В чем заключается белорусская мечта

Рождение идеи

Мечта — это не бегство от реальности, это создание новой реальности
Новая идея — это парафраз мечты. Мечты о чем угодно: обществе без экономических кризисов, основанном на социальной справедливости и вечном мире. О новой машине, невиданной по своим параметрам. О здоровье, которое позволит жить если не вечно, то долго. О книге, картине, спектакле, фильме, создав который, творец может сказать: «Получилось!»

В 1917 году, о котором в ближайшем будущем будет говориться достаточно много, мечта была сформирована ясно и недвусмысленно. К этому добавилась небывалая социальная энергия, и идеи стали воплощаться в жизнь.

Этого социального запала хватило лет на пятьдесят. Но нельзя сказать, что новые идеи больше не рождались. Была воплощена мечта о космосе. Были идеи меньшего калибра — построить небывалую железную дорогу, освоить целинные земли. Эти идеи и их воплощение придавали обществу стимул для развития, уверенность в том, что все делается правильно, что в жизни поколения есть смысл. А потом идеи как–то съежились, измельчали. Говорили и спорили все больше по кухням, чаще стали оглядываться, поэтому замечательная идея, связанная с понятием «перестройка», всеми была воспринята с надеждой.

Но перестройка — мечта о чем? О социально справедливом обществе? Но это уже было. О новых людях, рыцарях без страха и упрека? И они были известны наперечет. Нам предлагали новое качество веры, но закаленное воинствующим атеизмом большинство смотрело на эти попытки с изрядной долей скепсиса. И никто, по большому счету, не удивился, когда перестройка сошла на нет: никто не понимал толком ее сути, мечта так и не осуществилась.

Долгие столетия наша национальная мечта была одна — лишь бы не убили. Вряд ли найдешь в Европе еще одну такую национальную судьбу, которая столь переполнена жестокостями и насилием. В этой ситуации можно удивляться одному: как вообще выжили, сохранили себя в истории. Но, конечно, не все сводилось к выживанию.

Белорусские магнаты, просветители мечтали о том, что жизнь станет не столь тяжелой, какой она была. Что появятся национальные школы и университеты. Осуществляли с этой целью экономические, социальные проекты. Семья Хрептовичей собирала библиотеку и собрала великолепное собрание книг, которое должно было бы быть у нас, но, как и многие иные раритеты, хранится за пределами страны, в данном случае — в Киеве.

Гродненские публикаторы недавно обнаружили и дали жизнь дневникам юноши из–под Скиделя, А.Севрука, написанным в 30–е годы прошлого века. Фактически необразованный молодой человек упорно занимается самообразованием, пишет оригинальные философские тексты, борется за сохранение чувства собственного достоинства в отношениях с властями, пытается завязать связи с единомышленниками в разных странах. Но что интересно: главной идеей для него, главной мечтой стал не кусок хлеба, даже не национальная школа, в которую он так стремился. Парень активно защищает идеи толстовства: исключение зла из нашей жизни, во всех формах и видах. Нежелание противопоставлять злу зло. Пропаганда братских отношений между людьми, борьба с войной — в каком бы обличье ее людям ни навязывали. И еще: так и не вырос этот белорусский философ до масштабов национальных, рано умер, болезнь и судьба те же, что и у Максима Богдановича.

В белорусском обществе фантазии, мечты никогда не были в особенном почете. В пассионариях, активных людях, у нас тоже никогда не было избытка. И здесь есть очень важный момент: реализация действительно эпохального для страны социального проекта, связанного с созданием реального суверенного белорусского государства, сопряжена с деятельностью, политической волей очень немногих людей. Общество четко не формулировало свои желания, всегда ощущалась необходимость в социальной подсказке, и можно только сказать спасибо тем людям, которые это сделали, подсказали.

Мечтать — надо. Царь Петр мечтал выйти к Балтийскому морю, и ведь вышел. Бисмарк желал объединить Германию, и ему это удалось. Рейган во сне видел, как он ломает через колено «империю зла», и его сон стал вещим. Великая мечта требует великих усилий, тут спорить не о чем, но главное ведь в том, чтобы было само желание мечтать. Мечта дает возможность создать, «переформатировать», подтянуть целый ряд отраслей, сфер проявления человеческого разума. Ведь для того чтобы добиться паритета с США в военной сфере после Второй мировой войны, мало было «дать денег», «принять постановление» и т.д. Надо было создавать целые отрасли в промышленности, чтобы догнать лидера. Но главное — надо было быть уверенными в том, что цель великая и ее реализация может быть смыслом жизни целого поколения советских людей. Мечта — это не бегство от реальности, это создание новой реальности. И вот ведь вопрос: какая великая цель стоит сегодня перед нами, перед нынешним поколением белорусов?

Советская Белоруссия № 245 (25127). Среда, 21 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter