Электромобили в обслуживании выгоднее машин с двигателями внутреннего сгорания?
22.06.2020 07:20:00
Дмитрий ШАМКО
В последнее время многие ученые и эксперты говорят о новом технологическом прорыве: электромобили должны в ближайшие годы изрядно потеснить традиционный транспорт с двигателями внутреннего сгорания. И это может произойти стремительно.
Григорий Саргсян — один из первых владельцев электромобилей в Беларуси.
Новые технологии открывают, без преувеличения, бескрайние перспективы, в том числе и по автономному вождению: некоторые производители уже представили экспериментальные образцы электромобилей, способных двигаться без участия водителя. Каковы же преимущества современных электрокаров перед традиционными собратьями?
Во-первых, электромобили обладают более высоким коэффициентом полезного действия: в машине на углеводородном топливе лишь 30% энергии доходит до колес, а остальные 70 — уходят на ветер, через выхлопную трубу. В электрокаре до 94% энергии идет на колеса — чувствуете разницу? Высокий КПД позволяет даже обычным версиям набирать скорость до 100 км/ч за 4—5 секунд. Спортивные и дорогие аналоги среди жидкотопливных собратьев могут достигать таких характеристик только за счет технически сверхсложных двигателей, трансмиссий и, как говорят, танцев с бубном вокруг крутящего момента.
Во-вторых, обслуживание. Обычное авто — это более 2000 движущихся механизмов. У электрокара их всего 20, значит, на сервис придется заезжать во много раз реже. И не надо каждые 10 000 километров менять моторное масло и фильтры — соответствующих агрегатов у электромашины попросту нет. К тому же она в любой мороз «заведется» без проблем, не страдая от качества топлива, состояния систем зажигания и топливных насосов высокого давления.
Нельзя забывать и о комфорте: на дороге едва уловим лишь шум колес — посторонние звуки двигателя и трансмиссии, характерные для обычных машин, отсутствуют. В конце концов, нельзя не учитывать и экологические требования, которые только ужесточаются с каждым годом: электромобили вне конкуренции в области вредных выбросов в атмосферу, которых у них попросту нет.
Сегодня по дорогам Беларуси бегает уже около 500 зарегистрированных электромобилей. Ощутимый прирост произошел за последние 6 месяцев: положительно сказалось обнуление таможенных пошлин для таких машин, рассказал Григорий Саргсян, директор белорусской компании по производству зарядных станций для электромобилей. Конечно, для нас это определенный прогресс, но из-за долгого отсутствия должной инфраструктуры и, чего греха таить, боязни нового мы по темпам развития далеко не среди лидеров. Например, в соседней Украине сегодня насчитывается около 30 000 таких зарегистрированных машин, причем только в минувшем году их парк вырос на 7012 единиц.
Григорий Саргсян, сменивший не один электромобиль, рассказывает о забавных вопросах, которые ему задавали поначалу практически все: а что, мол, будете делать, если в поле у вас сядет батарейка? Приходилось отвечать вопросом на вопрос: «А что будете делать вы, если у вас в поле закончится бензин или солярка?» Народ дружно и гордо отвечал: «Пойдем за трактором в ближайшую деревню». «Мне ничего не мешает сделать точно так же», — парировал всегда Григорий.
Развитие рынка начиналось с энтузиастов. Хорошо подкованные технически, они увидели неоспоримую перспективу в новом виде транспорта, а сарафанное радио сделало свое дело: ряды электромобилистов стали расти. Но существовал замкнутый круг: люди не хотели покупать электрокары, потому что не было зарядной инфраструктуры, а компании и государство не начинали развитие сети зарядных станций, потому что не было электромобилей. Но этот круг был разомкнут. Началось постепенное развитие сети зарядных станций, стало появляться и совершенствоваться соответствующее законодательство. Сегодня на пороге запуска находится собственная атомная электростанция — это тоже стало огромным стимулом к ускорению развития отечественного рынка электромобилей.
Эксперты советуют потенциальным покупателям железных коней вооружиться калькулятором и убедиться в том, что теперь приличный электрокар им по карману: зачем за те же деньги покупать архаичные и более низкие по классу топливные «бюджетки»? Вне всякого сомнения, считает Григорий Саргсян, сейчас более выгодно взять годовалый электромобиль, чем новую модель с ДВС, так как затраты на содержание такой машины растут с каждым днем. А это значит, что по прошествии определенного количества времени эксплуатации стоимость обслуживания автомобиля может достигнуть стоимости еще одной такой машины. А вот издержки на эксплуатацию электромобиля будут исчисляться 10—20% от его цены. Все это, конечно, примерно и зависит от множества факторов, но то, что разница колоссальная, бесспорно.
Сегодня электромобиль уже составляет реальную конкуренцию машинам с топливными двигателями. Например, по удобству: оставляя на ночь свой электрокар на зарядку, вы постоянно имеете «полный бак», на АЗС заезжать не потребуется. Не надо также менять приводные ремни с натяжными роликами, свечи, ремонтировать насосы и топливную систему, беспокоиться о наличии электронного впрыска топлива и компрессии в двигателе — соответствующих агрегатов и элементов в электромашинах нет. Не более чем маркетинговыми ухищрениями противников электрокаров и доморощенных «специалистов» являются утверждения о быстрой деградации тяговой батареи: ни на одной из всех трех машин в семье Григория, как и на других, бывших в его пользовании, никогда такого явления не наблюдалось. Да, батареи со временем теряют определенную емкость, но, как утверждает специалист исходя из личного опыта, речь идет о 1—2% за трехлетний срок эксплуатации, что практически никак не сказывается ни на запасе хода, ни на других потребительских характеристиках автомобиля.
Некоторые скептики выдвигают сомнительный аргумент против электрокаров, мол, у нас нет еще развитой сети станций техобслуживания. Это не совсем так. Дело в том, что любая мало-мальски приличная станция может заниматься таким техобслуживанием: тормозная система и подвеска в электромобилях практически такие же, как и у машин с ДВС. А поменять трансмиссионное масло в редукторе один раз в 50 000—100 000 километров пробега (в зависимости от модели) сможет едва ли не любой мастер.
С каждым годом проблемы с эксплуатацией и обслуживанием электромобилей решаются все проще. Тяговые батареи совершенствуются, запас хода увеличивается. Одна из мировых компаний-лидеров уже разработала экспериментальные образцы батарей, которые будут выдерживать более 2 миллионов километров пробега! Электрокары стали менее дорогостоящими и более эффективными, отменены таможенные пошлины, постоянно расширяется сеть зарядных станций, и, наконец, «электротоплива» в Беларуси будет в избытке. Почему бы не попробовать почувствовать себя водителем будущего?
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ
Как сообщили в пресс-службе ПО «Белоруснефть», в нашей стране закончился тестовый этап создания сети электрозаправочных станций, когда зарядить электромобиль можно было бесплатно. С июля 2020 года вводятся тарифы на зарядку на ЭЗС Malanka. В компании подчеркнули, что стоимость электроэнергии будет самой низкой в сравнении с соседями и другими европейскими странами. Она составит около 30—40 копеек за 1 кВт.ч. Конечная цена зависит от скорости зарядки — заправиться на супербыстрой станции выйдет немного дороже. Но в любом случае это будет почти в два раза дешевле по сравнению с бензином.
СТАВКА УЕЗЖАЕТ В НОЛЬ
Согласно указу Президента, с 15 июня этого года и до 31 декабря 2025-го в Беларуси будет действовать нулевая ставка НДС при ввозе в страну электрокаров для личного пользования. Эта мера, вне всякого сомнения, должна сказаться на активности покупателей машин. Теперь при ввозе необходимо будет заплатить только утилизационный сбор и таможенный сбор за оформление: от 250 до 400 долларов в эквиваленте в зависимости от года выпуска. Есть и еще один положительный момент: отмена таможенной пошлины и НДС увеличит ввоз неаварийных машин, так как в целях экономии многие владельцы предпочитали привозить битую технику и восстанавливать ее уже в Беларуси.
shamko@sb.by
Григорий Саргсян — один из первых владельцев электромобилей в Беларуси.
Новые технологии открывают, без преувеличения, бескрайние перспективы, в том числе и по автономному вождению: некоторые производители уже представили экспериментальные образцы электромобилей, способных двигаться без участия водителя. Каковы же преимущества современных электрокаров перед традиционными собратьями?
Во-первых, электромобили обладают более высоким коэффициентом полезного действия: в машине на углеводородном топливе лишь 30% энергии доходит до колес, а остальные 70 — уходят на ветер, через выхлопную трубу. В электрокаре до 94% энергии идет на колеса — чувствуете разницу? Высокий КПД позволяет даже обычным версиям набирать скорость до 100 км/ч за 4—5 секунд. Спортивные и дорогие аналоги среди жидкотопливных собратьев могут достигать таких характеристик только за счет технически сверхсложных двигателей, трансмиссий и, как говорят, танцев с бубном вокруг крутящего момента.
Во-вторых, обслуживание. Обычное авто — это более 2000 движущихся механизмов. У электрокара их всего 20, значит, на сервис придется заезжать во много раз реже. И не надо каждые 10 000 километров менять моторное масло и фильтры — соответствующих агрегатов у электромашины попросту нет. К тому же она в любой мороз «заведется» без проблем, не страдая от качества топлива, состояния систем зажигания и топливных насосов высокого давления.
Нельзя забывать и о комфорте: на дороге едва уловим лишь шум колес — посторонние звуки двигателя и трансмиссии, характерные для обычных машин, отсутствуют. В конце концов, нельзя не учитывать и экологические требования, которые только ужесточаются с каждым годом: электромобили вне конкуренции в области вредных выбросов в атмосферу, которых у них попросту нет.
Сегодня по дорогам Беларуси бегает уже около 500 зарегистрированных электромобилей. Ощутимый прирост произошел за последние 6 месяцев: положительно сказалось обнуление таможенных пошлин для таких машин, рассказал Григорий Саргсян, директор белорусской компании по производству зарядных станций для электромобилей. Конечно, для нас это определенный прогресс, но из-за долгого отсутствия должной инфраструктуры и, чего греха таить, боязни нового мы по темпам развития далеко не среди лидеров. Например, в соседней Украине сегодня насчитывается около 30 000 таких зарегистрированных машин, причем только в минувшем году их парк вырос на 7012 единиц.
Григорий Саргсян, сменивший не один электромобиль, рассказывает о забавных вопросах, которые ему задавали поначалу практически все: а что, мол, будете делать, если в поле у вас сядет батарейка? Приходилось отвечать вопросом на вопрос: «А что будете делать вы, если у вас в поле закончится бензин или солярка?» Народ дружно и гордо отвечал: «Пойдем за трактором в ближайшую деревню». «Мне ничего не мешает сделать точно так же», — парировал всегда Григорий.
Развитие рынка начиналось с энтузиастов. Хорошо подкованные технически, они увидели неоспоримую перспективу в новом виде транспорта, а сарафанное радио сделало свое дело: ряды электромобилистов стали расти. Но существовал замкнутый круг: люди не хотели покупать электрокары, потому что не было зарядной инфраструктуры, а компании и государство не начинали развитие сети зарядных станций, потому что не было электромобилей. Но этот круг был разомкнут. Началось постепенное развитие сети зарядных станций, стало появляться и совершенствоваться соответствующее законодательство. Сегодня на пороге запуска находится собственная атомная электростанция — это тоже стало огромным стимулом к ускорению развития отечественного рынка электромобилей.
Эксперты советуют потенциальным покупателям железных коней вооружиться калькулятором и убедиться в том, что теперь приличный электрокар им по карману: зачем за те же деньги покупать архаичные и более низкие по классу топливные «бюджетки»? Вне всякого сомнения, считает Григорий Саргсян, сейчас более выгодно взять годовалый электромобиль, чем новую модель с ДВС, так как затраты на содержание такой машины растут с каждым днем. А это значит, что по прошествии определенного количества времени эксплуатации стоимость обслуживания автомобиля может достигнуть стоимости еще одной такой машины. А вот издержки на эксплуатацию электромобиля будут исчисляться 10—20% от его цены. Все это, конечно, примерно и зависит от множества факторов, но то, что разница колоссальная, бесспорно.
Сегодня электромобиль уже составляет реальную конкуренцию машинам с топливными двигателями. Например, по удобству: оставляя на ночь свой электрокар на зарядку, вы постоянно имеете «полный бак», на АЗС заезжать не потребуется. Не надо также менять приводные ремни с натяжными роликами, свечи, ремонтировать насосы и топливную систему, беспокоиться о наличии электронного впрыска топлива и компрессии в двигателе — соответствующих агрегатов и элементов в электромашинах нет. Не более чем маркетинговыми ухищрениями противников электрокаров и доморощенных «специалистов» являются утверждения о быстрой деградации тяговой батареи: ни на одной из всех трех машин в семье Григория, как и на других, бывших в его пользовании, никогда такого явления не наблюдалось. Да, батареи со временем теряют определенную емкость, но, как утверждает специалист исходя из личного опыта, речь идет о 1—2% за трехлетний срок эксплуатации, что практически никак не сказывается ни на запасе хода, ни на других потребительских характеристиках автомобиля.
Некоторые скептики выдвигают сомнительный аргумент против электрокаров, мол, у нас нет еще развитой сети станций техобслуживания. Это не совсем так. Дело в том, что любая мало-мальски приличная станция может заниматься таким техобслуживанием: тормозная система и подвеска в электромобилях практически такие же, как и у машин с ДВС. А поменять трансмиссионное масло в редукторе один раз в 50 000—100 000 километров пробега (в зависимости от модели) сможет едва ли не любой мастер.
С каждым годом проблемы с эксплуатацией и обслуживанием электромобилей решаются все проще. Тяговые батареи совершенствуются, запас хода увеличивается. Одна из мировых компаний-лидеров уже разработала экспериментальные образцы батарей, которые будут выдерживать более 2 миллионов километров пробега! Электрокары стали менее дорогостоящими и более эффективными, отменены таможенные пошлины, постоянно расширяется сеть зарядных станций, и, наконец, «электротоплива» в Беларуси будет в избытке. Почему бы не попробовать почувствовать себя водителем будущего?
НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ
Как сообщили в пресс-службе ПО «Белоруснефть», в нашей стране закончился тестовый этап создания сети электрозаправочных станций, когда зарядить электромобиль можно было бесплатно. С июля 2020 года вводятся тарифы на зарядку на ЭЗС Malanka. В компании подчеркнули, что стоимость электроэнергии будет самой низкой в сравнении с соседями и другими европейскими странами. Она составит около 30—40 копеек за 1 кВт.ч. Конечная цена зависит от скорости зарядки — заправиться на супербыстрой станции выйдет немного дороже. Но в любом случае это будет почти в два раза дешевле по сравнению с бензином.
СТАВКА УЕЗЖАЕТ В НОЛЬ
Согласно указу Президента, с 15 июня этого года и до 31 декабря 2025-го в Беларуси будет действовать нулевая ставка НДС при ввозе в страну электрокаров для личного пользования. Эта мера, вне всякого сомнения, должна сказаться на активности покупателей машин. Теперь при ввозе необходимо будет заплатить только утилизационный сбор и таможенный сбор за оформление: от 250 до 400 долларов в эквиваленте в зависимости от года выпуска. Есть и еще один положительный момент: отмена таможенной пошлины и НДС увеличит ввоз неаварийных машин, так как в целях экономии многие владельцы предпочитали привозить битую технику и восстанавливать ее уже в Беларуси.
shamko@sb.by