Как в Житковичском районе благодаря международному проекту возрождают потомков легендарных диких быков

Сказ про тура

Год Быка уже стучит копытами. Пока эксперты подводят итоги, астрологи строчат прогнозы, а торговцы продают сувениры, мы решили познакомиться с живым символом Нового года — весьма необычными для Беларуси быками. Недавно они появились в Житковичском районе, куда и отправились корреспонденты «Р». 

Издали хеки напоминают зубров, но в габаритах им уступают.

Легендарные туры

Без предыстории в этой истории никак. Около двух миллионов лет назад где-то в Центральной Азии появились туры — быки, ставшие прародителями современного крупного рогатого скота. В последующем они распространились в направлении всех частей света. 

Это был мощный зверь с высотой в холке около 180 см и массой до 800 кг. Но вовсе не толстый увалень, а скорее атлет с развитой мускулатурой. Главным же предметом его гордости и одновременно грозным оружием были рога — длинные и острые. В общем, в суровом мире дикой природы туры вполне умели постоять за себя. К тому же держались они чаще всего дружными коллективами и врагов у них было немного. Впрочем, все это не уберегло от главного хищника — человека, который вел на туров нещадную охоту. Известно, что полностью этот вид исчез в 1627 году. Последняя особь пала от болезни в лесах под Варшавой. 

В незапамятные времена стада туров обитали и на Полесье. Однако до нас об этом дошли лишь легенды, данные археологических раскопок и прочие «преданья старины глубокой». Предположительно от туров произошло название Турова — одного из древнейших городов Беларуси. Но это, подчеркнем, лишь одна из версий. 

Примерно сто лет назад братья Хайнц и Луц Хек (оба — директора немецких зоопарков) решили ни много ни мало воскресить исчезнувший вид. В результате многолетних селекций была выведена новая порода — быки Хека. Считается, что по своим характеристикам они максимально похожи на «оригинальных» туров. 

Об активности животных можно судить по их следам.

Нужно спасать луга

Именно такие быки обосновались в Житковичском районе. Это стало возможным благодаря международному проекту по восстановлению биоразно­образия пойменных лугов Припяти. Его участники — Глобальный экологический фонд, Программа развития ООН, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси. Ключевым же партнером, взявшим на себя практическую часть, стало сельхозпредприятие ОАО «Туровщина» — один из аграрных лидеров Житковичского района. 

В чем заключается проект? В последние десятилетия сельскохозяйственное использование пойменных лугов серьезно сократилось. Тенденция характерна для всей Европы, и Беларусь не исключение. Луга стали сильно зарастать, что плохо сказалось на других видах фауны. Некоторые из них оказались под угрозой исчезновения. Речь о гнездующихся в речных поймах редких видах птиц — дупеле, мородунке, большом веретеннике и других. 

Но при чем тут быки? Замысел прост: на воле они будут активно размножаться и еще активнее пастись, поедая разросшуюся растительность. Что в итоге должно помочь сохранению всей экосистемы. Метод называется ревайлдингом — комплекс мероприятий, направленных на реконструкцию природных процессов. 

Рога у хеков около метра в длину и очень острые.

Рогатые новички 

Аналогичный эксперимент был успешно опробован в Нидерландах, Испании, Латвии и других странах. К слову, в рамках программы между ними происходит безвозмездный обмен животными, благодаря чему быки попали сперва в латвийский национальный парк «Кемери», а в августе прошлого года оказались на одной из ферм ОАО «Туровщина».

Главный зоотехник предприятия Алеся Павлиенко о своей работе с животными поведала немало. Но даже для нее новички хеки стали диковинкой:

— Раньше только на картинках их видела. Самцы черные, самки светлее, некоторые с рыжинкой. Издали слегка напоминают зубров, но в габаритах им уступают. Особенно, конечно же, впечатляют рога. Длиною около метра и острые. Тому, кто под них попадет, не позавидуешь. 

Полгода — вдвое дольше обычного — длился карантин. Все это время специалисты проверяли животных на наличие болезней. Лишь после всех анализов ветеринары дали добро, разрешив выпустить быков на вольные хлеба. Кстати, о «хлебах». Еще во время карантина хеки проявили себя приверженцами здорового питания. Силос (по сути — консервант травы) они не жалуют, предпочитая натуральный продукт в чистом виде. Там, где они сейчас живут, такого полно. 

В поисках хека 

Признаем честно, надежда увидеть быков своими глазами была призрачной с самого начала. И все же, уповая на удачу, едем к месту их проживания. Это огражденный забором участок возле реки Припять площадью около 200 гектаров. 

Возле ворот, ведущих на территорию, установлен информационный стенд. Он предупреждает о возможности неожиданной встречи. 

Пока полноприводная «Нива» с трудом преодолевает ухабы и кочки, общаемся с работниками «Туровщины». И по их рассказам, как настоящие детективы, пытаемся составить психологический портрет разыскиваемых быков. 

Похоже, они интроверты. Доминирующая черта характера — замкнутость. Общаться с людьми быки совершенно не склонны. Нападать без причины — тоже, но и добряками-тихонями их не назовешь. Едва учуяв, а порою и придумав опасность, хек без раздумий атакует. Особенно если рядом находится теленок. При попытке человека подойти к нему быки как по команде выстраиваются кругом и занимают оборону. 

Неудивительно, что перевозка 15 особей на место их нынешнего обитания стала непростым делом. 

— Это была целая эпопея, — рассказывает главный агроном Виталий Саскевич. — Задействовали всех, кого могли. От загона к скотовозу выложили «коридор» из запакованных в целлофан рулонов соломы. Чтобы как бы подсказать направление. Однако просто взять и пойти по нему они не хотели. Мы пытались махать палками, слегка подталкивать, но больше следили, чтобы самим не оказаться в опасной зоне. Ведь в любой момент бык может наброситься. Так что еще вопрос, кто там кого гонял. 

Перевозка, которая в теории могла пройти за пару рейсов, растянулась на три дня. Оказавшись на просторе, быки гордо направились к лесу и скрылись среди деревьев. С тех пор на виду они появляются редко. И даже к сооруженной для них кормушке подходят, только когда рядом никого нет. Увы, но и для нас потомки туров исключения делать не стали. Из леса к нам так никто и не пришел.

Имя им — лимузин

Сколько сегодня голов насчитывает стадо быков Хека, доподлинно неизвестно. Но среди них уже были замечены и малыши — потомство, родившееся на воле. Значит, процесс идет в нужном направлении. 

— Каких-то плановых прогнозов по количеству у нас нет, — говорит заместитель директора ОАО «Туровщина» Артем Кузьмич. — Насколько возможно, мы стараемся наблюдать за поведением стада. Регулярно сюда приезжают работники зоотехнической, ветеринарной, агрономической службы. Если вдруг быкам станет тесно — найдем еще территорию. Главное, чтобы они прижились в наших краях. 

Все условия для этого есть. Волки сюда забредают нечасто. Да и вряд ли они отважатся нападать на таких грозных соперников. С браконьерами успешно борются природоохранные инспекторы, егеря и милиция. Жесткие санкции и большие штрафы делают незаконную охоту слишком дорогим удовольствием. А если дойдет до уголовного дела, то и не удовольствием вовсе. 

Кстати, на животноводческих фермах «Туровщины» выращивают и других быков интересной породы. Имя им — лимузины. На сегодня поголовье составляет свыше 600 голов. Порода ценится как источник мясного деликатеса — мраморной говядины. 

Лимузинов разводят давно и в перспективе планируют наращивать объемы. Недавно были приобретены племенные быки, что поможет увеличить воспроизводство. Как и хеки, большую часть года лимузины находятся на вольном выпасе. Однако в отличие от гордых потомков туров с людьми они контактируют гораздо охотнее. Спокойно относятся к присутствию пастухов, а на зимовку послушно отправляются в стойло. 

prolesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter