Музыка вокруг – и внутри. В гостях у «Кода личности» – директор Большого театра Екатерина Дулова
17.01.2024 22:09:11
Виктория КРУПЕНЬКОВА
«Она только вошла в студию – и сразу сразила всех своей энергией», «В ней хрупкость и нежность сочетаются с необычайной силой и стойкостью»… Такие впечатления оставила у ребят гостья нового выпуска программы «Код личности» телестудии издательского дома «Беларусь сегодня» Екатерина Дулова – генеральный директор Большого театра Беларуси, доктор искусствоведения, профессор, председатель Совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи. Она рассказала студентам и старшеклассникам о том, каково это – быть у руля такой огромной «машины». А еще поделилась мыслями о книгах, гаджетах и о том, почему не стоит стесняться, если чего-то не знаешь.
– Я росла в семье музыкантов. Мой папа – виолончелист, профессор кафедры струнных смычковых инструментов Белорусской государственной академии музыки Николай Семенович Щербаков – всегда занимался дома. А мама – профессор, доктор искусствоведения Таисия Алексеевна Щербакова – постоянно при нас готовилась к лекциям: она преподавала курс русской музыки и вела музыкальную текстологию. Когда ты каждый день слышишь музыку и о музыке, это становится привычной атмосферой. Так росла я, так росли и мои дети: музыка вокруг и внутри.
Екатерина Дулова окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Ребята в студии поинтересовались: что бы гостья посоветовала себе-студентке?
– Скорректировать время учебы и разрешить себе чуть больше отдыха. Думаю, можно было бы больше времени уделить Петербургу, самой студенческой атмосфере. Сегодня, когда возвращаюсь в этот город, позволяю себе гулять – компенсирую то, что когда-то недополучила.
Второкурсница Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки Анастасия Мишакова попросила героиню программы вспомнить самый яркий момент студенческой жизни. Для Екатерины Николаевны им стала первая практика, которую она провела в музее-заповеднике Петра Чайковского в городе Клин Московской области:
– Это необыкновенное чувство, когда ты понимаешь, что вот это – халат Петра Ильича, вот это – его ноты. И хотя практикантам нельзя было заходить за ограждения, мы втайне нарушали запрет, чтобы прикоснуться к подлинности.
Студентам дали очень интересное задание – пересмотреть библиотеки Чайковского (книжную и нотную) на предмет личных записей, вспоминает Екатерина Николаевна:
– Мы неделю изучали почерк Петра Ильича: как он пишет цифры, как соединяет буквы. Нам выдали перчатки, научили, как правильно переворачивать страницы, прикасаться к ним. Я обнаружила партитуру оперы «Мазепа» – дирижерский экземпляр самого Чайковского. Увидела его записи, многочисленные авторские пометки синим, красным, зеленым. Это было очень сильное впечатление.
– Сороконожка, наверное, замрет, если задумается, как она это делает. Вот так и я. Наверное, секрет в большом управленческом опыте, а также в очень спокойном отношении к тому, чего я не умею. Если что-то не знаю, никогда не стесняюсь попросить объяснить, посвятить меня в нюансы. Например, когда нужно было понять механику сцены, я подходила к специалистам и просила: «Расскажите, как работает этот поршень» – и мы вместе спускались на 18-метровую глубину, чтобы посмотреть, как он ходит.
А еще героиня «Кода личности» никогда не боялась доверять важные роли молодым артистам:
– Ребята, которые пришли к нам три года назад молодыми специалистами, сегодня солисты опер. Конечно, доверяя большие роли молодым артистам, я порой рискую. Спрашиваю у коллег: «Уверены в нем?» – «Да, он справится». – «Хорошо, пускай выступает». Николай Цискаридзе как-то высказал мысль, что номером один – примой, премьером – можно только родиться. Но мой опыт ректора Белорусской государственной академии музыки говорит, что если работать со студентом, чьи способности изначально казались скромными, профессионально и творчески, то на пятом курсе он может выстрелить так, что ты будешь сидеть в зрительном зале и не верить, что это правда.
– Тут все зависит от ваших предпочтений. Я, например, всегда любила приключенческо-романтическую литературу – событийную, с закрученным сюжетом и настоящими страстями. Могла за сутки «проглотить» «Графа Монте-Кристо» Дюма. Из английской литературы предпочитаю Диккенса, из французской – Бальзака и Гюго. А в вашем возрасте моими любимыми книгами были «100 оперных либретто» и «100 балетных либретто». Благодаря этому нет классических опер или балетов, о которых бы я не знала. Конечно, услышав название произведения, я не смогу мгновенно назвать имена всех героев, но сюжет точно вспомню.
С книг разговор плавно перешел на гаджеты. Как Екатерина Николаевна относится к тому, что молодежь так много времени проводит в интернете?
– Как раз недавно слушала рассуждения Никиты Михалкова о том, что все изобретатели гаджетов, включая Билла Гейтса, ограничивали своим детям время, проведенное онлайн, 30 минутами в день. Лично я своих сыновей никогда не ограничивала – просто следила за тем, чтобы они проводили это время с пользой. Не вижу в гаджетах ничего опасного и страшного. Но есть нюанс. Когда вы открываете книгу или газету, то сами выбираете, что вам почитать. А когда берете в руки гаджет – вас ставят перед выбором, навязывают, что смотреть. Поэтому важно сделать так, чтобы гаджет служил вам, а не вы ему. Отслеживайте этот момент и не позволяйте манипулировать своим мозгом.
Напоследок у гостьи поинтересовались: не возникало ли желание посвятить себя другой профессии, реализоваться в новой сфере? И услышали в ответ неожиданное признание:
– Скажу по секрету: я умею делать практически все, включая любую мужскую работу. Могу забить гвоздь, починить то, что сломалось: как-то на даче собрала из двух сломанных газонокосилок одну рабочую. Умею рисовать и даже сопроводила рисунками свою докторскую диссертацию «Балетный жанр как музыкальный феномен». Отлично шью (например, сшила мужу пиджак), вяжу спицами и крючком, вышиваю картины – и все это доставляет мне колоссальное удовольствие просто потому, что я это умею. Но в то же время не могу сказать, что хотела бы сделать что-то из этого списка своей профессией. Моя погруженность в музыку с детства была настолько сильной, что выйти за эти границы я никогда не стремилась.
БЛИЦ
– Если цвет, то…
– Золотой.
– Если вкус, то…
– Корица.
– Если фильм, то…
– «Андрей Рублев».
– Если эпоха, то…
– Романтизм.
– Если слово, то…
– Любовь.
krupenkova@sb.by
Музыка вокруг и внутри
Первый вопрос, которым ребята поприветствовали гостью, звучал коротко: «Почему музыка?» Все просто и закономерно, объяснила Екатерина Николаевна:– Я росла в семье музыкантов. Мой папа – виолончелист, профессор кафедры струнных смычковых инструментов Белорусской государственной академии музыки Николай Семенович Щербаков – всегда занимался дома. А мама – профессор, доктор искусствоведения Таисия Алексеевна Щербакова – постоянно при нас готовилась к лекциям: она преподавала курс русской музыки и вела музыкальную текстологию. Когда ты каждый день слышишь музыку и о музыке, это становится привычной атмосферой. Так росла я, так росли и мои дети: музыка вокруг и внутри.
Екатерина Дулова окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Ребята в студии поинтересовались: что бы гостья посоветовала себе-студентке?
– Скорректировать время учебы и разрешить себе чуть больше отдыха. Думаю, можно было бы больше времени уделить Петербургу, самой студенческой атмосфере. Сегодня, когда возвращаюсь в этот город, позволяю себе гулять – компенсирую то, что когда-то недополучила.
Второкурсница Минского государственного музыкального колледжа имени М. И. Глинки Анастасия Мишакова попросила героиню программы вспомнить самый яркий момент студенческой жизни. Для Екатерины Николаевны им стала первая практика, которую она провела в музее-заповеднике Петра Чайковского в городе Клин Московской области:
– Это необыкновенное чувство, когда ты понимаешь, что вот это – халат Петра Ильича, вот это – его ноты. И хотя практикантам нельзя было заходить за ограждения, мы втайне нарушали запрет, чтобы прикоснуться к подлинности.
Студентам дали очень интересное задание – пересмотреть библиотеки Чайковского (книжную и нотную) на предмет личных записей, вспоминает Екатерина Николаевна:
– Мы неделю изучали почерк Петра Ильича: как он пишет цифры, как соединяет буквы. Нам выдали перчатки, научили, как правильно переворачивать страницы, прикасаться к ним. Я обнаружила партитуру оперы «Мазепа» – дирижерский экземпляр самого Чайковского. Увидела его записи, многочисленные авторские пометки синим, красным, зеленым. Это было очень сильное впечатление.
Как вырастить приму?
Жизнь Большого театра – это не только премьеры и репетиции, но и отшивание костюмов, продажа билетов, закупки, ремонты и еще сотни больших и маленьких дел. Как хрупкой и нежной женщине удается управлять такой огромной «машиной»? Это все равно что спросить у сороконожки, с какой ноги она начинает движение, пошутила в ответ на вопрос Екатерина Николаевна:– Сороконожка, наверное, замрет, если задумается, как она это делает. Вот так и я. Наверное, секрет в большом управленческом опыте, а также в очень спокойном отношении к тому, чего я не умею. Если что-то не знаю, никогда не стесняюсь попросить объяснить, посвятить меня в нюансы. Например, когда нужно было понять механику сцены, я подходила к специалистам и просила: «Расскажите, как работает этот поршень» – и мы вместе спускались на 18-метровую глубину, чтобы посмотреть, как он ходит.
А еще героиня «Кода личности» никогда не боялась доверять важные роли молодым артистам:
– Ребята, которые пришли к нам три года назад молодыми специалистами, сегодня солисты опер. Конечно, доверяя большие роли молодым артистам, я порой рискую. Спрашиваю у коллег: «Уверены в нем?» – «Да, он справится». – «Хорошо, пускай выступает». Николай Цискаридзе как-то высказал мысль, что номером один – примой, премьером – можно только родиться. Но мой опыт ректора Белорусской государственной академии музыки говорит, что если работать со студентом, чьи способности изначально казались скромными, профессионально и творчески, то на пятом курсе он может выстрелить так, что ты будешь сидеть в зрительном зале и не верить, что это правда.
Сшить пиджак, починить газонокосилку
Несмотря на плотный график, директор Большого театра всегда находит время на хорошую книгу. Правда, в последнее время предпочитает аудиоформат, совмещая прослушивание с прогулками на свежем воздухе. Что интересного она бы посоветовала почитать студентам и старшеклассникам?– Тут все зависит от ваших предпочтений. Я, например, всегда любила приключенческо-романтическую литературу – событийную, с закрученным сюжетом и настоящими страстями. Могла за сутки «проглотить» «Графа Монте-Кристо» Дюма. Из английской литературы предпочитаю Диккенса, из французской – Бальзака и Гюго. А в вашем возрасте моими любимыми книгами были «100 оперных либретто» и «100 балетных либретто». Благодаря этому нет классических опер или балетов, о которых бы я не знала. Конечно, услышав название произведения, я не смогу мгновенно назвать имена всех героев, но сюжет точно вспомню.
С книг разговор плавно перешел на гаджеты. Как Екатерина Николаевна относится к тому, что молодежь так много времени проводит в интернете?
– Как раз недавно слушала рассуждения Никиты Михалкова о том, что все изобретатели гаджетов, включая Билла Гейтса, ограничивали своим детям время, проведенное онлайн, 30 минутами в день. Лично я своих сыновей никогда не ограничивала – просто следила за тем, чтобы они проводили это время с пользой. Не вижу в гаджетах ничего опасного и страшного. Но есть нюанс. Когда вы открываете книгу или газету, то сами выбираете, что вам почитать. А когда берете в руки гаджет – вас ставят перед выбором, навязывают, что смотреть. Поэтому важно сделать так, чтобы гаджет служил вам, а не вы ему. Отслеживайте этот момент и не позволяйте манипулировать своим мозгом.
Напоследок у гостьи поинтересовались: не возникало ли желание посвятить себя другой профессии, реализоваться в новой сфере? И услышали в ответ неожиданное признание:
– Скажу по секрету: я умею делать практически все, включая любую мужскую работу. Могу забить гвоздь, починить то, что сломалось: как-то на даче собрала из двух сломанных газонокосилок одну рабочую. Умею рисовать и даже сопроводила рисунками свою докторскую диссертацию «Балетный жанр как музыкальный феномен». Отлично шью (например, сшила мужу пиджак), вяжу спицами и крючком, вышиваю картины – и все это доставляет мне колоссальное удовольствие просто потому, что я это умею. Но в то же время не могу сказать, что хотела бы сделать что-то из этого списка своей профессией. Моя погруженность в музыку с детства была настолько сильной, что выйти за эти границы я никогда не стремилась.
БЛИЦ
– Если цвет, то…
– Золотой.
– Если вкус, то…
– Корица.
– Если фильм, то…
– «Андрей Рублев».
– Если эпоха, то…
– Романтизм.
– Если слово, то…
– Любовь.
krupenkova@sb.by