Руки прочь от ООН
24.07.2008 01:00:00
Не надо далеко ходить за примерами многоликости внешней политики Вашингтона, чтобы обнаружить, что и сами США весьма активно проводят свою политику через инструменты ООН и отнюдь не отказываются использовать инструментарий в дальнейшем.
Разумеется, как и любая другая международная организация, ООН нуждается в совершенствовании его методов работы. Но то, что это уникальный международный политический орган, родившийся после окончания Второй мировой и призванный по большому счету не допустить развязывания третьей мировой войны, еще никто из действующих политиков опровергать не пытался. Маккейн – первый.
Он, видимо, не в курсе того, что представленный еще в марте 2006 года доклад ООН под названием «Инвестирование в Организацию Объединенных Наций: на пути к усилению Организации по всему миру» был ответом на насущную потребность в реформировании, назревшую еще при Кофи Аннане. В нем содержатся смелые идеи о реформе системы управления Секретариатом в течение ближайших трех – пяти лет.
Во второй половине 2006 года вышли еще три доклада, посвященные той же проблеме: «Всесторонний обзор механизмов управления и надзора», доклад Группы по реорганизации системы отправления правосудия в Организации Объединенных Наций и обзор, подготовленный Группой высокого уровня по вопросу о слаженности в системе Организации Объединенных Наций. Во всех этих трех докладах содержатся далеко идущие рекомендации, касающиеся ключевых управленческих процедур и структур. Если эти рекомендации будут утверждены государствами-членами, они способны радикально изменить методы работы Организации.
Предполагается, что новый Генеральный секретарь Пан Ги Мун определит свои приоритеты, касающиеся реформы. Он уже подчеркнул необходимость продолжения реформ и дальнейших усилий по модернизации Организации.
Сегодня требования, предъявляемые государствами-членами к ООН и ее Секретариату, учреждениям, фондам и программам, многократно возросли. ООН приходится оказывать больший объем услуг большему числу людей в большем числе мест. Только за последние девять лет численность гражданского и военного персонала миротворческих миссий возросла с 20 000 до 80 000 человек. За этот же период общий объем финансовых ресурсов, которыми управляет Секретариат, удвоился и достиг 18 млрд долларов США. Резко возросло также число гуманитарных и правозащитных операций.
Однако вся эта отнюдь не секретная информация, вне сомнений, известна американскому сенатору Маккейну. Являясь яростным сторонником монополярного политического устройства мира, в котором указующим перстом для народов останется США, он с этого оселка и смотрит на деятельность ООН, которая постепенно теряет функции обслуживания политической и военной машины США. Теряя поддержку среди государств – членов ООН, Штаты отнюдь не намерены менять свою внешнюю политику, предпочитая «подправить» под нее внешнюю политику своих союзников и партнеров. А несогласных с таким раскладом вещей, разумеется, следует «исключить».
То, что американцы все более недовольны самим фактом существования ООН, становится все ощутимее. Начиная с акта агрессии в Югославии и кончая насильственным провозглашением независимости албанцев в Косове, когда США открыто инициировали «передачу вопроса» от Организации Объединенных Наций Евросоюзу, оказавшемуся более послушным в деле наведения порядка по-американски в центре Европы, Штаты открыто демонстрируют недовольство действиями организации, защищающей иные, а не только американские интересы.
А полномасштабное поражение США в Ираке, которое признают уже и сами хозяева Капитолийского холма, и множащиеся разногласия в стане американских союзников и вовсе будут подталкивать администрацию Белого дома к созданию нового «клуба для избранных», куда несогласным с проамериканским образом мыслей и действий политикам вход будет категорически запрещен.
О чем и проговорился готовящийся стать президентом США сенатор Маккейн.