Чем удивит обновленная программа «Дабраранак» на «Беларусь 3»

Шкодит Кася, а получает Лесик

«КАСЯ, хватит петь», — делает замечание подруге Лесик. — «Хочу и буду». — «Но я ведь хочу танцевать». — «А я петь». — «Нет, танцевать». Такие споры милых зайцев, главных героев детской программы «Дабраранак», на съемочной площадке звучат часто. Юным телеведущим в кадре разрешается шалить. Да и программа по возрасту еще ребенок — выходит на телевидении всего третий год. Однако за это время успела стать популярной. Касе и Лесику приходят письма от поклонников, рисунки и открытки. Тем временем компанию зайцам в первый весенний месяц составили новые ведущие — четверо школьников, которые прошли строгий кастинг. «ТелеРадиоНеделя» заглянула на съемочную площадку и словно попала в сказочный мир…

Аня ДЕДЮЛЯ с соведущими Касей и Лесиком

ПЕРВОЕ, что привлекает взор на съемочной площадке, это антураж: яркие обои, большой стол в центре комнаты и две пары торчащих ушей. Под столом тем временем Кася и Лесик повторяют сценарий — обсуждают, спорят. Руководят же милыми игрушечными созданиями вполне себе реальные люди — актеры Театра кукол Наталья Кот-Кузьма и Дмитрий Чуйков. Не тяжело ли вести всю запись в сидячем положении?

— Нам не привыкать, — улыбаются актеры. — Кому тяжело, так это самим Касе и Лесику, они ведь постоянно под прицелом камер.

Наталья и Дмитрий в программе больше года. Стать частью «Дабраранка» было не так просто — прошли жесткий кастинг на эти роли. Помогла, признаются, давняя любовь к детским программам: сами выросли на «Калыханке» — схожем проекте. Кстати, раньше зайцы работали большим составом — в проекте выступал еще и компьютерный герой Ясик, который позже «ушел» из «Дабраранка». Дабы персонажи не скучали, с марта к ним подключилась целая бригада — школьники Аня Дедюля и Варвара Сосковец, Илья Чудук и Иван Костюкевич.

Актеры Театра кукол Дмитрий ЧУЙКОВ и Наталья КОТ-КУЗЬМА

— Такие изменения в программе вполне логичны, — объясняет причину появления новых героев шеф-редактор проекта Елена Фурсова. — Мир не стоит на месте, поэтому ищем новые формы, ту концепцию, которая будет интересна маленьким зрителям. В новых ведущих ребята увидят своих друзей-ровесников, в ком-то узнают самих себя. Типажи новичков яркие: Аня, например, этакая веселушка, солнечный человечек, Варя более серьезная, эдакая отличница, Ваня — герой творческий, а Илья эрудит. Поэтому и сценарий стараемся писать под каждого конкретного ведущего, чтобы смотрелся органично в кадре.

Чтобы стать ведущими детской программы, школьникам пришлось пройти серьезный отбор, в котором участвовало более семидесяти человек. На что обращали внимание в первую очередь? Здесь все, как у взрослых, — грамотная речь, отточенная дикция, свободное владение белорусским языком и органичность в кадре. Никаких поблажек и скидок на возраст. Ведь работа ведущих детской программы ведется совсем в недетском ритме. Съемки два раза в неделю (при этом занятия в школе никто не отменял), восьмистраничный сценарий, который нужно знать назубок, перезапись дублей, команды режиссеров и операторов… Не каждый взрослый смирится с такой нагрузкой.

 
Исполнительный продюсер Елена КНИГА
 
Шеф-редактор программы Елена ФУРСОВА
Четвероклассница столичной школы № 71 Аня Дедюля не ропщет: «Мне интересен процесс съемок. Да и друзьям нравится, как смотрюсь в кадре. Меня уже даже стали в школе узнавать и в магазине. Но порой волнуюсь немного — опасаюсь забыть текст». Аня, кстати, личность для своего возраста незаурядная. Пишет стихи и смешные истории, а в копилке имеет победы в конкурсах декламаторов.

Пока разговариваем, девочку приглашают на съемочную площадку, и она быстро взгромождается на высокий стул. Кася и Лесик уже на позиции. «Пишем!» — звучит голос режиссера. Ведущие произносят свои реплики, однако съемки тут же останавливают. «Анечка, сядь ровно и смотри на зайцев, ты же с ними разговариваешь», — командуют телевизионщики. Девочка следует указаниям и продолжает общение с куклами. Однако замечает что-то неладное: Кася и Лесик ведут себя подозрительно послушно, а потом зачем-то угощают Аню пряниками. «Признавайтесь, что натворили?» — командует школьница. Зайцы кротко достают любимую куклу девочки: так заигрались, что сломали игрушке ногу. Аня мастерски чинит куклу и мирится с зайцами.

— Такие поучительные моменты в программе нередки, — поясняет исполнительный продюсер «Дабраранка» Елена Книга. — Хотя стараемся делать это ненавязчиво, все-таки программа утренняя, а утро должно быть легким и добрым. К тому же не хочется нагружать ребят перед садиком или школой. В это время детям нужно проснуться, раскачаться. Но без образовательного элемента никуда: Кася нашкодит, а Лесик ее тут же учит. Сейчас появились и товарищи повзрослее, которым эта задача тоже по силам.

После диалога с соведущими Аня постепенно подводит зрителей к телесюжету, а затем и к мультфильму. Тут уже можно расслабиться. Но девочка беспокойно спрашивает, который час: «У меня ведь контрольная по английскому, опаздывать никак нельзя». Режиссеры успокаивают — на часах одиннадцать. Но время на съемках бежит стремительно. Да и в утреннем эфире, учитывая  полезные советы специалистов — доктора Витушкина, психологов и педагогов, полчаса проходят незаметно.

 
Илья ЧУДУК
 
Варвара СОСКОВЕЦ
 
Иван КОСТЮКЕВИЧ
За легкой для детского восприятия передачей стоит кропотливая работа. Подготовка сценария, выбор подходящего мультфильма. А чего стоит монтаж: порой, чтобы подготовить к эфиру один выпуск, уходит целый день. «Сложно угадать, сколько времени будут занимать реплики ведущих, а у программы четкий хронометраж. Поэтому иной раз приходится идти на уловки — немного «подрезать» мультфильмы. Чтобы сделать это грамотно, учат их наизусть. Маленький зритель ведь не должен заподозрить неладное и заметить недостающие слова любимых персонажей. Работа над программой — целое искусство», — объясняет сложный технический процесс режиссер монтажа Сергей Беляев.

КОГДА одна серия передачи отснята, телевизионщики объявляют перерыв. Аня прощается с коллегами и сдает пост другому ведущему — ученику 4-го класса минской гимназии № 56 Илье Чудуку. Юный ведущий увлекается футболом, хорошо играет на гитаре и барабанах. Нынешние съемки для Ильи — вторые по счету: «Большого опыта в этом деле не имею. На камеру снимался, но для телевидения впервые». А как же справляется с волнением? Илья выработал свой психологический рецепт: «Сам себя успокаиваю. Ну подумаешь, на меня смотрят всего лишь несколько миллионов человек. Что в этом такого?»

К такому сложному распорядку мальчик привык — успевает и уроки сделать, и сценарий выучить. Правда, сегодня с уроками у него не получилось: «Но обычно все успеваю. Сценарий учу быстро — память у меня хорошая и по литературе за стихи хорошие оценки. Мне достаточно просто вечером пять раз прочитать текст — и на следующий день я все точно воспроизведу». Любимый предмет мальчика — русский язык и литература. В школьной библиотеке, говорит, перечитал чуть ли не все книги.

В новом образе Илье вполне комфортно:

— Конечно, когда разговариваешь с куклой, сам себе думаешь — как-то это странно. Но классно. Мне кажется, маленькие дети верят, что куклы живые. Ну и я, когда начинаю сниматься, сам в это верю — ведь разговариваю не с людьми, которые сидят под столом, а с куклами.

В холле встречаю еще одного маленького ведущего — Ивана Костюкевича. Шестиклассника столичной гимназии № 3 телевизионщики прозвали маленьким принцем. Неспроста: Ваня — натура творческая. Играет на гитаре и кларнете, занимается спортивным ориентированием. Вдобавок к этому еще и режиссирует школьный театр. Съемки для мальчика дело привычное: Ваня не раз участвовал в кинокартинах: в сериале «Тонкий лед» играл сына главных героев, были эпизоды и в «Обратной стороне луны»: «Мне самому нравится процесс, как это все происходит. Поэтому в будущем хочу стать режиссером».

Над проектом работает целая команда

РАБОТА над «Дабраранкам» не прекращается: режиссеры отдают команды ведущим, операторы настраивают свет. Важно, чтобы зрители увидели красивую картинку. Но только ее ли?

— Важно следить, чем интересуется нынешнее поколение. Для этого разговариваем с учителями, психологами. К тому же над передачей работает целая команда, у которой дети разного возраста, — поясняет Елена Фурсова. — Время сегодня диктует новые подходы к подобным проектам. Уже и малыши не расстаются с гаджетами, понимают в компьютерах, предпочитают мультфильмы со спецэффектами. Но сколько бы времени ни прошло, дети есть дети — добрые и открытые. Такая должна быть и передача.

Смотрите программу «Дабраранак» по будням в 7.00 на Беларусь 3.

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter