Роскошь - не автомобиль, а его парковка

Минские власти взялись за решение важной социальной проблемы - избавить центр города и дворы от наплыва автомобилей Сразу отметим, что о моторизованную напасть "обломали зубы" власти крупнейших городов мира.
Минские власти взялись за решение важной социальной проблемы - избавить центр города и дворы от наплыва автомобилей

Сразу отметим, что о моторизованную напасть "обломали зубы" власти крупнейших городов мира. На центральных улицах Москвы легковушки, бывает, паркуются в два, а то и три ряда, перекрывая движение. В Нью-Йорке, где машин, понятное дело, не меньше, в центре города проблему вроде бы решили, однако водитель автомобиля, рискнувший поставить его под запрещающий знак, может буквально потерять дар речи, увидев квитанцию на оплату штрафа. В Минске, похоже, власти пытаются и городские улицы, и дворы сохранить в доступном для автотранспорта состоянии, и достаточно комфортные условия для владельцев автомобилей обеспечить. Именно такое впечатление остается после знакомства с утвержденной недавно Минским городским Советом концепцией развития стоянок и парковок, а также решением горисполкома об упорядочении размещения транспортных средств на дворовых территориях. Если этот опыт удастся, он, безусловно, станет образцом для подражания для крупных городов не только нашей страны.

Что же предполагается сделать? В числе наиболее кардинальных мер - разделить Минск на пять зон и в зависимости от того, чем ближе она к центру, устанавливать плату за парковку машин (см. карту). Тем самым политика Минского горисполкома последних лет, вследствие которой просто так оставить машину у тротуара шансов все меньше, получит логическое завершение. Генеральный директор предприятия, строящего и эксплуатирующего в Минске стоянки, гаражи и парковки, Павел Дубовик предположил, что уже в середине лета первая и вторая пробные зоны в центре Минска заработают. Правда, пока не определено, по каким тарифам.

Зато почти наверняка с 1 июля расплатиться за парковку автомобиля можно будет только в безналичной форме. Для этого придется покупать специальные жетоны, а затем опускать их в так называемые парковочные терминалы. Первые 35 таких устройств в Минске уже установлены. Еще 50 переносных устройств имеют контролеры. Мало, конечно. Поэтому у водителя автомобиля будет альтернатива: в киосках "Союзпечати" купить бумажную карточку, где надо крестиками отметить месяц, день и час постановки машины на стоянку и оставить ее на приборной панели, чтобы мог увидеть контролер.

Сам тот факт, что даже за кратковременную стоянку легкового автомобиля в центральных районах Минска приходится платить, уже вызвал в обществе неоднозначные оценки. Возможно, остроту противоречий снизят многоэтажные паркинги по типу тех, которые в Минске уже построены в районе Комаровского рынка. Предусмотрено соорудить 20 таких объектов в разных точках города, в том числе неподалеку от конечных станций метро. Вопрос - когда? Ведь в городской казне денег на это нет. Что же касается инвесторов, то пока даже не объявлен конкурс среди них на строительство паркингов. И это тревожит. Ведь может случиться так, что из центральных районов города автолюбителей уже фактически "попросят", а альтернатива в виде многоуровневых стоянок еще не появится.

Рассчитывать на то, что проблема рассосется так просто, вряд ли стоит. Ведь и сейчас в ряде районов города места на платной автостоянке приходится ждать годами. При этом Минский горисполком недавно принял решение, которое капитально осложняет жизнь тех, кто привык бросать стального извозчика у подъезда. Собственно, принципиально новое в этом решении, пожалуй, лишь то, что городские власти всерьез вознамерились указать автомобилю его место во дворе. Ведь то, что транспорт нельзя оставлять возле подъездов, арок, в узких проездах, зафиксировано в Правилах дорожного движения, которые каждый шофер должен знать назубок и, главное, выполнять. Да где там, если контроля, а значит, и наказания за оставленный на тротуаре или газоне автомобиль на деле не было. Теперь городские власти решили подойти к проблеме более фундаментально. В местах, где парковаться нельзя, будут установлены запрещающие знаки, таблички и нанесена желтая линия. Контролировать ситуацию совместно начнут жилищно-эксплуатационные органы и милиция. И - внимание! - оставленные в неположенном месте автомобили эвакуатором будут доставляться на штрафные автостоянки, а их владельцы не только возместят соответствующие затраты, но и уплатят штраф.

"Безлошадные" соседи этому, безусловно, порадуются. Действительно, не дело, что из-за брошенных где попало "Жигулей", "Опелей" и "Запорожцев" скорая помощь не может проехать к больному, а коммунальная служба - очистить двор от снега. Как, однако, быть с тем, что цивилизованно припарковать машину на ночь не только в центре, но и в большинстве микрорайонов Минска при всем желании практически маловероятно? Ведь планировка и застройка многих районов производилась исходя из того, что на 1 тысячу жителей будет приходиться... 85 автомобилей. И хотя сегодня этот норматив возрос до 300, все равно по строительным нормам и правилам стоянки возле домов предполагаются только гостевые. То есть оставил на час-два, а на ночь убери в гараж или на охраняемую стоянку, которых в Минске, как уже говорилось, не хватает. "Будем по мере возможностей реконструировать дворовые территории с тем, чтобы и автомобиль поставить можно было, и жителям соседних домов он не мешал", - прокомментировали ситуацию в городском комитете по архитектуре и строительству. Все, однако, упирается в эти самые возможности. Не будет ошибкой предположить, что их как раз и не хватает.

Впрочем, все отнюдь не так пессимистично, как может показаться на первый взгляд. Недавно я проехал по новым торговым и оздоровительным центрам Минска и обнаружил, что многие из них имеют фирменные автостоянки для клиентов. Совсем как в Западной Европе. Вот и владельцам автомобилей не ждать бы, пока кто-то позаботится о том, чтобы их транспорт не мешал остальным гражданам, а включиться в решение проблемы. Например, напрячься и купить для своего стального друга гараж или оплатить место на охраняемой стоянке. А в целом же - что в Москве, что в Нью-Йорке - все более входит в практику такой способ передвижения: до метро - на машине, а далее "подземкой". Не столь, может быть, престижно, зато быстро и удобно. Да и дешевле.

Владимир БИБИКОВ, "СБ".



Кстати

Проблема городских парковок не является исключительно минской. В Гомеле, например, как один из вариантов частичного ее решения рассматривают строительство многоярусных паркингов. Возможно, первое подобное сооружение появится в областном центре к концу этого года рядом с Центральным рынком. Рассматривается и проект строительства второго паркинга. Предполагается, что паркинги позволят разгрузить окрестные улицы, ныне густо заставленные транспортом.

В областной ГАИ, впрочем, к проектам паркингов относятся осторожно - опасаются, что торговые точки, расположенные в них, могут спровоцировать дополнительный поток машин. Начальник межрайонного отдела организации дорожного движения при управлении ГАИ УВД Гомельского облисполкома Владимир Кавтур считает, что при проектировании новых строений и перепрофилировании старых необходимо с особой тщательностью прорабатывать вопрос парковки. Свидетельством былых просчетов как раз и являются беспорядочные стоянки машин перед многими гомельскими зданиями.

Жильцы центральных улиц Могилева также жалуются на то, что дворы их домов превратились в автостоянки - покоя от машин нет ни днем, ни ночью. Нет согласия между людьми и автомобилями и в районе Заднепровского рынка: рядом с базаром расположены еще и магазины стройматериалов и бытовой техники, а за таким товаром без авто не отправишься.

В городе давно поговаривают о строительстве многоуровневого паркинга рядом со стадионом "Спартак". Однако в управлении архитектуры горисполкома рассказали, что пока выполнен лишь эскиз парковки, не готова и полная проектная документация. К тому же только лишь за бюджетные деньги стройку не осилить, нужны инвесторы, но их пока не нашли. Никто еще не изъявил желания вложить деньги и в подземную стоянку вблизи центрального Дома быта. А вот на Заднепровском рынке вместе с крытым торговым комплексом скоро будет построена стоянка на 200 мест. Правда, обычная, плоскостная. И проблему парковок в Могилеве она, конечно же, не решит.

Хотя стоит ли уповать на одни лишь парковки? Гродненский опыт свидетельствует, что "парковкой сыт не будешь". Например, местному предприятию "Платные автостоянки" пришлось отказаться от содержания парковки возле крупнейшего торгового центра в микрорайоне Форты. Казалось бы, хлебное место, но парковка принесла 2,5 миллиона рублей убытков. Люди просто не оставляли на ней машины, предпочитая останавливаться в окрестных дворах или на дороге. Парковку создали, а парковаться по соседству не запретили даже дорожными знаками. А сами "Платные автостоянки" решать вопросы, так сказать, "стимуляции" водителей не уполномочены. Кстати, директор предприятия Сергей Щебетко полагает, что панацея от загруженности машинами гродненских улиц - не парковки, а охраняемые стоянки. Ведь парковка - это всего лишь сбор денег. А человек хочет, чтобы за оставленное им авто кто-то отвечал. Поэтому УП "Платные автостоянки", которому сегодня предложено разгрузить улицы, прилегающие к центральному рынку, намеревается построить здесь именно стоянку. С нее автомобиль никто не угонит, а услуги будут стоить в два раза дешевле, чем городской тариф парковки - 500 рублей в час вместо 950.

Андрей НОВИКОВ, Ирина МЕНДЕЛЕВА, Александр РАЩУПКИН, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter