Новаторские методы учителя из Березы помогают повысить престиж военной службы среди школьников

С чего начинается Родина

Учитель из Березы знает, как изменить скептическое отношение школьников к военной службе и воспитать чувство патриотизма

Эдуард Кухаревич из самой большой в Березовском районе СШ № 3 преподает обществоведение и допризывную подготовку, руководит объединениями по интересам «Стрелковый спорт» и клуб «Рубеж», является основателем, идейным вдохновителем и тренером школьного клуба «Что? Где? Когда?». Новаторские методы обучения вызывают интерес у молодого поколения к не самым популярным, как многим кажется, дисциплинам. А главное, воспитывают в ребенке разностороннюю личность. Успехи ребят тому подтверждение.

Эдуард Кухаревич и учащиеся 9 «Д» класса, где он был классным руководителем. 2017 год.

Эффект команды

С Эдуардом Кухаревичем мы встречаемся в тире. Сразу же вспоминаю свои школьные уроки по начальной военной подготовке и военрука, который всегда ходил в форме. В сознании засел не самый лучший образ. А сейчас передо мной человек, который не вызывает желания стать по стойке смирно. Сравниваем и смеемся.

Раз мы в тире, где прохладно в жару, разговор начинаем о стрельбах. Школьная база — 15 винтовок, одна — пневматическая спортивная. Биатлонистов Кухаревич пока не воспитал, а вот в военные училища каждый год поступают два-три человека.

Каждый из нас - преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину – это то же самое, что не любить самого себя. К счастью, для большей части молодежи патриотизм - это нечто естественное.

Собственная программа подготовки стрелков результат дала не сразу, делится собеседник:

— Мы не просто стреляем по мишеням. Используем симуляторы на компьютере, дистанционно выполняем домашние задания. Через шесть лет наконец взяли первое место в районе.

Высказываю предположение, что в его лице армия потеряла отличного командира. Но Эдуард Александрович не жалеет, что работает в школе:

— Хотел поступить в военный вуз, но в 1990-х армия теряла авторитет. В итоге получил диплом историка. Год срочной службы, признаюсь, поначалу считал не самым продуктивным, но сейчас убежден, что бесполезных знаний не бывает. В 2012 году мне предложили вести допризывную подготовку. Согласился. Моя задача — психологическая подготовка юношей к выполнению гражданского долга. Мне важно дать основу, научить работать в команде, взаимодействовать, помогать, просчитывать, прощать, быть терпимым.

На областном этапе республиканской военно-патриотической игры «Орленок-2019» во время неполной разборки-сборки автомата.

С видом на полигон

Как повысить престиж военной службы среди школьников? Только рассказами результата не получишь, считает Кухаревич:

— Мы принимаем участие в республиканском дистанционном конкурсе-проекте «Белорусский пограничный». В минувшем году наша команда из пяти человек завоевала три диплома первой степени. Ветераны-пограничники пригласили нас на погранзаставу «Дивин». Ребята пообщались с солдатами и получили много позитивных впечатлений.

Попутно Эдуард Кухаревич делится своим мнением о срочной и контрактной службе:

— Каждая из них имеет свои плюсы и минусы, и в настоящее время лучше их сочетать. Вместо всеобщей воинской обязанности можно ввести ускоренные курсы для призывной молодежи на базе воинских частей сроком на три-четыре месяца. Оптимальное предложение внес Президент: отправлять студентов вузов в армию во время летних каникул. После первого курса они могут получить начальную подготовку, после второго — освоить военную специальность и так далее. Подобным образом можно пройти службу без отрыва от учебы.

Сила интеллекта

Кухаревич придумал 10 тысяч вопросов для игры «Что? Где? Когда?». За пять лет у школьных знатоков три первых места в районе и два вторых при 30 командах-участницах!

Групповые интеллектуальные проекты помогают ценить многообразие мышления участников команды, а капитану — брать на себя ответственность за результат. Качества, нужные и на гражданке, и в современной армии.

Эдуард Александрович гордится достижениями учеников, а интерес к своему предмету объясняет нестандартным подходом в общении с молодежью, сравнивая урок со спектаклем:

— От того, как сыграешь, будет зависеть, как дети усвоят материал, как будут относиться к предмету. Когда ученик верит наставнику, это дает стимул и самому развиваться.

Не согласен Кухаревич с теми, кто огульно критикует молодых педагогов:

— Ребята способные, дадут фору таким опытным, как я. Старому волку приходится резвее бегать, если есть конкуренция. Даже в отпуске не забываю про работу, чтобы держать себя в форме. От этого тоже получаю удовольствие, да и на зарплату жаловаться не приходится.

От молодых людей доводилось слышать, что им все равно, где жить, а родина — это там, где хорошо, а не там, где родился. Поменялись ценности? Эдуард Кухаревич уверен, что патриотизм никогда не станет архаизмом:

— Каждый из нас — преемственная часть нашей родословной, и не любить родителей и Родину — это то же самое, что не любить самого себя. К счастью, для большей части молодежи патриотизм — это нечто естественное. И любить Родину — это не только принимать себя в ней, но и быть ответственным за жизнь страны.

kozlovich@sb.by

Фото из архива Эдуарда КУХАРЕВИЧА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter