Молоко А2 набирает популярность в Беларуси. В чем его уникальность?

Сказали А, скажем и А2

Важно разработать систему честной конкуренции на рынке этого уникального премиум-продукта

«Пейте, дети, молоко — будете здоровы», — годами вторили родители, бабушки и дедушки известной песенки из советского короткометражного мультфильма. Из весомых аргументов — белок и кальций, содержащийся в натуральном напитке, придают силу, здоровье и энергию. Только вот в последние десятилетия непогрешимость этих слов некоторые ученые ставят под сомнение, утверждая, что не все то натуральное молоко, которое мы пьем, полезно, по крайней мере, не для всех.

Минус одна аминокислота

А1 и А2 — это не торговые марки молочной продукции, а генетические варианты белка бета-казеина, которые отличаются одной лишь аминокислотой, имея в своем составе при этом 223 одинаковые. А1 содержит в 67-й позиции гистидин, А2 — пролин. Вот и вся особенность. На внешних признаках, вкусовых характеристиках это никак не отражается, но может сказаться на самочувствии отдельных категорий граждан, выпивших стакан натурального напитка.

Часть людей, считающих, что у них непереносимость молока, могут быть чувствительны именно к бета-казеину А1. Зарубежные исследователи утверждают, что он не переваривается полностью, поэтому организм воспринимает его агрессивно. В результате проявляются признаки аллергии, дискомфорт в желудке и кишечнике, могут усилиться воспалительные процессы.

Если верить ученым, изначально абсолютно все млекопитающие давали молоко, содержащее исключительно бета-казеин А2. Однако затем в их организме произошли мутации, в результате чего в молоке некоторых буренок появился белок бета-казеин А1. Примечательно, что это изменение коснулось только коров — в молоке других млекопитающих (коз, буйволов, верблюдов, овец) присутствует только бета-казеин А2.

Получается, особое молоко на самом деле отнюдь не новинка. Существует оно тысячелетиями, просто ранее к нему не было приковано столь пристальное внимание. Так где же истина? Это маркетинговый ход иностранных производителей, которые в большинстве случаев и выступали заказчиками проведения серьезных научных исследований, или забота о здоровье человека?

К слову, производство особого молока стартовало в свое время в Новой Зеландии, и небольшая компания, его выпускающая, за достаточно короткий период времени выросла в транснациональную корпорацию с капитализацией в несколько миллиардов долларов.

Наши ученые также говорят о явных гипоаллергенных свойствах молока А2, о том, что оно полезно пожилым людям и малышам, а также помогает укрепить иммунитет, восстановить силы.

Где вы, особые буренки?

Большинство азиатских и африканских коров по-прежнему дают молоко только с бета-казеином А2. Есть особые буренки и в Беларуси. Считай, что в каждом хозяйстве их можно отыскать, стоит лишь провести скрупулезное генетическое исследование.

Распространенность бета-казеинов двух видов варьируется от одного стада коров к другому. Условно рогатых красавиц можно поделить на три типа: А1А1, А2А2, А1А2. Нетрудно догадаться, что на ферме, комплексе все надоенное сливается в единую тару, поэтому в конечном продукте в определенном количестве априори содержится бета-казеин А1. Только в какой пропорции? И стоит ли сельхозпредприятиям в эк­стренном порядке кардинально менять поголовье на правильных коров?

Исключено. Во-первых, никто не умаляет достоинства обычного молока, просто не всем оно подходит. Во-вторых, российские ученые не исключают тот факт, что у различных народов, наций может отличаться усвояемость разной пищи, питательных веществ (белков, жиров и углеводов). Можно даже предположить, что наравне с мутацией молока произошло и последующее изменение пищеварительной системы у людей. Иными словами, то, что плохо европейскому соседу, нашему здоровью не всегда во вред. Это предположение, не имеющее пока научного обоснования, но подкрепленное строгим увещеванием представителей старших поколений.

Первые на отечественном рынке

На 27-й международной специализированной выставке «Продэкспо-2021» ОАО «Лунинецкий молочный завод» презентовал в числе своих новинок линейку инновационных молочных продуктов из молока А2 под привлекательной торговой маркой «Асаблівае».

Первые партии с массовой доли жира 3,6 процента выпустили в начале года, к осени в ассортиментный перечень включили производство кефира с таким же уровнем жира, сметану, которая заквашивается термостатным способом прямо в банке, био­йогурт без сахара.

Почему именно это предприятие стартовало раньше всех? По словам генерального директора ГО «Управляющая компания холдинга «Концерн Брестмясомолпром» Михаила Серкова, идея производства молока А2 возникла несколько лет назад. Долгое время изучали вопрос, пытаясь учесть все за и против. Отраслевая научно-исследовательская лаборатория ДНК-технологий Гродненского государственного аграрного университета провела генетический анализ имеющегося поголовья. Испытания проводились больше года, некоторых животных проверяли более трех раз. Результат приятно удивил. Особых коров насчитали немало, каждой выдали специальный подтверждающий протокол исследований.

Наибольшая концентрация уникальных животных оказалась в сельхозпредприятиях, которые входят в сырьевую зону Лунинецкого молочного завода. Решение о том, где наладить выпуск молока с бета-казеином «второго» типа, стало очевидным. На одной из ферм сельскохозяйственного унитарного предприятия «Агро Лобчанское» разместили 363 буренки голштинской породы с генотипом А2А2, оборудовали для них отдельный доильный зал.

Создана в Беларуси и своя ассоциация производителей и переработчиков особого молока. В ней пока мало участников, но со временем в объединение смогут вступить все сельхозпредприятия, в которых по результатам исследований подтвердят особый статус коров. Возглавил ассоциацию Михаил Серков.

— Хотим разработать систему честной конкуренции на рынке, чтобы все играли по правилам, а молоко поступало на переработку действительно А2. Наладим тесное взаимодействие с торговыми сетями, организациями по защите прав потребителей, — продолжает Михаил Николаевич. — Нам не нужен ажиотаж, который спровоцирует возможную фальсификацию, рост цены, это в итоге убьет саму идею. Важно понимание со стороны потребителя. Мы не формируем мнение, а расширяем предложение.

Стоимость молока А2, поступающего на завод, в 2,5 раза выше обычного. Соответственно, и на прилавках торговых точек ценники разнятся. Говорят, сухое молоко намного дороже, особенно на китайском рынке.

— Пока перерабатывать его для последующей реализации за границу не планируем, — резюмирует Михаил Николаевич. — Возможно, в перспективе, но не сейчас. В первую очередь хотим производить его для нужд своей страны. Смещаем акцент на производство питания для онкобольных. Недавно вели переговоры с Белорусской федерацией легкой атлетики, чтобы создавать продукты здорового питания для спортсменов. Планируем использовать и для производства детского питания. Для этих целей и готовы сушить ценное молоко.

В перспективах у завода-первооткрывателя стоит задача удвоить производство молока, освоить выпуск сливочного масла, творога.

Особая тара, стеклянная

Вопрос: если есть особая корова, то и корм, условия ее содержания должны как минимум быть на порядок выше, чем у соплеменниц? На одном из российских сайтов довелось прочитать о повышенном внимании к уникальным особям, мол, и подстилка у них необычная, и рацион питания усовершенствованный.

Типичный маркетинговый ход, уверяет директор Лунинецкого молочного завода Сергей Карпец, подчеркивая, что требования по уходу и питанию идентичны на любой ферме. Зай­дя в коровник, вы не увидите отличий. 

Помимо результатов ранее проведенных исследований каждая партия отборного молока проходит тщательный лабораторный контроль, чтобы полностью исключить наличие белка бета-казеина А1 в готовом продукте, и лишь затем поступает на переработку. В сентябре этого года на предприятии запустили автоматизированную линию по производству и розливу молочной продукции А2 исключительно в стеклянную тару. Оборудование рассчитано на переработку 20 тонн молока в сутки.

По словам Сергея Карпеца, питьевое молоко А2 — инновационный продукт премиум-класса. И то, что появилось оно на полках отечественных магазинов, свидетельствует о стремлении Беларуси следовать передовым тенденциям, осваивать новые виды продукции, которые в первую очередь ориентированы на внутренний рынок. Производство, переработка молока А2 — направление перспективное. Данный вид продукции найдет своего потребителя и будет востребован.

bernikovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter