Школа выживания
28.03.2009
Репортаж из деревни, в которой проворонили демографический взрыв
«Около 15.30 семилетняя жительница д. Ольшаны Столинского района Брестской области, возвращаясь домой из школы, подверглась нападению собаки неустановленной породы.
От полученных ран...»
Почему тернистый путь к знаниям иногда превращается в полосу препятствий? Этот непонятный для города вопрос на Полесье обретает новый контекст. А вкупе с другими ольшанскими факторами — многодетностью, глухим бездорожьем — ставит проблемы совсем другого уровня. Можно назвать их так: феномен сел–гигантов. Суть его проста. Почему демографический взрыв, которого вроде бы так долго ждали, на деле оказывается явлением ненужным и даже хлопотным?
Парник
5.00. Оля Чинигайло еще спит. Безмолвствует огромное село — одно из самых больших в стране, с семью тысячами жителей. Светятся светлячками во дворах огуречные теплицы. Там под пленкой своя уникальная жизнь. Как в лаборатории: особые условия, температуру нужно поддерживать круглосуточно, чтобы не потерять урожай и не остаться без хлеба. Здесь говорят: проспал один раз, не подбросил дров — прозевал сезон.
В парнике отец Оли Александр колдует над «рассадницей». 5.300 огуречных ростков аккуратно расставлены в специальных банках. Каждый из них холят и лелеют, как собственное дитя. Детей в семье Александра шестеро. Он официально безработный. Живет доходами от теплицы — капустой и огурцами. Иногда подрабатывает столярным делом: что–то смастерит на верстаке, выпилит под заказ десяток–другой деревянных досок.
Супруга Наталья в свои 26 лет — мать–героиня. Об этом свидетельствует тоненькая книжица–удостоверение. Ее Наталья получила в прошлом году, но до выплат дело пока не дошло. Местная власть говорит — очередь.
В общем, типичная ольшанская семья. В селе, которое недавно получило статус агрогородка (но таковым является лишь на бумаге), все жители молодые, все семьи — многодетные. Живут в коттеджах, ездят на неплохих машинах, в ваннах ставят душевые кабины с компьютерным управлением. Но рано седеют: бизнес на овощах дается большим трудом.
За килограмм первых огурцов можно получить 2.000 рублей. В конце июля — августе — в двадцать раз меньше. А до того нужно купить дров на 4 миллиона рублей, семена, пленку, удобрения. Заработок сезонный, во многом зависит от активности иностранных купцов, которые приезжают за товаром на местный рынок. Приедут ли в этом году, большой вопрос.
...Если едешь через Ольшаны транзитом, мелькнувшая через окно автобуса жизнь может показаться райской. Но это ложное впечатление. Как утренний туман, оно проходит с рассветом.
Забастовка
А за окном тем временем уже светло. Остовы теплиц, бесконечные, сваленные у крыльца каждого дома горы дров. Каждой из этих гор хватило бы другой семье на всю зиму, но в Ольшанах прожорство теплиц не знает границ.
Дом Александра Чинигайло расположен в микрорайоне Ольшаны–2 на улице Менделеева. Чтобы было удобнее управлять громадной деревней, местные власти решили ввести в оборот городское понятие «микрорайон». Но тут нюанс. Скажем, в Минске есть Уручье, Сухарево, Малиновка, их жильцы постоянно ропщут на планировку. Там не хватает поликлиники, здесь маловато спортивных залов, где–то ждут кинотеатр, гипермаркет, метро...
В микрорайоне Ольшаны–2 не ждут ничего. Здесь нет и не предвидится больших магазинов, забегаловок, торговых центров. И самое главное — напрочь отсутствуют дороги. Два года назад, отчаявшись ждать, пока улицы приведут в порядок, ольшанские жители устроили забастовку. Их терпению пришел конец: в течение нескольких дней сельчане не пускали детей в школу. Требования выдвинули простые: разобраться с дорогами–«танкодромами», повесить хотя бы в некоторых местах фонари, обезопасить дорогу в школу...
Увы, особых результатов ольшанская забастовка не принесла. Появилось несколько фонарей. Подсыпали несколько улиц. Точка.
...Когда на улице раздался детский крик, Александр Чинигайло был в теплице у соседа.
— Что–то кольнуло, подсказало — моя дочурка кричит, — вспоминает отец. — Выбежал, схватил какую–то доску. Отогнал собаку, потом в сторонке бил пса с остервенением, долго. Выместил на нем всю злость.
Дорога
7.15. Оля Чинигайло махнула маме рукой. Выходим из дома. А точнее — выныриваем. Через несколько метров здоровенная лужа, первая в череде многих. Вереницу ольшанских луж впору наносить на карту на манер Браславских озер. Понимаю: сюда никак не подъедет «скорая», застрянет милиция, оступится МЧС. Говорят, даже на свадьбу жених и невеста надевают чеботы, чтобы не провалиться по колено в жижу.
...Картина открывается футуристическая. Из всех дворов, пробираясь через грязь, по кладкам, кускам фанеры, вприпрыжку идут школьники. Кто постарше — помогает малышам. Дело непростое — постараться не запачкаться. Вряд ли учитель одобрит, если придешь на урок грязным. В школе нынче строгая форма и деловой стиль...
Выбравшись из болота на сухую дорогу, ребята отряхиваются. Обмывают, черпая из лужи воду, свои туфли и ботинки. Потом направляются к сборным пунктам — импровизированным остановкам. Ждут. Думаете, за ними приедет школьный автобус? Ничего подобного. Ученики ищут глазами попутку. Взрослые заранее договариваются, кому сегодня подбрасывать ребятишек. Если места в авто хватит, прокатишься с ветерком. Нет — потопаешь пешком.
В этот раз Оле Чинигайло повезло. Подвезти на своем микроавтобусе вызвался сосед. Затащил в салон ржавые сиденья. Гурьбой, как цыплята, в «рафик» ринулись с десяток малышей. Уселись по лавкам, а кто и стоя, хватаясь за ручки и выступы. Возить так детей нельзя. По правилам, без них... Мало ли, кто–нибудь подрежет, тряхнет на яме. Но иного выхода нет.
Информация к размышлению
В Столинский райисполком жители Ольшан–2 написали коллективное письмо. Рассказали о случае с собакой, попросили помочь с централизованным подвозом. Ведь в школе один автобус есть. Его подарил облисполком. Но с пометкой: использовать для экскурсий, поездок на олимпиады.
Письмо ольшанцев рассмотрели, из Столина приехала комиссия, поглядела, что да как. Ответ прислали в письменном виде. Формальный, не подкопаешься:
«Сообщаем, что согласно ст. 49 Закона республики Беларусь «Об образовании» порядок бесплатного подвоза к месту учебы и обратно к месту жительства определяется местными исполнительными и распорядительными органами. Согласно решению Столинского районного исполнительного комитета от 1 сентября 2008 г. право бесплатного подвоза к месту учебы и обратно к месту жительства предоставлено учащимся сельских учебно–воспитательных учреждений, проживающим, постоянно или временно, в населенных пунктах, в которых отсутствуют общеобразовательные учреждения и расстояние от места жительства до места обучения в которых составляет три и более километра. Так как Ольшанская средняя школа расположена на территории д. Ольшаны, жителями которой являются ваши дети, то им право бесплатного подвоза к месту учебы и обратно не предоставляется».
И в конце приписка: если не согласны, имеете право обратиться в вышестоящие органы или суд.
Размышление к информации
Местные жители по судам ходить не приуче
ны, они предложили альтернативу: оплатить 50% от стоимости всех расходов, лишь бы только детей возили. Увы, и тут отказ. Получается, автобус на 27 мест большую часть времени простаивает без дела...
Мы же решили поинтересоваться в «вышестоящих органах», в чьей компетенции находится решение конфликта.
— Не могу сказать, есть ли какая–либо нормативная база, позволяющая определить — возить или не возить, — рассудил главный инспектор управления общего среднего образования Министерства образования Владимир Поддубский. — Хотя эти вопросы действительно должны решать местные власти. Обычно проблема с подвозом возникает, если где–то закрывается школа. Там, где нет автобусов, власти могут договориться с автотранспортным предприятием о бесплатных поездках, найти другой вариант. В целом по стране школьных автобусов закупается много. За четыре последних года было приобретено 632 — в два раза больше, чем запланировано. В Брестской области планы тоже перевыполнены...
Школа
— Если постоять на крыльце после того, как прозвенит звонок, иной раз насчитаешь до девяноста опоздавших, — говорит директор Ольшанской СШ Анна Мозоль. — И способов решения этой проблемы я не знаю. Как подвезти детей к началу занятий при наличии одного автобуса, рассчитанного на 27 мест? Смотрите сами: всего в школе 1.570 учеников. Каждый третий учится в начальной школе. Одних подвезут — взбунтуются родители других, с противоположного конца села.
Директор призналась: раньше от ольшанцев часто отмахивались — в школе небольшой процент поступления выпускников в вузы. Пару лет назад он колебался в районе 18 — 20, сейчас немного вырос. Анна Владимировна этой статистике очень рада и связывает ее... с трудностями со сбытом огурцов. Чтобы разрушить порочный круг, вырваться из мира теплиц–лабораторий, ольшанцы стали внимательнее относиться к образованию своих детей. Им бы только найти понимание. Пока не выходит.
Бюджет
11.00. В классе у доски Оля Чинигайло решает задачку. Смеются, ерзают за партами дети — обычные мальчишки и девчонки. Читают, рисуют... Наша героиня задумалась: если взять из одной корзины пять яблок и переложить три во вторую, сколько останется в первой?
На решение у первоклассницы уходят считанные секунды. А вот у председателя Ольшанского сельского исполнительного Комитета Виктора Гапко арифметика куда более сложная. Он в раздумьях, потому что знает: ольшанский клубок проблем, если его не распутать, вот–вот разрастется и превратится в огромный булыжник. Раздавит — не успеешь отскочить.
— У нас 100 километров улиц, за год сделать капремонт невозможно, — говорит председатель уставшим голосом. — Своей бухгалтерии в сельсовете нет, все финансовые средства идут через районный и областной бюджеты. В этом году запланировано реконструировать еще 3 улицы. Мало...
Безнадега
15.00. Занятия для первоклашек подходят к концу. Беседую с родителями у крыльца школы. Рассказывают: вот недавно еще одну девочку от собаки спасли. Уже в другом конце села. Может, выйти с ружьями и самим навести порядок? Но стрелять опасно — скоро село «ощетинится» теплицами. А за пленкой не разглядишь, человек там или огурец.
Информация к размышлению
Ольшанцы понимают: отсутствие автобуса — не самая большая беда. Основной вопрос вот в чем: что будет с деревней, где нет дорог, через 5 — 10 лет, если темпы демографического роста останутся на том же высоком уровне? В школе, которая рассчитана на 1.400 мест, уже сейчас 1.570 учеников. А в семье нашего героя, напомним, шестеро детей. И учится только одна девочка. Пока.
Размышление к информации
— Деревня растет как на дрожжах, моментально, быстро, за этим демографическим взрывом мы не успеваем, — честно признался мне начальник отдела образования Столинского райисполкома Александр Вечорко.
И пускай социологи, специалисты по демографии возразят: мол, демографическим взрывом это назвать нельзя — ненаучно, факты налицо. Инфраструктура, образование в конкретном населенном пункте оказались не готовы к всплеску рождаемости. Прозевали! И то, чему стоило только радоваться, вгоняет теперь в уныние. Одно только упоминание об Ольшанах заставляет чиновников различного ранга кривиться. Хотя давно пора, проанализировав ситуацию, разработать план спасения уникальной деревни. Ведь она, как и другие села–«тысячники», коих в Брестской области больше, чем в любой другой, — ценный источник нашего демографического потенциала.
— Утверждать, что в этих населенных пунктах уровень рождаемости значительно превысил уровень смертности, не буду. Но то, что это отличный знак, а дело сдвинулось с мертвой точки, — однозначно, — считает доцент кафедры экономической географии зарубежных стран Белгосуниверситета Екатерина Антипова. — Объяснений тут несколько. Это и эффект от программы развития и возрождения села, и особенности жизни населения, традиции. Больше всего радует способность сел и агрогородков к демографическому саморазвитию — когда население пополняется не за счет мигрантов, а за счет внутренних ресурсов. Таких населенных пунктов немного, они расположены в Минской и Брестской областях, и мы называем их эталонами. Конечно, пускать позитивные процессы на самотек нельзя. Нужно отправлять в села исследователей, анализировать, сопоставлять. К демографическим скачкам необходимо быть готовыми. К сожалению, исследований в этой области пока недостаточно...
* * *
К котловану, где собираются строить вторую ольшанскую школу–сад, тянут тележки со стройматериалом малыши. Мужики огораживают стройплощадку, делают забор. Развели костер, греются. Работает человек пять. Раз ударил — покурил.
Гнилая капуста возле колодца. Строительный хлам в песочнице. Улыбаются, если напоминаешь об объявлении на дверях исполкома: «В связи с благоустройством улиц просьба убрать возле каждого дома дрова и солому».
Где оно, то благоустройство?
Ольшанцы верят в светлую мечту своих детей, но, как истинные полешуки, не спешат и пальцем пошевелить, чтобы ее приблизить.
А по большой разбитой улице меж тем все идет маленькая девочка в розовой куртке. Старательно вышагивает через лужи. За плечами рюкзак с букварем, на ногах лакированные ботинки. Во всей ольшанской серости она — как маленький луч света. Навстречу девочке едут тяжелые лесовозы, катятся подводы с капустой, газуют мотоциклисты, из колясок которых тоже торчат мешки и тюки. Чадят железные печки, растут, прорывая землю, огуречные ростки — потенциальные доллары и рубли. Там у них — по–прежнему парниковый период...
...А я, уже в Минске, снова с тревогой открываю милицейскую сводку. Как дела в Столинском районе, деревне Ольшаны? Все спокойно. Без происшествий.
Маленькая девочка настойчиво пробирается в школу. А значит, не так беспросветна ольшанская безнадега.