Почему отечественный картофель в угоду импортному не допускают на городские прилавки

Сетевики ставят производителя на колени

Защитить внутренний рынок и интересы белорусских производителей. А еще не допустить необоснованного роста цен. Такую задачу поставил Александр Лукашенко, принимая на днях с докладом первого заместителя Премьер-министра Николая Снопкова и министра антимонопольного регулирования и торговли Владимира Колтовича. «Мы сегодня производим огромный спектр товаров потребления, а в отдельных наших так называемых супермаркетах и магазинах мы этого не видим. Дошло до того, что некоторые из них просто отказывались брать к реализации белорусские товары», — справедливо заметил Президент.

«СГ» решила разобраться, почему белорусский стратегический продукт реализуется не во всех торговых сетях, хотя его достаточно в закромах производителя?

Заведующая картофелехранилищем агрогородка Тулово РУП «Витебский зональный институт сельского хозяйства Национальной академии наук Беларуси» Светлана Тихоненко.

На этой неделе в центре информационного поля оказался картофель. Федерация профсоюзов Беларуси — а она с марта еженедельно мониторит цены на популярные товары в конкретных магазинах в разных точках страны — обеспокоена их ростом на традиционные овощи. И бульба возглавила их топ — плюс 7,6 процента к цене в марте по сравнению с февралем. Если сопоставить цены за март 2021-го и март предыдущего года — подорожание на 40 процентов. Рост налицо, а это в конечном итоге бьет по кошельку потребителя. К тому же на прилавках профсоюз уже нашел импортный картофель. 

Впрочем, волноваться не стоит. С белорусских прилавков второй хлеб не уйдет, считают в Минсельхозпроде. Сельхозпредприятия осенью заложили на хранение более 360 тысяч тонн клубней, около 47 тысяч тонн в наличии сегодня. Этого вполне достаточно, чтобы дожить до нового урожая. А у роста цен к весне есть основания: производитель несет затраты на хранение — клубни после зимы надо перебрать, часть отбраковать, возможно, сухую чистку провести, в сетки упаковать. Все это попадает в себестоимость. Вот и причина удорожания. 

Посмотрим, кто производители бульбы и какую от этого выгоду имеют. В стране давно сложился картофельный кластер — фермеры, хозяйства, которые с культурой работают давно и успешно. Это Толочинский консервный завод, КФХ «Диана» Шкловского района, КФХ «Цнянские экопродукты» с Логойщины, фермерские хозяйства «Опыт КАА» на Столинщине, «Новицких» под Лунинцем, ОАО «Агро-Мотоль» Ивановского района и другие. Ежегодно они все вместе выращивают около миллиона тонн картофеля. Каждая пятая наша бульбина с этих полей. Впрочем, внутренний рынок страны небольшой, поэтому основной вал идет на экспорт, что приносит валюту. В 2021 году под прибыльную культуру отведут почти на треть больше площадей в хозяйствах, специализирующихся на ее выращивании.

Директор Толочинского консервного завода Анатолий Анюховский крайне возмущен тем, что импорт навязывается, а толочинцы лишены возможности купить оте­чественный продукт:

— В магазине сетевика картофель 3—4 сантиметра в диаметре (а это практически семенная фракция) по 97 копеек. Мы же отгружаем крупнее в два раза в Москву по 66 копеек, это с НДС. Проблема — в менеджменте торговых сетей. Они готовы работать с иранским, египетским, прибалтийским картофелем, а отечественных производителей задвигают неизвестно куда. Года два назад не было реализации за рубеж, пробовал работать с ритейлером. Принимали по 16 копеек с нашей доставкой. Если отнять транспортные расходы, отдавали всего по 10 копеек. На колени ставят производителя! А сколько машин возвращали: мол, качество не то. И так не только с картошкой — толочинского яблока, натурального сока, вина у ритейлеров в Толочине не найти. Выходит, наш качественный продукт уходит в Россию, Украину, где в прошлом году был неурожай. А толочинцы, да и белорусы в целом, едят абы какую бульбу.

Одно из крупнейших в республике хозяйств КФХ «Цнянские экопродукты», занимающееся выращиванием и оптовой продажей картофеля, начало мыть, шлифовать и упаковывать продукт под собственным брендом Bulbaland. Пробовало работать с крупными сетями, но сейчас продает продукцию через посредников по 70—80 копеек за килограмм клубней сухой очистки. Заместитель главы хозяйства по производству Сергей Казеко объясняет почему:

— Нам невыгодна отсрочка платежа 120 дней, предлагаемая ритейлом. Если товар не реализован, то возвращается нам не в лучшем виде, позеленевший и высохший. На нас ложатся и транспортные расходы. Мы встречали свой продукт в сетевых магазинах и по рублю 47 копеек. Цену накручивают перекупщик, который доставляет картофель на склад, где тоже устанавливают свою наценку, и, наконец, магазин.

— Цена на картофель для нас, производителей, не меняется несколько последних лет, — рассказывает глава фермерского хозяйства Минского района Ольга Жудро. — Объемы у меня небольшие, все продали в прошлом году по 50 копеек за килограмм в магазины шаговой доступности, где тоже не заинтересованы в значительной наценке на этот продукт, чтобы не отпугивать постоянных покупателей (в основном пенсионеров). Максимум накручивают на килограмме 10—15 копеек.

По 45 копеек за кило сейчас продает собственный картофель ОАО «Крутогорье-Петковичи» Дзержинского района в шести фирменных магазинах, которые разбросаны по району. Цена настолько смешная, что иногда продукт не доходит до местных жителей: приезжает перекуп, забирает, а потом перепродает с солидной наценкой где-нибудь на рынке.

В ОАО «Ополь-Агро» Ивановского района ежегодно высаживают картофель на 100 гектарах, потом небольшими партиями реализуют в Ивановское, Дрогичинское, Столинское райпо. Цена для кооператоров — 50 копеек за килограмм. Также покупает Брестская межрайонная торговая база. Местные жители без проблем могут выписать картофель в кассе, обычно берут 200—399 килограммов. Средняя цена — 45 копеек.

Напомним, с 1 марта цена на картофель тормозится постановлением Совмина № 100 «О временных мерах по стабилизации цен на социально значимые товары первой необходимости». Там крупы, хлеб, колбаса, куры, рыба, молоко и прочее, а под пунктом 49 — картофель. Изменение цены на эти виды товаров не может превышать 0,2 процента в месяц. И оно касается не только производителей (которые как раз таки пот проливают, а навар скромный имеют), но и всех звеньев посреднической цепи.

Растущие цены на картофель вряд ли беспокоят тех, кто живет в сельской местности. Если сельхозорганизации и фермеры производят около миллиона тонн бульбы, то на приусадебных участках каждый год выращивается четыре миллиона тонн. У сельчан с осени свои «стабфонды» в погребах, и этих запасов хватает и на себя, и на детей, что в городе. А если и был неурожай на приусадебных участках, то никуда не делась крестьянская мудрость — запасаться впрок. По стране минувшей осенью в городах, поселках прошло более 1,9 тысячи сельхозярмарок, где за копейки можно было наполнить закрома качественным продуктом.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter