Урожайность садовых культур от опыления шмелями увеличивается в 2 — 3 раза

Шмели полетели

Пригрело солнышко — и сразу округа наполнилась басовитым жужжанием: полетели шмели, толстые и неповоротливые. Они первыми появляются ранней весной, а если она холодная и дождливая, то долго остаются единственными насекомыми, которые безотказно опыляют в любую погоду растения наших садов и огородов. Доказано, что урожайность садовых культур от опыления шмелями увеличивается в 2 — 3 раза.


Сейчас насекомые отыскивают щели, дупла и норки, где могли бы устроить свое гнездо. Дело в том, что в природе шмели живут всего лишь один сезон — с мая по сентябрь. Главная их задача — продолжение рода. Пока идет развитие семьи, идет и опыление: ведь потомство надо кормить. И качество опыления зависит от количества расплода.

Интересно, что 60% шмелей в основном летают на один и тот же вид цветка. От такого постоянства выигрывают и насекомые, и растения. У шмелей за счет применения традиционных приемов повышается эффективность сбора нектара и пыльцы. Для растений же важно, чтобы пыльца попала на цветок точно такой же культуры.

Эти труженики обрабатывают цветущие растения с утренней зорьки до вечерних сумерек, в пасмурную погоду и даже при небольших дожде и ветре, в то время как у пчел нелетная погода. Опыляют шмели очень качественно: после их работы в несколько раз увеличивается урожайность по сравнению с пчелами (особенно в условиях защищенного грунта). Это неоднократно подтверждали ученые Гродненского аграрного университета. Довольны их работой и в УП «Агрокомбинат «Ждановичи», где урожайность одна из лучших в Беларуси. Во многом благодаря дальновидности и хозяйскому подходу к любому вопросу генерального директора Г.П.Чуйко. Вот и создание лаборатории (к слову, единственной в стране) по разведению шмелей его идея.

Несмотря на то что пчелы и шмели родственные виды, принадлежащие к одному и тому же семейству пчелиных, их биология различна. Во–первых, шмели как опылители работают в 7 — 8 раз быстрее, чем пчелы. Во–вторых, их размер позволяет переносить намного большее количество пыльцы (по весу), что, в свою очередь, делает возможным как опыление гораздо большего количества цветков за одинаковый промежуток времени, так и перелеты на куда более ощутимые расстояния. Ученые выяснили, что ни в полете, ни на цветах шмели и пчелы не замечают друг друга. Между ними нет ни борьбы, ни взаимопомощи. Если пчелы идут на нектар, то шмели — на пыльцу, не пропуская ни одного цветочка, каким бы неудобным он ни был.

— Шмели благодаря своему длинному хоботку могут добывать нектар даже из цветков с узкими венчиками, недоступных для пчел и других насекомых, — дополняет начальник цеха по производству шмелей, пчел и опылению сельскохозяйственных культур Иван Климко. — Длинная цветочная трубка у красного клевера, голубики, клюквы, люцерны, черешни... Да и на клубнике, помидорах, перцах, баклажанах хороший урожай не получить без шмелиного опыления.

О шмелях Иван Иванович может говорить сутками. Оно и неудивительно: почти 10 лет занимается их разведением. Закончив институт механизации сельского хозяйства, работал инженером в родной деревне Скоморошки, что на Столбцовщине. Какое–то время учительствовал. Но всю жизнь занимался пчеловодством: пасека была и у отца, и у деда. Да и своя пасека немаленькая: 130 пчелосемей. В ноябре 2009 года пригласили в агрокомбинат и сразу же предложили должность начальника цеха по разведению шмелей. С этими насекомыми Иван Иванович никогда не работал, но, проведя аналогии с пчелой, на свой страх и риск согласился. Лаборатория на тот момент была на грани закрытия, поменялся уже не один руководитель. Из прежде большого коллектива осталось только два человека. К слову, они и сегодня здесь работают. И если в ноябре не было ни одного шмеля, то уже в январе первых опылителей выпустили в теплицы. Надо сказать, что во всем мире технология разведения шмелей засекречена: уж очень непростое это дело. И тайну не хотят открывать даже за большие деньги.

С Иваном Климко я познакомилась на одном из семинаров «Органик–школы», организованной при Центре экологических решений. И так захотелось самой увидеть все это «шмелиное таинство»! И вот я уже в лаборатории, на стратегическом объекте комбината. В каждой из комнат свои температура, влажность и даже свет. Здесь не только создают комфортные для шмелей условия, но и занимаются селекцией, выведением своей белорусской породы.

Огромнейшее преимущество шмелей как опылителей еще и в том, что при опылении они передают цветам вибрацию (у пчел такого свойства нет), обеспечивая тем самым еще большее опадение пыльцы на пестики. Собирающие пыльцу шмели проникают в цветок, закрепляясь на нем лапками снизу. Челюстями охватывают ободок венчика цветка и заставляют его вибрировать, приводя в движение летательные мышцы, но при этом не расправляя крылья. Это и называется вибрационным опылением. Для некоторых культур (скажем, голубики или томатов) вибрация — главный и обязательный момент эффективного и полного опыления, обеспечивающий более быстрое (до нескольких дней) созревание.

Сотрудники лаборатории

Шмель опыляет цветки в режиме, близком к природным условиям, поэтому и результаты дает наилучшие. Особенности оттенков цвета, конусов тычинок, а также специфические летучие вещества–атрактанты, которые выделяются цветочной пыльцой, говорят ему о готовности цветка к опылению. Это позволяет насекомому выбрать оптимальное время для посещения цветка.

— В мире их насчитывается более 300 пород, — продолжает импровизированную экскурсию по лаборатории Иван Иванович, — но к домашнему (лабораторному) разведению пригодна только одна — большой земляной шмель. Да и сам шмель — это не он, а она: обычная рабочая пчелка, если можно так сказать. Самая главная в гнезде — матка. Она и самая крупная. Мужская часть, как и в пчелином улье, — это трутни. Их основная задача — оплодотворение.

В лаборатории шмелиные пары объединяют по разным признакам. Мужская линия исключительно из белорусских шмелей–трутней. Дело в том, что 70% генотипа передается по отцовской линии. И наши шмели лучше адаптированы к местным условиям. Вот и выезжают, вооружившись сачками, каждую весну сотрудники лаборатории на природу ловить шмелей.

Женская линия исключительно иностранная — матки из Голландии, Испании, Израиля. А чтобы шмели могли встретиться и дать потомство, в лаборатории для них обустроили специальную брачную комнату. Романтики в ней, конечно же, маловато, но для спаривания условия самые идеальные. Самцы так и вьются вокруг самочек, которых через пару дней отправят на 2,5 месяца на «зимовку» в следующее помещение. Когда матка отдохнет и как следует насытится цветочной пыльцой (а это протеин), у нее созреют органы, необходимые для яйцекладки. В природе же спаривание происходит осенью, а формирование новых семей — весной. Пыльцой матка кормит и личинок. И первое поколение сразу же включается в работу. Матка же теряет способность летать и больше гнезда не покидает.

В этом помещении постоянно горит красный свет. Оказывается, при нем шмели ничего не видят и не могут вылететь из домика. Поэтому сотрудники лаборатории спокойно открывают его крышку, чтобы покормить подопечных или провести санитарную уборку.

Когда появляется 60 — 80 рабочих особей, семью пересаживают уже в большой домик и отправляют на работу в теплицу. К слову, домики, в которых так комфортно шмелям, — белорусское ноу–хау, разработанное командой Климко.

Гнездо шмеля

— Попытки «приручения» шмелей для опыления клевера и люцерны начались еще в XIX веке, но только в 80–х годах прошлого столетия появились первые технологии. Работали над этой темой и белорусские ученые, — делает небольшой экскурс в историю Иван Иванович. — Выкапывали ямку, ставили деревянный ящик, насыпали в него собранные мышиные гнезда, в которых любят отдыхать шмели, вставляли пластмассовую трубку и ждали: залетит или нет насекомое, понравится ли ему... Великой удачей считалось, если из ста шмелей три захотят остаться. Однако просто наловить шмелей и заставить их размножаться не так просто, как кажется. Если гнездо будет даже на сантиметр выше или ниже привычной высоты, насекомые убьют матку — и семья погибнет.

Но сегодня результат есть: специалистам лаборатории удалось сдвинуть биологические часы насекомых, позволив им не впадать в длительную спячку, а размножаться круглый год. И если в природе перезимовывают 25% молодых шмелиных маток, то в лаборатории — более 50%.

Совсем несложно приручить шмелей и нам с вами. И сейчас, когда они ищут гнездовья, сделать это проще всего. Выбирая место для улья, обратите внимание на то, летают ли там шмели. Если самки не кружат над землей в поисках будущего гнезда, закладывать домик не имеет смысла. В природе шмелиные матки обычно ищут уже готовые мышиные норы, углубления между камнями и растениями, в кучах компоста, а также дуплах деревьев, среди свертков старых газет или одежды. Заприметив место, соорудите деревянный ящик со сторонами 15 см и толщиной стенок не менее 2 см (лучше из древесины лиственных пород, выдержанной в сухом месте минимум год). В боковой стенке высверлите отверстие для лаза. Им станет обычная стальная труба диаметром 1,3 — 1,5 см и длиной не менее 1 м.

Наружный конец трубки, выставляемый в леток, а также ее внутренний канал на глубину 4 — 5 см покрасьте в черный цвет: темное отверстие лучше привлекает шмелей. Длинный лаз делают для более полной имитации норы грызуна. Да и от главных врагов, муравьев, он будет надежной защитой: дальше чем на 0,5 м они не проникают. Муравьи не прочь отведать шмелиного меда, а также закусить откормленными личинками. Поэтому, чтобы они случайно не наткнулись на гнездо, шмели убирают вокруг все травинки и веточки.

Чтобы дождевая вода не попадала в улей через трубку, ее при установке слегка наклоняют летковым концом вниз или чуть изгибают «горбом вверх» (смотрите рисунок № 1).

Рисунок № 1

Шмелей привлекает мышиный запах. Поэтому улей на две трети наполните сухой подстилкой из мышиных гнезд (подойдет любая: пакля, солома, на которой жили грызуны). Можно использовать серую вату из старых одеял и фуфаек.

Ящик вкопайте в землю вместе с горизонтальным лазом. Крышку улья прикройте дерном. Труба должна выходить летковым отверстием в лунку, расположенную рядом с гнездом. И следите, чтобы она не заполнялась дождевой водой.

Домиком для шмелей может служить и кусок асбоцементной трубы, закрытый с двух сторон, с отверстием в качестве летка, цветочный горшок (смотрите рисунок № 2) и даже скворечник.

Рисунок № 2

Если же домик шмели не заселят до конца июля, уберите его в сарай до следующего сезона.

Поздней осенью (октябрь–ноябрь) молодые оплодотворенные самки разлетаются и, как правило, зарываются на зиму в дерн, а рабочие шмели и самцы погибают. В опустевшем гнезде остаются лишь паразиты. Поэтому на следующий год шмели его уже не используют. Тем не менее большая часть самок из этого гнезда весной прилетает искать место для гнездования рядом с местом своего рождения.

Факт

Биологи подсчитали, что за 100 минут полета шмель посещает 2.634 цветка.

Совет «СБ»

Лучшие растения для пчел и шмелей: вереск, нарцисс, первоцвет, крокус, белый и красный клевер, душица, львиный зев, люпин, вика, зверобой, гравилат, дубровка, подорожник, яснотка («глухая крапива»), тысячелистник, осот, тмин, фацелия, гречиха, подсолнух, укроп, лук, огуречная трава (бораго), козья ива, смородина, черника, малина, ирга, семенники моркови, петрушки, сельдерея и многие другие зонтичные и сложноцветные растения.

Кстати

Если шмели облюбуют вашу теплицу в качестве пасеки, то даже в жару на томатах или огуречнике не будет ни одного пустоцвета. На рассвете насекомые начнут собирать нектар и пыльцу, опыляя цветки до наступления 32 — 36–градусной жары, когда опыление уже бесполезно. Шмели в отличие от пчел лучше ориентируются в теплице и не бьются о пленку и стекло.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter