Шептуны: мифы и реальность
06.11.2012
Белорусско-польский шепот для многих — последняя надежда
Источник: http://lens.blogs.nytimes.com/2012/10/31...
На самой окраине северо-восточной Польши живет группа престарелых приверженцев православия, которые, как говорят, обладают особой силой. При помощи заговоров они могут исцелять больных, изгонять злых духов и даже… останавливать сердце врагу. Живя на мистическом перекрестке христианской веры и народных предрассудков, они считают себя членами церкви, хотя сама церковь их не признает. Их называют «шептуны».
Фотограф из Варшавы Куба Каминский слышал о «шептунах» и раньше в рассказах, которые больше смахивали на обычные легенды. Но все же их жизнь казалась настолько загадочной, что просто требовала исследования. «Я люблю снимать невидимое, — говорит 28-летний Каминский. — Поэтому и захотел побывать там, потрогать вещи, которые непонятны людям, своими руками».
Куба не знаком с языком и регионом Подляшья, который примыкает к Беларуси, Украине и Калининградской области. Поэтому он включил в экспедицию своего друга, молодого этнографа Томаша Сулиму.
Томаш разговаривает на диалекте шептунов — малопонятном миксе белорусского и польского. Он и послужил проводником во время двухнедельного путешествия к этим людям, которые очень настороженно относятся к чужакам. Фотокамера только усиливала подозрения, и требовалось немало времени, чтобы уговорить их на съемки.
Шептуны сами себя так не называют. И необязательно признают себя поляками. Национальность их не волнует: когда спрашиваешь, кто они, обычный ответ: «Мы здешние».
И все же они православной веры, и говорят о том, что Бог велел им проводить сверхъестественные обряды. Но это, в свою очередь, не дает церкви полностью принять их в свое лоно.
Не последняя из причин этому в том, что некоторые из заговоров направлены на причинение вреда или смерти. Но шептуны утверждают, что их сила направлена все-таки на исцеление.
«Шептун для тех, кто сюда приезжает, важнее, чем доктор, лечащий рак» — говорит и сам фотограф.
Вместе с Томашом Сулимой Куба Каминский собирается продолжить эту экспедицию, теперь уже на территории Беларуси, сообщается в блоге «Линза» на сайте «Нью-Йорк Таймс».
|
Шептуха из деревни Рутка. |
|
Сломанное дерево у Рутки рядом с лесной тропой. |
|
Шептуха проводит исцеляющий обряд в деревне Добровода. |
|
Кресты здесь встречаются повсеместно. |
|
Мужчина убирает листья с дороги в деревню Кнорыды. |
|
Шептуны утверждают, что их сила направлена на добро. |
|
Женщина, помогающая шептухе в деревне Орля. |
|
Во время обряда. |
|
Эти снимки немного мрачноваты, но таков уж стиль фотографа.. |
|
Только что с забора спрыгнул кот. |
|
Многие из приезжающих сюда больше доверяют шептунам, чем докторам. |
|
С одной из «пациенток». |
|
На подворье. |
|
Крест по дороге к деревне Парцево. |
|
Совершается обряд рядом с источником святой воды в Доброводе. |
|
Эта дорога ведет в Кнорыды, где, по преданию, сто лет назад было явление Девы Марии. |
|
Ожидание церковной службы в деревне Стары-Корнин. |
|
Шептуха принимает «пациентку» у себя на дому. |
|
Кресты на святой горе в деревне Грабарка, которая считается одним из самых святых мест для православных в Польше. |
|
Обряд под иконой святой Анны во время процессии в Стары-Корнине. |
|
Птицы над Орлей. |
|
Совершается ритуал. |
|
Собачье-кошачья разборка. |
|
Обряд по исцелению души в хате одной из шептух в Парцево. |
|
Ночная очередь в коридоре церкви, где проводит обряды анонимный священник. Он утверждает, что после аварии обрел дар исцелять. |
|
Люди здесь живут на перекрестке двух миров. |
|
Ближайшая из названных деревень всего в паре км от белорусско-польской границы. |