О пользе шахмат

Шах вам, дяденька

Наши юные дарования все чаще становятся победителями самых разных международных олимпиад, конкурсов, турниров. Мне как журналисту приходилось не раз об этом писать. Но оценивать уровень, к примеру, юных программистов или математиков, мало разбираясь в этих областях, всегда сложно. В шахматах я бы смог, да как–то не приходилось сталкиваться с вундеркиндами вживую. А недавно повезло. Почему я решил, что это вундеркинд? А как еще, скажите, можно назвать маленького мальчика, который, играя черными (!), всю партию гонял по доске короля почти кандидата, правда, бывшего, в мастера спорта? Был у меня кандидатский балл в уже далеком 1996 году...


А дело было так. Позвонил мне чемпион нашего района по шахматам Петр Малашкевич. Предложил поехать в Круглое, принять участие в шахматном турнире, посвященном памяти погибших воинов–«афганцев» Круглянщины. В команде образовалась вакансия, поэтому по старой памяти пригласили меня, хотя я не играл на серьезном уровне почти 20 лет. И я согласился. Соревнования проводились в школе. Поэтому не придал особого значения тому, что в зале были и дети. Обычно руководители шахматных кружков приводят своих подопечных посмотреть, как играют взрослые, набраться у них ума–разума. Мне и самому было интересно поиграть после долгого перерыва, посмотреть, каковы в деле шахматисты соседних районов. Посмотрел. Оценил. После двух туров у меня были 2 «баранки». Пытался отшутиться, что мне только дети сегодня по силам. И, видимо, кто–то свыше услышал — против меня посадили совсем маленького мальчика, которого из–за стола почти не видно было. Не скрою, обрадовался: есть первое очко в копилку команды! Но после пятого–шестого хода моя радость стала постепенно улетучиваться. Мальчик быстро отразил мои наскоки, забрал пешку, которую я отдавал вроде бы как за инициативу, и сам организовал наступление. Ни пешки у меня, ни инициативы...

Что делать? Я надолго задумался. А он сидит себе напротив, маленькая такая кнопка, вертится, как первоклашка–непоседа, поглядывает по сторонам, а потом раз — и делает ход. Такое ощущение, что вообще на доску не смотрит. Но какие это были ходы! Меня натурально прошиб холодный пот. Засмеют ведь товарищи по команде, если проиграю ребенку. Я и так, я и этак, время на часах тает, а улучшить позицию не могу. Со скорбью смотрел я на своего короля — лишней пешки моему всевидящему визави хватит, чтобы его «заматовать». Выражение лица в это время у меня было, наверное, не лучше, чем, если кто помнит, у тренера «Баварии» Юппа Хайнкеса после проигрыша БАТЭ. Но мне повезло. Восьмилетний могилевский вундеркинд Алик — так его зовут — в атаке допустил ошибку, и я выкрутился за 8 секунд до падения флажка на моих часах. Ничья. После игры Алик проанализировал весь ход партии, показал, где я ошибся, а где он, чем добил меня окончательно.

Решил посмотреть, как играет другой такой же малыш со взрослым дядей, который разгромил меня в предыдущем туре. Признаюсь, был ошарашен: мой обидчик горел, как говорится, по всем статьям. Правда, мат ему второклассник Михей Науменко из Орши не успел поставить, дяденька сдался раньше. И по его виду не сказать было, что сильно огорчен. Видимо, знал, что играет с чемпионом Европы среди своих сверстников. В итоге и здесь малыш опередил всех и занял первое место на третьей доске. Вот такого вундеркинда вырастил тренер Николай Жуков. И все благодаря тому, что в школах такой интеллектуальной игре, как шахматы, стали тоже уделять больше внимания. Что нужно только приветствовать.

Ведь шахматы — это не только гимнастика ума. Есть в этой игре нечто большее. Что в жизни, что в шахматах практически одни и те же задачи, одни и те же принципы и приемы достижения цели. Они, например, учат искусству анализа, оценивать соотношение своих возможностей и возможностей противостоящих сил. Не рассчитывать на чужие ошибки. Что не нужно бросаться в авантюры, не стараться сразу победить, а последовательно укреплять свои позиции, просчитывая каждый шаг. Мне кажется, именно таких умений и не хватает сегодня желающим самореализоваться молодым людям и при выборе профессии, и при планировании карьерного роста и т.д. А ведь все эти качества закладываются с детства. Может, стоит ввести хотя бы один урок в неделю по шахматам в одном из начальных классов? Даже не столько для поиска талантов, сколько во имя будущего: пусть с малых лет дети играют в игру, которая очень похожа на жизнь.

ivankir@tut.by

Советская Белоруссия № 248 (24878). Среда, 23 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter