Сетевая стратегия
25.02.2011
Как сообщает Национальный статистический комитет, розничный товарооборот в Беларуси в январе 2011 года увеличился на 20,3 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил свыше 6 трлн. рублей.
Такой уровень этого показателя говорит, во-первых, об уверенном развитии внутреннего потребительского рынка, который, похоже, преодолел кризисные влияния 2008—2010 годов, а во-вторых, о достаточном потребительском оптимизме сограждан, которые, судя по всему, не намерены пересматривать свои привычные параметры потребления. Достаточно ярко это проявляется и в структуре розничного товарооборота: в торговле он составил свыше 5,725 трлн. рублей (через все каналы реализации), и это 120, 6 % к уровню января 2010 года. В общепите рост был поскромнее, 114 % к прошлогоднему январю, или 297 млрд. рублей. Для общепита положительная динамика особенно важна, к тому же, если учесть планы на период до 2015 года. Ведь явно поставлена цель: приучить население чаще пользоваться услугами столовых, кафе и ресторанов: розничный товарооборот организаций общественного питания общедоступной сети в нашей стране должен за 5 лет вырасти в 1,6 раза по сравнению с 2010 годом. А в расчете на одного жителя этот рост еще более весомый – в 1,8 раза. Согласитесь, за счет нескольких десятков престижных ресторанов высшего класса такой динамики достигнуть невозможно. Необходим перелом в массовых настроениях потребителей в сочетании с коренным изменением структуры предложения. А она в нашем общепите часто напоминает дом на сваях, в котором есть только первый и последний этаж, но нет середины. Действительно, существуют достаточно респектабельные рестораны и кафе, рассчитанные на «высокий» бюджет. Иначе говоря, на посетителя с тугим кошельком. И есть «первый этаж» общедоступного общепита, представленный безликой массой столовых и кафе. Между тем не хватает середины, рассчитанной опять-таки на средний бюджет, того, что составляет основу общепита в любой стране. Фундамент этой середины составляют две «платформы»: широкий диапазон сетевых заведений и не менее широкий выбор заведений национальной кухни. Опять-таки мировой опыт подсказывает, что успех способствует сочетанию этих двух «платформ». Пока проблески таких решений мы видим разве что в столице и крупных городах. Здесь есть настоящие сети, со своими брендами и продуманной стратегией продвижения.
Примечательно, что принимаемые Белкоопсоюзом меры по финансовому оздоровлению потребительской кооперации, совершенствованию ее организационной структуры также подразумевают реализацию сетевой стратегии. Очевидно, как в торговле, так и в общепите в качестве основной цели развития торговой отрасли потребкооперации определено внедрение сетевых принципов организации торговли. В 2011 году планируется открыть 10 сетевых торговых объектов площадью более 500 кв. м в областных центрах и городах, 33 универсама торговой площадью 250 кв. м и более, 116 объектов торговли шаговой доступности, 54 специализированных магазина по торговле непродовольственными товарами.
В общественном питании приоритетными направлениями определены внедрение современных технологий приготовления пищи на основе высокотехнологичного и энергосберегающего оборудования, применения технологий шокового охлаждения кулинарной продукции. Принципиальный козырь, который просто обязана использовать в своем развитии потребкооперация – придорожный сервис. Для его успеха следует развивать инфраструктуру торговых объектов, имеющих свой бренд, ориентированных на средний ценовой диапазон. Участники дорожного движения должны получить полноценный комплекс услуг хотя бы на том уровне, на каком их сейчас начинает предлагать принадлежащая «Белоруснефти» сеть розничной торговли нефтепродуктами. Ведь теперь практически на каждой АЗС создаются и магазин, и кафетерий, а то и полноценное кафе. Но размещение АЗС имеет свои особенности, и они всегда оставляют место при дороге для других торговых объектов. Ну а в райцентрах и селах Белкоопсоюз продолжит работу по развитию социально ориентированных объектов общественного питания, в том числе объектов быстрого обслуживания, многофункциональных объектов семейного досуга, ориентированных на объемы продаж при минимальной стоимости. В частности, в 2011 году запланировано открытие 15 новых объектов общепита, в том числе двух на автотрассах, 9 специализированных объектов (пиццерии, пивные бары, кофейни), внедрение технологий шоковой заморозки в 8 райпо.
Цель такого развития одна: через становление бренда и сетевую стратегию обеспечить рост эффективности работы всей системы, улучшая организационную структуру и снижая затраты. Других вариантов, чтобы достойно ответить на вызов времени, у потребкооперации сегодня нет. Но есть достойные, намечающие «направление прорыва» новые объекты и новые решения, которые в итоге и сделают систему современной и эффективной.