В Музее современного изобразительного искусства открылась персональная выставка народного художника Владимира Товстика
12.09.2014 23:31:00
Гуляешь вечером по детскому парку, на воду смотришь, на мосты, на отражения деревьев и зданий в ленивой воде Свислочи, на прогуливающихся по набережной людей. Тут и встретишь Владимира Товстика. На художника он совсем не похож. Идет себе неспешно, щурится слегка, улыбается, то в небо посмотрит, то под ноги глянет.
Вот таким случайным встречам всегда радуюсь. Знаю, что он ходил к маме, она на улице Первомайской живет, а теперь от нее возвращается. Как–то спросил у него, почему он — такой известный художник, лауреат, профессор, заведующий кафедрой, а ходит пешком. Все коллеги давным–давно на машинах, а он на своих двоих или на общественном транспорте до места добирается. Володя, пожав плечами, признался, что ему так удобнее, мол, с техникой он с детства не дружит, обычно никуда не спешит и всегда радуется, когда есть возможность ходить по родному городу.
Понял, что так увидеть Минск можно не из мчащегося автомобиля, а только неторопливо двигаясь сквозь него, останавливаясь, вглядываясь в очертания зданий, в отражения в стеклах окон и витрин. Рассматривая фигуры мужчин и женщин, старую кирпичную кладку, яркое золото куполов, старинную черепицу винного цвета. Провожая взглядом взлетевших из–под ног голубей, падающий с клена красный лист, любуясь кованой оградой или ее тенью на серой брусчатке... (Не хотел, но уже рассказываю о картинах.)
Его полотна заполнены многочисленными, но точными деталями городского быта как сегодняшнего дня, так и прошедших столетий. И вот что интересно, все эти детали мирно сосуществуют на полотнах, даже ведут тихий неторопливый диалог.
Владимир Товстик — художник обстоятельный. Почти к каждому холсту делает эскизы и рисунки. Альбомов с быстрыми карандашными набросками у него полный шкаф. Да и у мольберта с неоконченной картиной лежат раскрытые альбомы. На холсте цветы, уже написанные масляными красками, а такие же лилии на страничке альбома. Они — всего лишь фрагмент, как и деревья, облака, фонари, цветы, здания, люди, птицы... Все то, что обычно не замечаешь, но без чего город выглядит пустым и неживым.
За несколько дней до вернисажа мы встретились с Владимиром Антоновичем в его мастерской. Чуть смущаясь, с лаконичными комментариями, художник показывал холсты. Они уже в рамах, уже «одеты» и готовы покинуть родной дом. Смотрим на картины, а они глядят на нас. Задаю вопросы, художник отвечает, поворачивая холст к свету.
«Выставка у меня получилась камерная, без пафоса. Мне повезло увидеть много разных городов. Некоторые встречи были короткими, но запомнились. В Италии я чувствую себя как дома. Может, это с изучением истории искусства связано. Тысячи фотографий, репродукций, а потому все кажется знакомым. Был в городе Урбино, в том самом, где родился Рафаэль. Там хранится работа Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа». Раньше я думал, что это большое полотно, написанное по всем законам монументальной живописи. Увидел и удивился. Оказалось, что это маленькая темная доска, поточенная жучками... Трагический сюжет, а работа светлая. Потом ходил по городу и узнавал его. Пятьсот лет прошло, а здания, силуэт города узнаваемы, сохранились... Вот в этом и есть тайна живописи. Это и волнует зрителя...» — говорит художник и показывает следующее полотно.
Подхожу поближе, хочется рассмотреть. Узнаю наш город. Улица Первомайская. Парк. Холм с соснами. По улице мчится старомодный трамвай, такие только в воспоминаниях, старых фильмах, да на старых фотографиях продолжают бесшумно ездить, рассыпая искры. Картина очень узнаваема. В комментариях не нуждается. Она — как фотография из семейного альбома. Вроде бы случайный снимок. Как будто палец сам нажал кнопку, пружина щелкнула, а потом уже в проявителе проступило на розовой фотобумаге изображение. Понимаю, что работа о маме, о школьнике Володе, о Минске, которого уже нет.
«Внешне мои работы немного похожи на фотографии, но каждый холст я сочиняю. Для меня картина — это рассказ, имеющий сюжет. Это сочинение из десятков разных фрагментов, увиденных в разное время, в разных городах, иногда находящихся друг от друга за несколько тысяч километров. Я стараюсь уходить от фотографической точности и делать работу по законам искусства. Ведь человек, покупая картину, принося ее к себе домой, покупает близкую себе ауру. Это как с иконой. Картина должна помогать и защищать...» — Владимир выносит на свет следующее полотно.
«Преподавать тяжело. Современная молодежь очень недоверчива и информированна. Они уже много видели, знают, поездили... Если ты что–то говоришь, утверждаешь, то ты сам должен и показать, как это делается. Тогда это убедительно. Педагог должен подтверждать свой профессиональный уровень все время. Так было и раньше, когда я учился. С благодарностью вспоминаю всех своих учителей, всех, кто учил меня понимать, что такое искусство. Помнишь, как говорил Хаим Моисеевич Лившиц о живописи: «Чуть–чуть не так, и все не так!..» — Владимир замечает, что в мастерской стало темно и включает яркий свет.
На открытии выставки, стоя в толпе друзей и поклонников Владимира Товстика, я вспоминал наше долгое знакомство. Случайные встречи в городе. Естественно, что в такой день картины не рассмотреть. Вернисажи придуманы, чтобы художник пообщался со зрителями, с теми, кто любит его творчество. В залах было многолюдно.
Вот таким случайным встречам всегда радуюсь. Знаю, что он ходил к маме, она на улице Первомайской живет, а теперь от нее возвращается. Как–то спросил у него, почему он — такой известный художник, лауреат, профессор, заведующий кафедрой, а ходит пешком. Все коллеги давным–давно на машинах, а он на своих двоих или на общественном транспорте до места добирается. Володя, пожав плечами, признался, что ему так удобнее, мол, с техникой он с детства не дружит, обычно никуда не спешит и всегда радуется, когда есть возможность ходить по родному городу.
Понял, что так увидеть Минск можно не из мчащегося автомобиля, а только неторопливо двигаясь сквозь него, останавливаясь, вглядываясь в очертания зданий, в отражения в стеклах окон и витрин. Рассматривая фигуры мужчин и женщин, старую кирпичную кладку, яркое золото куполов, старинную черепицу винного цвета. Провожая взглядом взлетевших из–под ног голубей, падающий с клена красный лист, любуясь кованой оградой или ее тенью на серой брусчатке... (Не хотел, но уже рассказываю о картинах.)
Его полотна заполнены многочисленными, но точными деталями городского быта как сегодняшнего дня, так и прошедших столетий. И вот что интересно, все эти детали мирно сосуществуют на полотнах, даже ведут тихий неторопливый диалог.
Владимир Товстик — художник обстоятельный. Почти к каждому холсту делает эскизы и рисунки. Альбомов с быстрыми карандашными набросками у него полный шкаф. Да и у мольберта с неоконченной картиной лежат раскрытые альбомы. На холсте цветы, уже написанные масляными красками, а такие же лилии на страничке альбома. Они — всего лишь фрагмент, как и деревья, облака, фонари, цветы, здания, люди, птицы... Все то, что обычно не замечаешь, но без чего город выглядит пустым и неживым.
За несколько дней до вернисажа мы встретились с Владимиром Антоновичем в его мастерской. Чуть смущаясь, с лаконичными комментариями, художник показывал холсты. Они уже в рамах, уже «одеты» и готовы покинуть родной дом. Смотрим на картины, а они глядят на нас. Задаю вопросы, художник отвечает, поворачивая холст к свету.
«Выставка у меня получилась камерная, без пафоса. Мне повезло увидеть много разных городов. Некоторые встречи были короткими, но запомнились. В Италии я чувствую себя как дома. Может, это с изучением истории искусства связано. Тысячи фотографий, репродукций, а потому все кажется знакомым. Был в городе Урбино, в том самом, где родился Рафаэль. Там хранится работа Пьеро делла Франческа «Бичевание Христа». Раньше я думал, что это большое полотно, написанное по всем законам монументальной живописи. Увидел и удивился. Оказалось, что это маленькая темная доска, поточенная жучками... Трагический сюжет, а работа светлая. Потом ходил по городу и узнавал его. Пятьсот лет прошло, а здания, силуэт города узнаваемы, сохранились... Вот в этом и есть тайна живописи. Это и волнует зрителя...» — говорит художник и показывает следующее полотно.
Подхожу поближе, хочется рассмотреть. Узнаю наш город. Улица Первомайская. Парк. Холм с соснами. По улице мчится старомодный трамвай, такие только в воспоминаниях, старых фильмах, да на старых фотографиях продолжают бесшумно ездить, рассыпая искры. Картина очень узнаваема. В комментариях не нуждается. Она — как фотография из семейного альбома. Вроде бы случайный снимок. Как будто палец сам нажал кнопку, пружина щелкнула, а потом уже в проявителе проступило на розовой фотобумаге изображение. Понимаю, что работа о маме, о школьнике Володе, о Минске, которого уже нет.
«Внешне мои работы немного похожи на фотографии, но каждый холст я сочиняю. Для меня картина — это рассказ, имеющий сюжет. Это сочинение из десятков разных фрагментов, увиденных в разное время, в разных городах, иногда находящихся друг от друга за несколько тысяч километров. Я стараюсь уходить от фотографической точности и делать работу по законам искусства. Ведь человек, покупая картину, принося ее к себе домой, покупает близкую себе ауру. Это как с иконой. Картина должна помогать и защищать...» — Владимир выносит на свет следующее полотно.
«Преподавать тяжело. Современная молодежь очень недоверчива и информированна. Они уже много видели, знают, поездили... Если ты что–то говоришь, утверждаешь, то ты сам должен и показать, как это делается. Тогда это убедительно. Педагог должен подтверждать свой профессиональный уровень все время. Так было и раньше, когда я учился. С благодарностью вспоминаю всех своих учителей, всех, кто учил меня понимать, что такое искусство. Помнишь, как говорил Хаим Моисеевич Лившиц о живописи: «Чуть–чуть не так, и все не так!..» — Владимир замечает, что в мастерской стало темно и включает яркий свет.
На открытии выставки, стоя в толпе друзей и поклонников Владимира Товстика, я вспоминал наше долгое знакомство. Случайные встречи в городе. Естественно, что в такой день картины не рассмотреть. Вернисажи придуманы, чтобы художник пообщался со зрителями, с теми, кто любит его творчество. В залах было многолюдно.
ladzimir@tut.by
Советская Белоруссия №175 (24556). Суббота, 13 сентября 2014.