Чем турагентства отличаются от туроператоров ?
08.09.2014 22:07:00
Массовый сезон отпусков закончился, а в моей новостной ленте в социальной сети продолжают мелькать фотографии и статусы, которые вызывают только чувство зависти. Кто-то только недавно отправился на элитный греческий курорт, знакомая семья с маленьким ребенком улетела в Турцию, а приятельница позвонила спросить, что привезти в качестве сувенира из Испании. Ничего удивительного: на дворе бархатный сезон — время еще теплого моря и выгодных предложений. У турагентств и туроператоров работы хоть отбавляй. Кстати, знаете ли вы чем отличаются друг от друга эти компании?
Обычно человеку, покупающему путевку в агентстве, по большому счету, нет никакого дела до всех этих нюансов: оператора ему выбирать или фирму. Я, например, не видела между ними практически никакой разницы и была уверена, что у первого цены всегда ниже. Оказывается, все далеко не так.
— Операторы и агенты — это как оптовая база и розничный магазин, — приводит сравнение специалист по туризму ЧУП «Артел Тур» Надежда Черепко. — Более того, бытует ошибочное представление о работе турфирм: мол, они выкупают туры у операторов, накидывают проценты и перепродают клиентам. Это в корне не так. Компании просто реализуют пакеты по цене, сформированной оператором.
Именно они договариваются с гостиницами, выкупают места у авиакомпаний, согласовывают трансфер — одним словом, комплектуют туристический пакет. Кстати, один и тот же отель на одну и ту же дату заезда может стоить по-разному. Все зависит от условий, на которых хотельеры сотрудничают с представителями турбизнеса. Положим, оператор «поставляет» в отель 200 туристов. Скидка такой фирме, разумеется, будет гораздо больше, чем для компании, которая выкупает лишь 50 мест. Сформировав пакет (билеты, проживание, трансфер, страховка), оператор включает 8—14 % (чаще всего 10 %) так называемого «агентского вознаграждения». Это и есть тот навар, который получает турфирма. И здесь принципиальный момент: агентства реализуют турпакет только по цене оператора, эти моменты закреплены в агентском договоре.
— Если вы видите в рекламе слоган «цены от туроператора», не нужно вестись на такую приманку. Агентства всегда продают туры по единой цене — цене туроператора. Других вариантов нет, — продолжает развенчивать мифы Надежда Черепко. — К сожалению, на рынке не обходится без недобросовестной конкуренции. Проявляется она в демпинге: фирма за счет своего вознаграждения сбрасывает стоимость путевки для клиента. В итоге турпакет может стоить дешевле, чем у оператора. Но последним такая игра не приветствуется, может дойти даже до разрыва контракта.
А что же клиент, спросите вы? Рядовому покупателю путевки логичнее всего обращаться именно в агентство. Во-первых, потому, что далеко не все операторы работают с физлицами. Во-вторых, не все они могут продавать, помимо своих туров, еще и партнерские. В то время как в одной турфирме можно изучить предложения всех действующих на рынке операторов. В этом и заключается преимущество агентств: здесь собраны все варианты по каждому направлению, и путешественник может выбрать наиболее приемлемый по цене вариант.
Правда, не стоит забывать и о самостоятельном подборе турпакета, что позволяет порой сэкономить до 30—40 % стоимости предложения оператора. Но здесь нужно приготовиться к сложностям: если забронировать отель самостоятельно еще удастся по такой же стоимости, которую мог бы предложить крупный оператор (уже с учетом своей надбавки), то найти дешевый авиабилет из страны проживания можно не всегда. Как правило, самые бюджетные варианты предлагают компании-лоукосты, которые в Беларуси пока не представлены.
Обычно человеку, покупающему путевку в агентстве, по большому счету, нет никакого дела до всех этих нюансов: оператора ему выбирать или фирму. Я, например, не видела между ними практически никакой разницы и была уверена, что у первого цены всегда ниже. Оказывается, все далеко не так.
— Операторы и агенты — это как оптовая база и розничный магазин, — приводит сравнение специалист по туризму ЧУП «Артел Тур» Надежда Черепко. — Более того, бытует ошибочное представление о работе турфирм: мол, они выкупают туры у операторов, накидывают проценты и перепродают клиентам. Это в корне не так. Компании просто реализуют пакеты по цене, сформированной оператором.
Именно они договариваются с гостиницами, выкупают места у авиакомпаний, согласовывают трансфер — одним словом, комплектуют туристический пакет. Кстати, один и тот же отель на одну и ту же дату заезда может стоить по-разному. Все зависит от условий, на которых хотельеры сотрудничают с представителями турбизнеса. Положим, оператор «поставляет» в отель 200 туристов. Скидка такой фирме, разумеется, будет гораздо больше, чем для компании, которая выкупает лишь 50 мест. Сформировав пакет (билеты, проживание, трансфер, страховка), оператор включает 8—14 % (чаще всего 10 %) так называемого «агентского вознаграждения». Это и есть тот навар, который получает турфирма. И здесь принципиальный момент: агентства реализуют турпакет только по цене оператора, эти моменты закреплены в агентском договоре.
— Если вы видите в рекламе слоган «цены от туроператора», не нужно вестись на такую приманку. Агентства всегда продают туры по единой цене — цене туроператора. Других вариантов нет, — продолжает развенчивать мифы Надежда Черепко. — К сожалению, на рынке не обходится без недобросовестной конкуренции. Проявляется она в демпинге: фирма за счет своего вознаграждения сбрасывает стоимость путевки для клиента. В итоге турпакет может стоить дешевле, чем у оператора. Но последним такая игра не приветствуется, может дойти даже до разрыва контракта.
А что же клиент, спросите вы? Рядовому покупателю путевки логичнее всего обращаться именно в агентство. Во-первых, потому, что далеко не все операторы работают с физлицами. Во-вторых, не все они могут продавать, помимо своих туров, еще и партнерские. В то время как в одной турфирме можно изучить предложения всех действующих на рынке операторов. В этом и заключается преимущество агентств: здесь собраны все варианты по каждому направлению, и путешественник может выбрать наиболее приемлемый по цене вариант.
Правда, не стоит забывать и о самостоятельном подборе турпакета, что позволяет порой сэкономить до 30—40 % стоимости предложения оператора. Но здесь нужно приготовиться к сложностям: если забронировать отель самостоятельно еще удастся по такой же стоимости, которую мог бы предложить крупный оператор (уже с учетом своей надбавки), то найти дешевый авиабилет из страны проживания можно не всегда. Как правило, самые бюджетные варианты предлагают компании-лоукосты, которые в Беларуси пока не представлены.
Полина КОНОГА
konoga@sb.by