От Мюнхгаузена до цветочной карусели. Кузнец из Глубокого Юрий Татаринович помогает малой родине быть в ажуре

Сделано с душой

В нашей вишневой столице есть на что посмотреть. Глубокое узнают не только благодаря древним храмам, ягодному фестивалю и вкусной сгущенке, но и по его ажуру. Художественная ковка — фишка сразу нескольких местных мастеров. А самые необычные идеи для родного города воплотил в металле Юрий Татаринович.

ФОТО АННЫ НАУМОВОЙ

Одна из них — первый в стране памятник тому самому фантазеру Мюнхгаузену. Барон с подзорной трубой в руках оседлал пушечное ядро неподалеку от входа на... старое кладбище. Лет 15 назад здесь обнаружили могилу супругов Фердинанда и Вильгельмины фон Мюнхгаузен. Горожане верят, что это не просто однофамильцы, а, возможно, и дальние родственники исторического персонажа.

Скульптуру Юрий Марьянович с улыбкой называет самым популярным своим проектом:

— Журналисты, туристы, местные жители — обсуждали все, кто видел. Лично я воплощением задумки (а изначально она, как и многие городские ноу–хау по благоустройству, принадлежит главе района Олегу Морхату. — Авт.) доволен. Это наш подарок Глубокому к 600–летию.


С тех пор директор предприятия «В ажуре» презентовал малой родине немало самых разных кованых эксклюзивов. Предмет особой гордости мастера — «золоченая» царская карета. В ней по традиции прибывает на международный «Вишневый фестиваль» его хозяйка — Вишневая королева. 

Над металлической красавицей на рессорах Юрий Татаринович и его работники бились три месяца. Ценными советами им помогли на одном из бывших оборонных заводов, выпустившем пару похожих экземпляров. И все же эта работа уникальна, уверяет собеседник:

— После тест–драйва кое–какие детали пришлось переделывать. Сейчас транспорт на ходу. С царским размахом, например, можно прокатиться на праздниках города. Лошади прилагаются, местный конный клуб — в помощь.

Трудно не заметить и еще один масштабный проект Татариновича — «карусель» для цветов высотой с трехэтажный дом. Ее быстро окрестили самой большой цветочницей Беларуси. Да что там, интереса ради Юрий Марьянович решил помериться габаритами с композициями парка Цветов в Дубае. Правда, ответа на его письмо пока нет.


Кованые скамейки, арки, словно воздушные беседки, эпатажные уличные фонари и велопарковки — старания кузнецов «В ажуре» всегда на виду. Отыскать привет от глубочан можно и за пределами райцентра. Например, в Новогрудке есть необычный фонарь в виде пионерского горна, в Жодино — добродушный почтальон возле главпочтамта и кузнец, а в Славгороде — разбитной гуляка–выпивоха... Как раз сейчас на подходе новая композиция для бывшего Пропойска. Это роскошный трон из черного железа, покрытый специальными красками так, что и не догадаться, из чего он сделан. Королевская тематика не случайность. В Пропойске дважды проездом побывала Екатерина Великая, знает историю собеседник:

— Говорят, оригинал трона, на котором — почему бы и нет — сиживала сама императрица, хранился в местном музее. Он не уцелел, когда в здании вспыхнул пожар. Наш вариант, конечно, куда скромнее, но с претензией.

Справедливо это сказать и о многих других работах Татариновича и его компании. Фантазия, знания и опыт настоящих профи даже дачный умывальник превращают в сказку — например, в Мойдодыра, а стандартный мангал — в старика–коробейника. Талантливый глубочанин владеет разными способами ручной, холодной, механической, художественной ковки. Четко зная все тонкости ремесла, он хорошо помнит, с чего все начиналось. С кочерги! Лет 30 назад в Глубоком проходил международный слет кузнецов. На выставке их работ Юрий Марьянович увидел кованые чудеса и загорелся. Отправился в мастерскую профтехучилища, где работал, и сам встал у наковальни. В тот же день появилась кочерга, ручку которой украсила роза. Дальше о том, что может ковать, умелец вспомнил только через много лет. Подтолкнул случай, смеется собеседник:

— Собрался заказать кованые ворота для дома, но не вышло: очередь у кузнеца была расписана на пару лет вперед. Задумался и решил — сделаю сам.


Ворота удались, а следом за успехом к мастеру потянулись люди с просьбами выковать и для них что–нибудь. Восемь лет назад Юрий Татаринович стал индивидуальным предпринимателем, а позже открыл собственное предприятие. Так талант и смелость рискнуть превратили хобби в профессию. Теперь житель Глубокого не сомневается: стоит захотеть, и все будет в ажуре.

naumovaanna@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter