С чего начинается учебная практика?
19.12.2012 20:41:10
У студентов Витебской государственной академии ветеринарной медицины — с первых шагов обучения в вузе
БУДУЩИЕ ветеринары в стенах вуза сразу «берут быка за рога», не дожидаясь максимального наполнения копилки знаний по выбранной специальности. Нет в академии кафедры, где бы молодые люди в белых халатах не делали практических шагов к освоению будущей профессии, не побывали в роли Айболита.
Говорят, автором первого учебника по анатомии животного был Леонардо да Винчи, написавший пособие по изучению лошади. А вот студенты Витебской государственной академии ветеринарной медицины познают анатомию животных не только по книгам и атласам, но и в вузовском анатомическом музее, где их ожидает уникальное в своем роде учебное пособие. Тоже лошадь. Но какая!
Чучело этого животного изготовлено в 1820 году. Принадлежала она командиру первого кавалерийского корпуса русской армии Петру Видгенштейну, генералу, князю, владельцу имений под Оршей и Смоленском. Во время Отечественной войны 1812 года его кавалерийский корпус защищал с севера подступы к Санкт-Петербургу. Лошадь, выставленная в анатомическом музее, — участница войны, 200-летие которой отмечалось в нынешнем году. Свою родословную она берет от западно-европейской породы гюнтер, которой в чистом виде уже не встретишь. Эта порода участвовала в выведении известных донских скакунов. Изготовленное французскими специалистами чучело погибшей лошади уцелело и в годы Великой Отечественной войны, и со временем не утратило ценности как анатомическое пособие с оригинальной историей.
Чуть поодаль в музее представлены скелеты слонихи — бывшей артистки цирка, 46 лет выступавшей на аренах Германии, России, Беларуси; верблюдицы — бывшей артистки Гомельского цирка, страуса, буйвола (чучело животного изготовлено в 1925 году первым преподавателем анатомии — профессором Прозоровым). Многие скелеты животных собраны непосредственно преподавателями и студентами. Чтобы изучать анатомию, надо иметь достойный методический материал. Помимо этого, музейные экспонаты часто используются при проведении судебно-ветеринарных экспертиз. Но это уже совсем другая история...
— Во многих зарубежных вузах анатомию животного изучают виртуально, с помощью компьютера. Но лично я согласен с мнением ректора: так анатомию животного досконально не изучишь. В нашем вузе студентов обучают по принципу: каждый орган, каждую косточку животного студенты должны узнать на ощупь. Они должны уметь не только определять и характеризовать тот или иной орган либо часть скелета, но и выявлять их взаимосвязь с другими составляющими организма, —
В академии шутят: если ты сдал анатомию — считай, уже студент; если сдал фармакологию — можно жениться… Познание анатомии животного отчасти схоже с познанием комплектующих автомобиля. Но если у машин одной серии все детали взаимозаменяемы, то у схожих, казалось бы, животных органы настолько индивидуальны, что студенты поначалу теряются. Вот почему учебными программами предусмотрено доскональное изучение строения четырех видов животных — крупного рогатого скота, лошадей, свиней и собак, — а также коз, овец, домашних птиц и экзотических животных. Знания, полученные по анатомии, являются базовыми для всего курса профессионального обучения в академии.
Маленький принц их бы понял
А теперь переберемся на кафедру зоологии. Чем занимаются здесь?
— Мы изучаем животный мир, не ограничиваясь сельскохозяйственными и промысловыми животными. На нашей кафедре даются основы морфологии, физиологии, экологии животных, — говорит заведующая кафедрой зоологии Ольга
На кафедре есть свой живой уголок, где первокурсники самостоятельно ухаживают за животными (в том числе экзотическими) и рыбками, изучают их повадки, особенности содержания, адаптации, пищеварения… Будущие ветврачи учатся выполнять свой профессиональный долг с высоким чувством ответственности за тех, кого приручили. Помните Маленького принца Антуана де Сент-Экзюпери? Студенты ветеринарной академии понимают его лучше всех на свете, а он понял бы их.
— Практическая направленность занятий на этих кафедрах — характерная особенность
В Витебской государственной академии ветеринарной медицины ведется трехуровневая практико-ориентированная подготовка специалистов, которая предполагает отработку их практических навыков в три этапа. На первом формируются начальные технико-технологические навыки на базе учебно-опытных хозяйств. Второй уровень предусматривает прохождение производственно-технологической практики в сельхозпредприятиях, имеющих современное техническое оснащение, ведущих производственную деятельность на научной основе. Заключительный этап практической подготовки — преддипломная практика в организациях по месту распределения выпускников с выполнением дипломных работ с учетом реальных проблем данной сельскохозяйственной организации.
Но это будет значительно позже, по окончании полного курса учебной практики, формирующей у студентов первичные умения и навыки по дисциплинам учебного плана.
В кого же «превращаются» робеющие порой в стенах своей альма-матер первокурсники к концу обучения, на что они способны в преддверии выпуска? Узнать это можно на клинических кафедрах. Кафедра хирургии самая востребованная сегодня у горожан, ищущих спасения своим домашним питомцам. Те, кто обращается сюда за помощью, отмечают: встречающих их в приемном покое студентов-старшекурсников не отличишь по манере поведения от профессионалов.
— Ничего удивительного — это уже без пяти минут готовые специалисты! — считает заведующий кафедрой Эдуард Веремей. — Кое-кто из ребят сутками готов дежурить — так сильно тянет врачевать. Таким студентам мы доверяем не только определение диагноза заболевания, но и проведение операции на животных при помощи как обычного, так и лазерного скальпеля или фрез для ортопедии. А здесь уже не только смелость и знания нужны, но еще уверенность движений в сочетании с сердобольностью. Умение сочувствовать животному, стремление уберечь его от излишней боли для специалиста крайне важны. Что-то дается студенту от рождения, что-то отшлифовывается на практике. Причем как в нашей вузовской клинике, так и в учебных хозяйствах, куда в обязательном порядке выезжаем на практические занятия. Справедливым считаю требование Президента страны и Правительства, чтобы в вузах студенту давался максимум практических навыков и умений.
— Начинаем обучение будущих ветврачей с отработки элементарных навыков терапевтической техники. Это непосредственная работа с самим животным, а потому нелишне напомнить студентам о способах его фиксации и безопасного подхода к четвероногому пациенту. Освежаем знания, полученные ребятами на предклинических кафедрах: о расположении мышц и сосудов, методах диагностики больного животного. И только после этого переходим непосредственно к отработке терапевтической техники, включающей методы введения препарата внутрь больных животных в зависимости от показаний.
Студенты учатся ставить диагноз с помощью современной диагностической аппаратуры и лечить. Абсолютного заболевания в природе нет, оно, как правило, сопровождается различными осложнениями. На этом мы и заостряем внимание будущих ветврачей. В течение недели дважды в день они наносят визиты своим пациентам и лечат согласно комплексной программе, разработанной вместе с преподавателем. Самостоятельность в роли Айболита предоставляется каждому. Преподаватель лишь корректирует действия обучаемых по мере необходимости.
Получая диплом ветврача, большинство наших выпускников способно поставить диагноз и владеет в полной мере техникой лечения. Любой из них позже может расширить кругозор профессиональных знаний на факультете повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом специализации предприятия.
По аналогичной схеме отрабатываются профессиональные навыки при изучении паразитологии, эпизоотологии, болезней мелких животных, акушерства и гинекологии…
В его роли выступают целеустремленность и системность, считает ректор УО «Витебская академия ветеринарной медицины» Антон Ятусевич. Он убежден, что практическое обучение начинается с первых лекций и основывается на поэтапном овладении навыками и умениями будущей специальности.
— На студенческой скамье, в лабораториях и даже в музее действительно закладывается основа предстоящей самостоятельной профессиональной деятельности. Формирование необходимых навыков и умений происходит в результате выполнения расчетов, анализов, производственных операций, тренинга по разрешению ситуаций, требующих организаторских действий… Практическая подготовка студентов академии занимает больше половины учебного времени, а ее содержание регламентировано программой, разработанной с учетом законодательства, образовательных стандартов высшего образования, типовых учебных планов и планов по специальностям, — говорит ректор. — Скажем, факультет ветеринарной медицины имеет программы практик на каждом курсе, а на биотехнологическом такая программа предусмотрена для специальностей «ветеринарная санитария и экспертиза» и «ветеринарная фармация». У будущих зооинженеров — сквозная программа практик. Практика подразделяется на учебную и производственную, включающую по профилю специальности и преддипломную.
Проректор по учебной работе Елена Братушкина детально рассказала о преддипломной практике студентов:
— Обычно ее проходят по месту распределения — согласно Кодексу об образовании Республики Беларусь. К слову, в начале декабря получили распределение наши пятикурсники. Вплоть до госэкзаменов они будут работать в хозяйствах согласно полученному назначению. Комиссия по распределению выпускников учла интересы льготников, молодых семей и даже тех, кто получает образование на коммерческой основе: при желании они тоже могли получить направление на свое первое рабочее место. Мы относимся к преддипломной практике студентов ответственно. Начинается она традиционно — с инструктажа по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, пожарной безопасности. Руководитель практики знакомит студентов с объемом работ, правами и обязанностями. Одно из обязательных условий — ведение дневника и написание отчета, образцы которых имеются в методкабинете. Дневники подписываются в хозяйстве, где проходила практика. Из этого же хозяйства студент должен привезти характеристику.
Защита преддипломной практики проводится на межкафедральных комиссиях, состоящих из руководителей практик и преподавателей кафедр. При этом выясняется уровень теоретических знаний, плановый минимум усвоения студентом умений и навыков, определяющих уровень его профессиональной практической подготовки. По каждой учебной дисциплине студенты сдают не только теоретический экзамен, но и практический. На выпускном курсе введен государственный экзамен по практическим навыкам с занесением оценки в диплом.
Светлана ЗАЛЕССКАЯ, «БН»
Фото автора