История одной фотографии со съемок знаменитого фильма «Иди и смотри»
13.07.2019 08:55:00
Владимир СТЕПАН
Среди сотен, а может, и тысяч художественных фильмов, снятых на разных киностудиях за время, прошедшее с окончания Второй мировой войны, картина «Иди и смотри» стоит особняком. Ее выход на экраны вызвал бурю самых разных, порой противоречивых эмоций и отзывов. Меня кино потрясло до такой степени, что лет десять — пятнадцать я боялся его пересматривать. Даже однажды нервно схватил пульт и выключил телевизор, чтобы дочка-подросток не смогла его посмотреть и испугаться.
Сегодня, когда после премьеры прошло более трех десятилетий, фильм все так же сильно волнует и воздействует на зрителей, поражая своей запредельной простотой и правдой.
Фотографу Евгению Коктышу повезло. Он несколько раз бывал на съемках этого легендарного фильма. И оставил для истории портреты режиссера Элема Климова, автора сценария Алеся Адамовича, а также главных героев. Фотомастер смог передать в своих черно-белых снимках ту удивительную атмосферу, в которой гениальный и, возможно, самый антивоенный фильм создавался.
Вот одно из воспоминаний Коктыша. Требовалось снять сцену с большой массовкой. Местные жители — мужчины, женщины и дети — уже были переодеты и загримированы. Они должны были изображать партизанский лагерь. На площадке царило веселье. Парни — лихие партизаны — приставали к девушкам, шутили, те смеялись. Элем Климов, сколько ни пытался создать нужную тревожную и напряженную атмосферу, ничего не мог сделать. Почти все актеры — непрофессионалы, местные жители. Им на площадке просто весело и интересно. У режиссера опустились руки. И тогда Алесь Адамович посоветовал принести проигрыватель и громко включить музыку — поставить военные песни. Климов передернул плечами, но отдал распоряжение ассистенту. Через несколько минут в лесу зазвучала первая песня. На площадке стало тихо. Все сдвинулись друг к другу, собрались и стали вслушиваться. А уже на второй и третьей песне лица «артистов» изменились. Прозвучала команда «Мотор!», и камера стала медленно двигаться, фиксируя напряжение людей, ловя их сосредоточенные взгляды и едва заметные движения. Сцена была снята с первого дубля.
На снимок Евгения Коктыша, который стал таким же историческим, как и знаменитый фильм «Иди и смотри», можно глядеть бесконечно. Приближая изображение, увеличивая детали. Удивительно, но ему веришь. И даже забываешь, что это кино, а не документальное фото, сделанное в партизанском лагере осенью 1943 года.
Кстати, знаменитое название — слова из Библии, описывающие Апокалипсис, — у фильма появилось в самый последний момент.
«Иди и смотри» — а потом делай все, чтобы это никогда не повторилось.
stepan@sb.by