Минпром — о недобросовестной конкуренции в отношении наших предприятий, работе по переориентации производственных мощностей и поиске новых рынков сбыта

Санкции — это обычный передел рынка

Нашим промпредприятиям сегодня приходится активнее заниматься поиском новых рынков сбыта, решать вопросы по переходу на новые комплектующие. Хлопот прибавило беспрецедентное санкционное давление, которое, кроме всего прочего, внесло коррективы и в работу с европейским рынком. Тем не менее к такому повороту событий в Министерстве промышленности были готовы. За короткий срок удалось существенно переориентировать поставки, найти новых партнеров, локализовать ряд производств. О том, как выходят из сложившейся ситуации отечественные машиностроители, «Р» рассказал первый заместитель министра промышленности Сергей Гунько.

В целом организации Минпрома за семь месяцев этого года осуществляли поставки в 101 страну. Новыми рынками для нас в данный период стали 12 стран.
Фото БЕЛТА

У конкуренции двойные стандарты

— Сергей Мартинович, начну, пожалуй, с наиболее чувствительного для Министерства промышленности вопроса: как отразились санкции на отрасли уже в данный момент?

— Среди предприятий страны, находящихся в ведении Министерства промышленности, под прямое действие санкций попали три компании — МАЗ, «Амкодор», БЕЛАЗ. Для них значительно затруднилась работа на американском и европейском рынках. Однако санкционное давление не ограничивается только этим. Есть и другие проблемы по поставке технологий, оборудования для наших компаний. Целевая задача институтов, вводящих данные санкции, заключается в том, чтобы парализовать предприятия. Мы наблюдаем лоббирование интересов наших конкурентов. Это неудивительно, ведь в каком-то смысле находимся в глобальной промышленной конкурентной войне, а инструментом этой конкуренции являются санкции, которые прикрывают самыми разными поводами, будь то политика или иные декларируемые мотивы.

Обратите внимание, что в пандемию рынок находился в режиме паузы. Мы же не останавливали производство, а, наоборот, расширили и нарастили свои компетенции. Потребители нашей продукции увидели в нас надежного партнера, готового работать в любых условиях. Компании Минпрома действительно все это время пытались сохранять объемы поставок, выполнять договоренности и максимально расширять свое присутствие на рынке. Для ряда мировых корпораций в период пандемии наши компании сохранили свою благонадежность как поставщика. При этом многие другие конкуренты, наоборот, часто использовали пандемию как аргумент с целью невыполнения своих обязательств. Наша стратегия неостанавливающейся работы экономики позволила не просто не дестабилизировать ситуацию на внутреннем рынке, а усилить наши позиции на мировой арене. Объемы производства в отечественном машиностроении за период пандемии ежемесячно росли. Многие же иностранные компании начали запускать производства только после выхода из локдауна. На подъеме рынка потребовались сырьевые ресурсы — лес, руды, углеводороды. Соответственно, пауза снимается и с продукции машиностроения. Сегодня на нее существенно растет спрос, и мы готовы его удовлетворить. Крупные компании также видят возможность заработать на открывающихся направлениях и пытаются перехватить их любой ценой, в том числе используя грязные способы для устранения конкурентов, как раз в период ожиданий значительного роста рынка. Важно только найти для этого повод, что сейчас и происходит относительно нас. Текущая ситуация — обычный передел рынка.

Продукция БЕЛАЗа непременно найдет своего покупателя.
Фото Виталия Пивоварчика

На повестке новые рынки

— Какие шаги сейчас предпринимают в Минпроме, чтобы не снизить экспортные показатели?

— Сегодня мы ведем активный поиск и рынков, и партнеров, ищем и находим замену в первую очередь у соседей, у наших стратегических партнеров — в России, на постсоветском пространстве, в Китае. Этот рынок динамично развивается и расширяется. Мы усиливаем работу в Азии и на самом неосвоенном рынке — в Африке. Данные направления отрабатываются в первоочередном порядке. Африканский рынок также один из наиболее перспективных для поставки белорусской техники, точка будущего экспортного роста для наших предприятий. Например, если говорить о готовой продукции, мы видим большие возможности для нашей техники в Зимбабве и Египте. В 2020 году успешно реализованы контракты на поставку белорусской техники в Зимбабве. Общая сумма трех контрактов — около 50 миллионов долларов на 782 единицы техники и запчастей. В июне прошлого года заключен очередной трехсторонний внешнеторговый договор между AFTRADE DMCC и министерствами Зимбабве на поставку 1337 тракторов МТЗ, 16 единиц комбайнов «Гомсельмаш» и пяти единиц сельскохозяйственной техники «Бобруйскагромаш» на общую сумму 26,5 миллиона долларов. 

Активно ведется работа по созданию сборочных производств в Египте. Кроме того, наращиваются объемы поставок в эту страну. Так, заключен контракт с египетской компанией Belmach for import and trade на поставку 700 тракторов. Сюда же отгружено десять единиц автомобильной техники на общую сумму 292,5 тысячи долларов. 

В целом организации Минпрома за семь месяцев 2021 года осуществляли поставки в 101 страну. Новыми рынками для нас в данный период стали 12 стран. Среди них Лаос, Йемен, Конго, Мадагаскар, Нигерия, Того, Греция, Люксембург, Аргентина, Чили. ОАО «БМЗ» значительно увеличены поставки металлопродукции в Бразилию, Болгарию, Тунис, Литву, Турцию, Эстонию. ОАО «Гомсельмаш» — комбайнов в Аргентину, Грузию. ОАО «МТЗ» увеличены поставки тракторов в Никарагуа, Пакистан, Афганистан, Грузию, Азербайджан, Вьетнам. Наиболее приоритетным для нас является экспорт карьерных самосвалов, тракторов и иных сельхозмашин. В настоящее время в связи со ставкой на экологичность транспорта большой популярностью пользуется электротранспорт, в частности электробусы, а также техника в газомоторном исполнении. Уже выпущена и опытная партия новых электробусов, которые сейчас завершают положительные испытания в реальных условиях эксплуатации в мегаполисах. Подписываем контракты на их поставку.

Среди предприятий страны, находящихся в ведении Министерства промышленности, под прямое действие санкций попали три компании — МАЗ, «Амкодор», БЕЛАЗ.
Фото Виталия Пивоварчика

Равносильная замена комплектующим есть

— Насколько негативно повлияли срывы поставки комплектующих для производства техники на работу отечественных предприятий? Как решается этот вопрос?

— Это правда, мы недополучили комплектующие по отдельным важным позициям. На протяжении десятилетий у наших предприятий сложились долгие надежные партнерские отношения с европейскими и американскими компаниями. И сейчас в угоду политической конъюнктуре эти связи одномоментно в одностороннем порядке были прерваны. При этом, несмотря на пресловутые двойные стандарты, по множеству позиций мы нашли альтернативу. Сегодня на отдельных позициях рассматриваем поставщиков из Китая и России. Более того, еще до начала санкций планомерно реализовывали стратегию по созданию совместных производств. Например, наши компании совместно с китайскими производителями уже создали и построили предприятие в индустриальном парке «Великий камень» по производству двигателей внутреннего сгорания, коробок передач и других изделий.  Это нормальная планомерная работа с китайскими партнерами, которой мы занимаемся долгое время. Да, у нас были заказы на машины с двигателем Mercedes, но раз сегодня не можем их поставить, то будем укомплектовывать свои изделия другими, не менее достойными двигателями. Таким образом мы повышаем уровень локализации и импортозамещения.

Например, «Амкодор» попал под санкции для поставщиков лесной техники, и мы пытаемся локализовать производство комплектующих в ускоренном режиме. Мобилизованы конструкторские коллективы, и я думаю, что до конца года у нас появятся новые образцы техники для испытаний. Будем дальше работать — готовить ее к производству. 

Текущая ситуация стимулировала нас к переориентации производств. В то же время, говоря об отказе работать с нашими компаниями американских и европейских поставщиков, стоит отметить, что перестали сотрудничать только отдельные предприятия, которые можно посчитать по пальцам одной руки. Этим компаниям следует понять, что с ними наше партнерство окончено и к сотрудничеству мы уже больше не вернемся никогда. В тяжелые времена партнеры оказывают поддержку, а не подставляют подножку. Сегодня очень тяжело стать поставщиком для любого производителя техники, но и легко потерять эти позиции. 

Наши импортозамещающие проекты носят масштаб не просто замены одного узла, но целых продуктов, в первую очередь в отношении европейских поставщиков. При этом их продукцию мы замещаем изделиями не менее высокого качества, произведенными нашими китайскими партнерами. Китай создает высококачественные комплектующие мирового уровня, среди которых коробки передач, двигатели и многое другое. Поэтому мы уверены, что переходим на равнозначные и в некоторых случаях более продвинутые решения. Говоря объективно, сейчас нет такого направления, где бы замена привела к снижению качества продукции отечественного машиностроения. Самый важный вопрос для нас сегодня — двигатели БЕЛАЗ, но даже здесь уже имеются подходы и решения, как не потерять эту нишу и репутацию. 

Однако проблема с комплектующими связана не только с перечисленными выше субъективными обстоятельствами, есть и объективные причины. Одна из них — мировой дефицит в неф-техимической промышленности, полупроводников. Это микросхемы, компоненты для пластика. Но наибольшим дефицитом являются изделия с высокой инновационной составляющей. Это то, что тяжело сразу локализовать, — механизмы с ноу-хау и технологиями с интеллектуальной составляющей высокого уровня. Как правило, это целая инновационная система. Мгновенно ее не воспроизвести. Все, что можно было на имеющихся мощностях локализовать, мы сделали. Сейчас стоит вопрос о замене самых сложных механизмов. Мы вынуждены приступить к проектам, которые планировали на будущее. Жизненные обстоятельства заставляют не только идти в ногу со временем, но и опережать его. 

Главное, что должен знать наш покупатель, — мы выполним все условия и обязательства по поддержке и обеспечению нашей техники всем необходимым. Потребитель не почувствует неудобств и, как всегда, получит качественный сервис.

kryzhevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter