человек — скульптор Александр Гвоздиков.

О чем расскажет Задвинье?

Приедете в Витебск поездом — не спешите. Знакомство с творчеством Александра Гвоздикова начинается прямо на железнодорожном вокзале. На перроне установлена композиция «Встречающие», которую скульптор сотворил в соавторстве с Азатом Торосяном. Складывается впечатление, что эти бронзовые дама с кавалером в одежде начала прошлого века дожидаются именно тебя — и, согласитесь, приятно приезжать туда, где тебя ждут. А Витебск всегда рад гостям!


Если прямо с вокзала свернете налево, чтобы посетить дом-музей Марка Шагала, то на углу улиц Покровской и Советской армии увидите еще одно творение Александра Гвоздикова — сидящего в кресле уставшего немолодого художника. А в небе над знаменитым уроженцем города витает его главная муза — жена Белла.
— Приступая к работе над скульптурой, я досконально изучаю все материалы. Когда лепишь даже абстрактное изваяние, нужно представлять конкретную личность, тогда получается убедительно и памятник оживает, — мастер признается, что это труд, который, помимо творчества, заставляет знать многое: и математику, чтобы делать всякие расчеты, и химию, чтобы работать с материалами, и многое другое.
Памятник Марку Шагалу.

Надо учиться всю жизнь, убежден Александр Гвоздиков:

— Как только перестаешь учиться, моментально падаешь. Это как если летящий самолет замедлится, то начнет падать. Вот только сейчас я научился чуть-чуть лепить. Для этого понадобилась вся жизнь. Когда лепишь, то уже чувствуешь, что делаешь это свободно.

Александр Гвоздиков в мастерской.

От Невского до Басса

Перейдете Кировский мост, по правую сторону увидите памятник князю Александру Невскому с первенцем Василием и супругой — витебской княжной Александрой. Брячислав Василькович, ее отец, был князем Витебским, затем Полоцким, последним из династии Рюриковичей. Над созданием этой композиции Александр Гвоздиков трудился в соавторстве с Иваном Казаком и Евгением Колчевым. В 2016 году памятник установили на площади Тысячелетия как напоминание о том, что в 1245‑м Александр Невский приезжал в Витебск, чтобы забрать в Новгород жену и сына, гостившего у родственников.


Гуляя по центру города, вы еще не раз увидите работы Александра Гвоздикова. На белой стене «синего» здания (ул. Ленина, 28) находится мемориальная доска первому учителю Марка Шагала — художнику Юрию Моисеевичу Пэну. На этом месте когда-то стоял дом, где на втором этаже в своей мастерской 40 лет жил и творил Пэн.
Эта мемориальная доска — совместное детище Александра Гвоздикова и Ивана Казака. Картины Пэна, кстати, можно увидеть буквально через дорогу — в Художественном музее (ул. Ленина, 32).

К слову, на могиле художника на Старосеменовском кладбище Александр Гвоздиков трижды делал надгробие. Почему трижды? Потому что воровали. Вообще, в витебских некрополях немало надгробий работы Гвоздикова: народным артистам Зинаиде Конопелько, Георгию Дубову, Федору Шмакову, Герою Советского Союза Ефросинье Зеньковой, основателю и многолетнему руководителю фестиваля «Славянский базар в Витебске», почетному гражданину города Родиону Бассу.

От благодарного ученика

Вернемся на улицы Витебска. Когда пойдете вверх от ратуши по пешеходной улице Суворова, справа буквально сразу за скульптурой «Витебский великан» (автор — Иван Казак) обратите внимание на дом № 3. Сейчас здесь размещается детская художественная школа, а с 1923 по 1941 год в здании находился Витебский художественный техникум, бывшее Витебское народное художественное училище, основанное уполномоченным коллегии по делам искусств в Витебской губернии Марком Шагалом. Среди знаменитых выпускников техникума — писатель Василь Быков, архитектор Владимир Король, живописец и график Федор Фогт, скульптор Андрей Бембель, о чем напоминают доски, которые тоже создавал Александр Николаевич. К слову, Бембелю Гвоздиков сделал памятную доску на общественных началах как благодарный ученик учителю (был на его курсе в Белорусском театрально-художественном институте).

За Победу!

Мемориальная доска Д. В. Мясоедову.
Нельзя не сказать и о творениях Александра Гвоздикова, посвященных Великой Отечественной войне. Их немало как в Витебске, так и за его пределами: мемориальные доски «Победа», генералам Ивану Черняховскому и Ивану Людникову, партизанскому комбригу Даниилу Райцеву, Дмитрию Мясоедову, который 26 июня 1944 года водрузил над Витебском первое Красное знамя, памятник Герою Советского Союза Анатолию Угловскому, мемориальный ансамбль, посвященный детям Миная Шмырева.

Тема войны особенно близка Александру Николаевичу. Это связано и с послевоенным воспитанием, и с его отцом — художником и поэтом Николаем Сергеевичем Гвоздиковым, который встретил Великую Отечественную войну на границе — в Белостокской области БССР. До сих пор ночью 22 июня в 03:15 Гвоздиков поднимает рюмку за отца и всех, кто добыл победу.

А еще Александр Гвоздиков мечтает установить скульптуру основательницы города — княгини Ольги с развевающимся плащом, композицию «Приезд его императорского величества Николая II с цесаревичем Алексеем в Витебск 30 октября 1915 года»: нужно сохранять для потомков страницы нашего прошлого, а скульптура делает это как нельзя более наглядно.

alimova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter