Заместитель Генерального прокурора — о практике применения досудебного соглашения о сотрудничестве

Сделка с правосудием

Прокуратура разъясняет: какой главный бонус досудебного соглашения о сотрудничестве для фигуранта уголовного дела?

Многие резонансные преступления раскрываются благодаря сделкам, которые фигуранты уголовного дела заключают с правосудием. Об особенностях подобной практики рассказал заместитель Генерального прокурора Геннадий Дыско.


Досудебное соглашение о сотрудничестве, говоря простыми словами, это соглашение на взаимовыгодных условиях между подозреваемым или обвиняемым и прокурором. При этом фигурант оказывает содействие следствию в раскрытии и расследовании преступления. Помогает, например, изобличить соучастников или найти похищенное имущество, а в ответ получает существенное снижение наказания.

Досудебное соглашение с различными национальными особенностями применяется во многих странах и имеет свои преимущества как для органа уголовного преследования, так и для подозреваемого или обвиняемого. В Беларуси подобная практика существует с 2015 года, рассказывает Геннадий Дыско:

— Мы говорим о процессуальной экономии при сборе доказательств и минимизации негативных последствий совершенного преступления. Ведь при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве злоумышленник, помимо признания своей вины, берет на себя обязанность выполнить определенные действия, чтобы оказать содействие предварительному следствию. И не только в расследовании преступления и изобличении соучастников. Это возможность загладить причиненный вред, возместив ущерб или уплатив полученный преступным путем доход.
Для фигуранта уголовного дела главный бонус от выполнения условий соглашения — законодательно закрепленный предел ответственности. То есть, выполнив условия соглашения, он может рассчитывать, что срок или размер основного наказания не превысит 2/3 от максимального, предусмотренного за тяжкое или особо тяжкое преступление, связанное с посягательством на жизнь или здоровье человека. В отдельных случаях — не более половины. 
Иной порядок предусмотрен при совершении преступлений, за которые может быть назначено пожизненное лишение свободы или смертная казнь.

Ярким примером применения практики досудебного соглашения стало уголовное дело об убийстве в июне 2005 года шести человек, двое из которых малолетние. Геннадий Иосифович вспоминает обстоятельства:

— Преступление было совершено с особой жестокостью, сопряжено с разбоем. Двое обвиняемых заключили в Генеральной прокуратуре досудебные соглашения о сотрудничестве и обязались оказывать содействие предварительному следствию. Один из них выполнил принятые на себя обязательства и был приговорен судом к 24 годам лишения свободы, а другой не выполнил и был осужден к пожизненному заключению.

Досудебное соглашение о сотрудничестве можно заключить по любому уголовному делу, будь то убийство, получение взятки или кража. 
С 2015 года более 700 обвиняемых заявили ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве — примерно с 300 из них такое соглашение заключено. Примечательно, что взятые обязательства исполнил лишь каждый третий. Почти половина из них совершили преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Непосредственно в Генеральную прокуратуру за все время существования этого правового института заявили ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве 160 обвиняемых. С 124 из них оно заключено. При этом свои обязательства исполнили только 46 обвиняемых. Геннадий Дыско вспомнил один из показательных примеров, когда Генеральная прокуратура направила в суд два уголовных дела о даче и получении взяток, связанных с поставками мясной продукции за границу:

— Представителю коммерческих структур Казахстана в 2021 году инкриминировали передачу взятки в размере 13 тысяч долларов США экс-начальнику отдела Пинского мясокомбината за обеспечение в рамках заключенных контрактов регулярных, своевременных и в необходимых объемах отгрузок мясной продукции.

Обвиняемый выполнил условия заключенного с ним досудебного соглашения о сотрудничестве и добровольно сообщил о всех фактах передачи им лично или через посредников взяток бывшим начальнику отдела Пинского мясокомбината и генеральному директору Слуцкого мясокомбината. Рассказал о конкретных обстоятельствах передачи взяток на общую сумму около 140 тысяч рублей. Ему назначили наказание в виде лишения свободы на 5 лет, хотя санкция статьи предусматривает лишение свободы на срок до 10 лет.

Заключить досудебное соглашение о сотрудничестве подозреваемый или обвиняемый может с момента возбуждения уголовного дела и до окончания предварительного следствия. В постановлении о направлении уголовного дела в суд прокурор, помимо прочего, указывает полноту выполнения обвиняемым обязательств по оказанию содействия предварительному следствию и его значение.

gorbatenko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter