У минской БСМП возрождается санитарная авиация
15.03.2017 22:51:36
В этом году санитарная авиация должна отметить свой второй день рождения. После распада Советского Союза она, увы, исчезла из арсенала медиков, но в конце января Президент распорядился создать службу заново. И в самом скором будущем на места страшных аварий или к тяжелым пациентам в отдаленные районы опытнейших врачей станут доставлять на вертолетах либо транспортировать на них больных в крупные специализированные клиники. Да, мы возвращаемся к лучшим традициям советской экстренной помощи. Ведь санитарная авиация на территории Беларуси появилась еще в 1935 году, а с 1963–го ее отдали в ведение Минздраву, вплоть до того, что самолеты и вертолеты порой приписывались к больницам. Представьте себе, с 1981 по 1985 год из глубинки по небу было эвакуировано более 8.000 пациентов! В последнее десятилетие вертолеты вылетали только за донорскими органами для трансплантаций. Считалось, что страна компактная, дороги — хорошие и в санавиации нет нужды. Но все более ускоряющийся ритм времени, забота о здоровье и жизни каждого человека, когда счет идет на часы, а порой и минуты, диктуют необходимость «крылатой» помощи. Минские медики с городским управлением МЧС уже приступили к совместным тренировкам. За ними у больницы скорой медицинской помощи наблюдали корреспонденты «СБ».
...Вчера был сложный сценарий учения. Возгорание на первом этаже крупного ТЦ, сильное задымление, часть посетителей отрезана пожаром от выхода. Их эвакуируют с крыш два вертолета, а особо пострадавшего срочно доставляют в БСМП. Вертолет еще не успел взлететь, а на площадке у приемного отделения врачи стоят уже наготове. Ждать долго не пришлось, всего пару минут — и пилот совершает посадку. Все настолько быстро, что под громкий шум и сильные порывы ветра от лопастей вертолета за происходящим не сразу успеваешь уследить. Но медиков сложно застать врасплох. Считаные секунды — и каталка с условным пострадавшим в сопровождении реанимационной бригады уже мчится по коридорам больницы.
— Это наше третье учение с использованием вертолета, — рассказывает заместитель главного врача БСМП Игорь Григорьев. — Учения проводим по разным сценариям, отыгрываем все возможные варианты, когда минутное промедление может стоить жизни. Тем легче будет работать в реальной ситуации.
Тренировки с использованием авиатехники в БСМП проходят не случайно: на территории больницы уже в этом году планируется построить вертолетную площадку. По словам главного врача Андрея Борисова, время доставки пострадавшего порой становится одним из решающих факторов в экстренных ситуациях:
— Санавиация помогает его еще больше выиграть, хотя у нас в стране сравнительно небольшие расстояния, хорошая сеть автомобильных дорог и оснащенные по последнему слову реанимобили.
Да, время экономится в разы. К примеру, из любой точки МКАД до приемного отделения больницы — 7 минут лета. А сколько бы до места происшествия и обратно добиралась карета скорой помощи, да еще и в час пик? А по зимнему гололеду?
Фото Павла ЧУЙКО.
Вертолетную площадку собираются оборудовать и у Минской областной клинической больницы в Боровлянах, у других крупных клиник. Но где–то вопрос решается иначе — скажем, санитарные борта для Могилевской областной больницы готов принять местный аэропорт, до которого всего 10 км, есть подходящая площадка и всего в трех километрах. Задачи санавиации будет выполнять подразделение МЧС — авиационное аварийно–спасательное учреждение «Авиация». Минздраву же поручено в шестимесячный срок закупить оборудование — то есть оснастить вертолеты медицинскими модулями, прочими необходимыми элементами, чтобы пациент был в максимальной безопасности.
Честно говоря, врачи старой закалки давно ждали этого момента. В свое время они на бортах санавиации облетали чуть не весь СССР, знали в лицо каждого летчика и десятки раз убеждались: в медицине как нигде время — на вес золота. Теперь в преимуществах скорой «крылатой» помощи предстоит убедиться новому поколению врачей. И пациентам, к которым они поспешат на помощь.
Исключительно велика была роль санитарной авиации в годы Великой Отечественной войны. Только на Западном фронте она перевезла 34.198 раненых и больных, более 27 тонн медицинского имущества, 10.102 литра крови, 29.921 дозу бакпрепаратов. И в мирное время санавиация использовалась в СССР очень широко, в том числе для борьбы с эпидемическими инфекциями: в зоны вспышек, рискуя жизнью, вылетали лучшие специалисты. К 1968 году в СССР насчитывалось 164 больницы, к которым были приписаны самолеты и вертолеты (Ан–2, Ан–28, Л–410, Ту–104, Ми–2). Самым резонансным случаем стала история спасения трехлетней литовской девочки Расы Прасцявичуте. Летом 1983–го ее отец–тракторист случайно косилкой отрезал ей обе ступни. Она в любой момент могла умереть от потери крови и болевого шока. Самолет подняли по тревоге ночью, расчистив воздушный коридор до самой Москвы. И через 12 часов после происшествия Раса уже лежала на операционном столе в Москве. Хирург Рамаз Датиашвили впервые в мире пришил ребенку обе ноги. Когда девочка сделала свои первые шаги, он заплакал. Сейчас Раса ведет обычную жизнь.
...Вчера был сложный сценарий учения. Возгорание на первом этаже крупного ТЦ, сильное задымление, часть посетителей отрезана пожаром от выхода. Их эвакуируют с крыш два вертолета, а особо пострадавшего срочно доставляют в БСМП. Вертолет еще не успел взлететь, а на площадке у приемного отделения врачи стоят уже наготове. Ждать долго не пришлось, всего пару минут — и пилот совершает посадку. Все настолько быстро, что под громкий шум и сильные порывы ветра от лопастей вертолета за происходящим не сразу успеваешь уследить. Но медиков сложно застать врасплох. Считаные секунды — и каталка с условным пострадавшим в сопровождении реанимационной бригады уже мчится по коридорам больницы.
— Это наше третье учение с использованием вертолета, — рассказывает заместитель главного врача БСМП Игорь Григорьев. — Учения проводим по разным сценариям, отыгрываем все возможные варианты, когда минутное промедление может стоить жизни. Тем легче будет работать в реальной ситуации.
— Санавиация помогает его еще больше выиграть, хотя у нас в стране сравнительно небольшие расстояния, хорошая сеть автомобильных дорог и оснащенные по последнему слову реанимобили.
Да, время экономится в разы. К примеру, из любой точки МКАД до приемного отделения больницы — 7 минут лета. А сколько бы до места происшествия и обратно добиралась карета скорой помощи, да еще и в час пик? А по зимнему гололеду?
Фото Павла ЧУЙКО.
Вертолетную площадку собираются оборудовать и у Минской областной клинической больницы в Боровлянах, у других крупных клиник. Но где–то вопрос решается иначе — скажем, санитарные борта для Могилевской областной больницы готов принять местный аэропорт, до которого всего 10 км, есть подходящая площадка и всего в трех километрах. Задачи санавиации будет выполнять подразделение МЧС — авиационное аварийно–спасательное учреждение «Авиация». Минздраву же поручено в шестимесячный срок закупить оборудование — то есть оснастить вертолеты медицинскими модулями, прочими необходимыми элементами, чтобы пациент был в максимальной безопасности.
Честно говоря, врачи старой закалки давно ждали этого момента. В свое время они на бортах санавиации облетали чуть не весь СССР, знали в лицо каждого летчика и десятки раз убеждались: в медицине как нигде время — на вес золота. Теперь в преимуществах скорой «крылатой» помощи предстоит убедиться новому поколению врачей. И пациентам, к которым они поспешат на помощь.
Из истории санавиации
Фото БЕЛТА