60 лет назад уроженец витебщины ценой собственной жизни предотвратил попытку первого в СССР угона самолета

Роковой рейс 365

В маленьком эстонском городке Вяэна-Йыэсуу рядом с новой школой стоит обезображенный временем и вандалами старый памятник. Спиленное изваяние, оторванные знаки... Этот бюст был воздвигнут в память об уроженце Витебщины, после войны работавшем на Эстонском авиапредприятии гражданского воздушного флота и совершившем 60 лет назад подвиг в мирном небе. Памятник Герою Советского Союза Тимофею Ромашкину уже полвека стоит и в Минске. Но в нашей стране за его сохранность можно не беспокоиться. А вот само ЧП, стоившее жизни нашему земляку, по сей день покрыто мраком неизвестности. “НГ” попыталась восстановить некоторые нюансы того рокового утра.


«8 января 1954 года при выполнении рейса № 365 Таллин — Минск — Ленинград на самолете Ли-2 в районе Кяру ЭССР в момент раздачи пассажирам газет и журналов вооруженные бандиты напали на экипаж с целью овладеть самолетом... Бортмеханик Тимофей Ромашкин не дал возможности врагу вести прицельный огонь по экипажу, первым бросился на вооруженного двумя пистолетами террориста.” Это строки из официального представления Тимофея Терентьевича к присвоению звания Героя Советского Союза. К сожалению, посмертного: 34-летний бортмеханик, прошедший советско-финскую и Великую Отечественную войны, через 9 лет после Победы скончался от четырех выстрелов врага в,  казалось бы, мирном небе.


История эта с той или иной степенью достоверности описывалась в газетах и посвященных авиации книгах и в годы СССР, и в постсоветское время. Писали о том, что Тимофей Ромашкин родился в 1919 году в деревне Марченки на территории нынешнего Городокского района Витебской области. О том, что работал он на кирпичном заводе, жил в Архангельской области. После окончания Ульяновской авиатехнической школы в 1938 году пошел в армию, после войны работал в гражданской авиации, летая в основном на пассажирской трассе Таллин — Архангельск... Но всегда за кадром оставался один вопрос: кем, собственно говоря, были те самые враги или бандиты, прорвавшиеся в кабину экипажа? Чего они хотели? И почему таким причудливым, V-образным, был тот авиационный маршрут: из Таллина в соседний Ленинград через далекий от них Минск?


Вышедшее в свет в 1987 году двухтомное издание “Герои Советского Союза” пишет, что Ромашкин “был смертельно ранен в схватке с двумя вооруженными бандитами, пытавшимися захватить самолет и угнать его за границу”. За четверть века до этого, в начале 1960-х, были опубликованы воспоминания летчика Гаранина — командира того самого воздушного судна: “Вернулся Тимофей, а вслед за ним, не дав закрыть дверь, в кабину вошел некто, похожий на авиатора. Справа от человека в кителе появляется женщина с первого кресла, тоже с пистолетом. Направляет его в нашу сторону. Сомнений больше нет — это враги. Мы выжидаем, а диверсант взял пистолет у женщины. Соучастница достала шнур, напоминающий парашютные стропы, и стала связывать руки радисту. Ромашкин бросается вперед. Женщина от удара падает, а мужчина, отскочив назад, стреляет из обоих пистолетов... Общими усилиями мы свалили диверсанта на пол. Приземляемся на том же летном поле, которое покинули всего 42 минуты назад, диверсантов передаем работникам органов МГБ”.


Это обстоятельство — что нападавшими были мужчина и женщина — пожалуй, единственное, что до сегодняшнего дня было известно всем, кто слышал или читал о том прерванном полете. Мотивировка попытки угона вылетевшего из Минска самолета за границу в принципе правдоподобна: дальность полета Ли-2 составляла около 2,5 тысячи километров, поэтому ему вполне доступны были беспосадочные полеты и в Мюнхен, и в Париж, и в Рим. Но лишь при условии, что самолет будет под завязку заправлен топливом, а советская ПВО несколько часов кряду будет откровенно бездействовать: крейсерская скорость машины составляла 290 км/ч. Более нелепой можно считать разве что случившуюся четырьмя годами позднее попытку угона двумя уголовниками всем известного “кукурузника” Ан-2 из Якутии в США.


Небольшое журналистское расследование, предпринятое “НГ” с привлечением ветеранов авиации и сотрудников целого ряда компетентных органов, привело к неожиданному выводу: преступники были не столь глупы, чтобы угонять самолет из Минска, а практически никакой информации об этом ЧП  нет прежде всего потому, что оно... не минское! Тем январским утром 1954 года самолет Ли-2 с пятью пассажирами на борту действительно выполнял грузо-пассажирский рейс № 365, но его маршрут отличался от указанного в представлении погибшего бортмеханика к награде, зато был куда более логичным: Минск — Таллин — Ленинград. Именно после промежуточной остановки в эстонской столице, когда самолет набрал высоту, а Тимофей Ромашкин закончил раздавать пассажирам прессу, достала пистолеты загадочная пара, сидевшая у самой кабины: молодая симпатичная женщина и мужчина лет тридцати с чемоданчиком и в кителе офицера ВВС, но без погон. Дальше все было как в воспоминаниях командира самолета Гаранина.


Зачем же “перекроили” роковой маршрут в официальных документах, а памятник погибшему сотруднику эстонского управления гражданской авиации поставили в Минске? Ответить однозначно сегодня вряд ли кто-то возьмется, но одно предположение можно высказать. Начавшаяся за полгода до случившегося бериевская амнистия — то самое “холодное лето 53-го” — вместе с 1,2 миллиона амнистированных выплеснула на улицы советских городов колоссальную преступность. По забайкальскому Улан-Удэ прокатились массовые убийства граждан, грабежи магазинов и кафе, массовые изнасилования в общежитиях промышленных предприятий. Похожие события происходили под Казанью, близ Архангельска, в десятках иных регионов. На этом фоне официальное сообщение о попытке, пусть и неудавшейся, угона самолета из Таллина в относительно близкую Финляндию вполне могло бы стать побудительным моментом для отъявленных негодяев “расширить границы” обретенной ими свободы. А спустя 2 года после этого воздушного ЧП в Эстонию начали возвращаться около 10 тысяч депортированных с этих территорий в Сибирь и Казахстан граждан, которые также вряд ли оценили бы героизм Тимофея Ромашкина...


Впрочем, подобное, конечно, ни в коей мере не умаляет величие подвига уроженца Витебщины, без оружия вставшего на пути вооруженных преступников и ценою собственной жизни сохранившего самолет. А может быть, и жизни его пассажиров и экипажа... Как бы то ни было, но именно в Минске стартовал рейс, которому было суждено вписать первую страницу в довольно обильную (около 100 случаев) историю угонов воздушных судов в СССР. И именно наш земляк сделал эту страницу максимально короткой. Сегодня любой минчанин и гость города может увидеть своими глазами не только бережно сохраненный в течение полувека памятник Ромашкину в скверике у аэропорта Минск-1, но и один из последних самолетов Ли-2, выпущенный в 1953 году: эта двухмоторная зеленая машина установлена на открытой площадке рядом с Музеем истории Великой Отечественной войны; кроме того, внешне похожа на лисуновский самолет Ил-14, установленный на окраине Бегомля.


osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter