Сегодня в Минске открывается Внеочередной съезд Белорусского Союза композиторов

На нем будет избрано новое руководство и внесены изменения в устав этой старейшей творческой организации, которая в этом году отмечает свое 85-летие.

В прошлом году Белорусский Союз композиторов понес тяжелую утрату. 12 ноября ушел из жизни народный артист СССР и Беларуси, почетный гражданин города Минска Игорь Лученок, возглавлявший белорусскую композиторскую организацию ни много ни мало 38 лет. Незадолго до этого от тяжелой и продолжительной болезни скончался его заместитель, председатель правления Белорусского Союза композиторов Эдуард Зарицкий.

В срочном порядке на пост, прежде занимавшийся Зарицким, был избран 41-летний композитор Виктор Кистень. Помимо прочего, он координирует творческий обмен с Европейским Вещательным Союзом, сотрудничает с киностудией "Летопись", занимается реставрацией партитур старобелорусских композиторов. Его авторские программы на Белорусском радио вносят огромный вклад в популяризацию отечественной классической музыки.

А нового председателя на место Игоря Лученка предстоит избрать сегодняшнему съезду.

Месяц назад я, будучи сама членом Союза композиторов, встретилась с Виктором Кистенем.

Виктор Кистень. Фото: Наталья Котько

- Виктор Михайлович, расскажите, пожалуйста, нашим читателям, чем вызвана необходимость внеочередного съезда.

- Белорусский Союз композиторов вдруг оказался обезглавлен. Один за другим уходят из жизни народные артисты советской эпохи, и замену им найти не так-то просто. Не всякий хороший композитор одновременно является общественным деятелем. Возникла опасность, что Белорусский Союз композиторов просто исчезнет, растворится в пространстве.

Да и мир вокруг нас сильно изменился за последние годы. Союз композиторов ныне живет в совершенно других условиях. Он лишен тех благ, которые, как из рога изобилия, сыпались на него в советскую эпоху. Квартиры, путевки в санатории – все это осталось в прошлом.

Государство по-прежнему поддерживает композиторов, закупает произведения, которые обогащают национальный репертуар. Но организация должна самостоятельно развиваться. В том числе, оплачивать собственные расходы. Прежнее руководство растерялось в новых условиях. В результате Белорусский Союз композиторов потерял замечательное помещение на площади Свободы, где постоянно звучала белорусская музыка. Концертный рояль пришлось передать на хранение в Дом офицеров, потому что он просто не поместится в нынешнем помещении Союза, которое мы арендуем у «Спадчыны».

- Сколько членов сейчас в Союзе композиторов?

- Порядка 120-130 человек. В действительности, это не такой простой вопрос, ведь у нас есть и зарубежные члены. Многие из них годами не платят членские взносы, но остаются белорусскими композиторами. Их произведения звучат в наших концертах.

- Когда-то в Союз композиторов было очень сложно вступить, и это было очень престижно…

- Мы и сейчас держим планку. Требование, прописанное в уставе, остается незыблемым: член композиторского союза должен иметь высшее композиторское образование. Исключения бывают, но очень редко. У Мулявина, насколько мне известно, было лишь среднее специальное образование.

- Что Белорусский союз композиторов может предложить своим членам, и что члены союза могут предложить обществу?

- Мы видим свою задачу, прежде всего, в пропаганде белорусской музыки. У нас есть композиторы, к которым исполнители выстраиваются в очередь. А есть композиторы менее известные, но не менее достойные.

- Для того, чтобы музыка приобрела общественное звучание, она должна, как минимум, зазвучать…

- У исполнителей должен быть доступ к нотам. Произведения, отобранные закупочной комиссией, в прошлые годы оседали в авторском фонде, который хранится в помещении Союза композиторов. Два года назад ситуация изменилась. Новые партитуры теперь попадают прямиком в хранилище Национальной библиотеки. Она заключает с авторами договор на право передачи этих произведений государственным музыкальным коллективам.

Мы думаем о том, что нужно сделать, чтобы белорусская музыка зазвучала в музыкальных учебных заведениях. С помощью спонсоров мы приобрели оборудование для тиражирования нот, ведь в Беларуси никогда не было государственного музыкального издательства.

- Вернутся ли знаменитые композиторские среды?

- Мы очень надеемся, что они вернутся. Сейчас у нас нет концертного зала. В зальчике Союза, откуда мы транслируем программу «Творчы вечар», помещаются максимум пятьдесят человек.

- Я заметила, что на эти программы приходят в основном любители музыки, и их очень много – яблоку негде упасть. Говорят, Союз композиторов заключил договор с культурным центром «Корпус 8»?

- Мы договорились, что будем предлагать им свои программы. Но «Корпус 8» - это молодежная аудитория. Им интересен минимализм, перформанс, электронная музыка, эксперименты на грани различных искусств, типа «Кинемо». А для обычной академической музыки нужна совсем другая площадка. Мы мечтаем создать Центр имени Игоря Лученка, где был бы музей музыки и небольшой концертный зал. Уверен, это было бы интересно и городу, и школам, и туристам.

В канун съезда в филармонии состоялся вечер премьер камерной музыки белорусских композиторов. В нем участвовали и зарубежные члены Союза. Прозвучавшая музыка явно свидетельствовала о том, что наши композиторы стремятся быть полезными для слушателей и учащейся молодежи.

Сегодня по окончании официальных мероприятий в Большом зале филармонии состоится симфонический концерт, в котором будет представлена широчайшая ретроспектива отечественной музыки, в том числе оркестровые вальсы Анатолия Богатырева, Сергея Кортеса, Владимира Солтана, танцевальная и балетная музыка Евгения Глебова, Генриха Вагнера, Дмитрия Смольского, Сергея Бельтюкова, Олега Ходоско. Лирическим островом среди этого моря танцев прозвучит знаменитая Ария для скрипки с оркестром Льва Абелиовича, посвященная памяти жертв Холокоста. В программу включены и новейшие произведения Андрея Мдивани, Дмитрия Лыбина, Дмитрия Явтуховича, Ольги Подгайской.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter