Рифма вам в хату!
26.01.2007
В деревне Богдановка пишут стихи и... вяжут веники
Давным–давно, то ли 5, то ли 6 столетий назад, среди полесского леса на холме поселились люди. Шумели вокруг вековые сосны, воздух над окружавшим пятачок земли болотом звенел летом от комаров, чаща была полна разного зверья. Вот только земли под пашню было маловато и ее отвоевывали у леса кусок за куском — то вырубкой, а то и выжигали целые участки. Называли такие вот наделы «нiўкамi». Рубили люди лес да молились: «Бог, дай нiўку!» Говорят, от этой молитвы и пошло название деревни Богдановка, а если произносить по–местному, то «Богданiўка», с ударением на третьем слоге. Такую вот легенду рассказали мне в местной школе. Ходят, правда, слухи, что название пошло от имени Богдана Хмельницкого, с войсками проходившего по здешней земле. Но старожилам легенда о молитве нравится больше.
Стихи пишутся, как вода пьется
Да и вообще, места здесь удивительные, многие и вправду считают, что деревня Богом отмечена, иначе откуда в ней столько поэтов? Говорят: «Стихи богдановцам Бог на ухо шепчет». Вот так, ни более, ни менее...
Самой юной местной поэтессе Оле Ильючик — 10 лет. Стихи ее уже не раз в газете Лунинецкого района были напечатаны и в районном конкурсе школьных поэтов, проводимых в честь Якуба Коласа, заняли призовое место. Вместе с произведениями еще двух девочек, учениц этой же Богдановской школы, 9–классниц Вали Ярмольчик и Светы Ковалевич. Самому «возрастному» поэту — Василию Савичу — 59.
А вообще, поэтических талантов в Богдановке пару десятков точно наберется. Стихи здесь пишут многие ученики и учителя — впору отдельный сборник издавать. На уроках литературы написание стихотворения на заданную тему или с определенными рифмами (буриме) паники не вызывают, наоборот, очень любимы детьми. И какие стихи на свет рождаются! Поэтические эти опыты бережно собирает и хранит преподаватель белорусского языка и литературы Вера Ильючик.
Строчки из стихотворения Светланы Ковалевич «Дарога дамоў» мне, например, в душу запали. Вот послушайте:
...Край чужы, адкуль зараз я еду,
Ён таксама прывабны, прыгожы.
Але ж мне замянiць ён не можа
Нашых родных мясцiн раздарожжы.
Наша светлае неба з бусламi,
На якое глядзеў бы бясконца,
Дзе ўзнёслыя думкi i мары
Дасылаюць праменьчыкi сонца...
Талантами земля полнится
Способный, творческий человек талантлив во всем. Так и в Богдановке. Школа здесь не простая, а «этно», то есть с фольклорно–театральным уклоном. Начинали со сбора местных преданий, песен, организовали музей, а потом и в республиканском проекте по созданию этношкол решили участвовать.
Ох и лихо поют народные песни дети из этноклассов! Те самые, которые их мамам бабушки пели, а тем — прабабушки. «Люлю, люлi, гойда, прылiцiла гойда, сiла на варотах у чырвоных ботах...»
Говорят, сбором фольклора сейчас уже и родители увлеклись. Такой вот уклон получился — семейный. А сколько всего могут тут порассказать! Ну, например, с удивлением я узнала, что пели в Богдановке колыбельные для хороших детей и для непослушных. Маленького егозу и непоседу сто лет назад убаюкивали совсем иными словами, чем спокойного ребенка. И даже укачивали в другом ритме!
На представления, которые организуют ребята из этноклассов, собирается вся деревня — посмотреть на инсценировки народных праздников, послушать знакомые песни и, конечно, стихи местных поэтов!
Свистулька — дело непростое
В школьном музее чего только нет! Даже макет крестьянской хаты стоит, а внутри — люлька... На почетном месте — икона Казанской Божией Матери, защитницы деревни.
А отдельный стол выделен под... свистульки. В Богдановке их делает Василий Савич, тот самый поэт. От Василия Максимовича я узнала, что глиняная свистулька — вещь капризная, со своими секретами. Можно рядом с мастером сидеть, за работой смотреть и все повторять. У знатока свистулька соловьем запоет, а у тебя — змеей зашипит... Сейчас в нашей стране всего–то человек 10 мастеров осталось, которые эти игрушки умеют делать. Узнала я, и чем отличаются свистульки от окарин. У первых — игровых «адтулiн» (отверстий) одна или две, у вторых — больше. Свистулька просто переливы издает, на окарине можно целую мелодию сыграть.
«Сваха» да веники
Чем же, кроме стихов, живет Богдановка? Лесом. Весь год местный люд ходит из леса да в лес. Летом чернику заготавливают, места тут на черную ягоду богатые. И на грибы. А грибы сельчане только белые признают, остальные считают вторым сортом и практически не берут. По секрету со мной поделились, что в хорошие «черничные» годы местные семьи за сезон несколько миллионов рублей зарабатывают. Растет тут и голубика. Заготавливают сельчане и брусничный лист. Особенно много брусничника в урочище, прозванном «Сваха». Почему «Сваха»? Да потому, что ехала как–то этим лесом свадьба из деревни Мальковичи и с воза «сваху згубiла». Так и осталась эта неизвестная нам женщина, упавшая с воза, в памяти богдановцев навсегда.
Зимой в Богдановке вяжут веники. Берет семья делянку в лесхозе, ту, которая под вырубку пойдет, и нарезает березовые прутья. А дома уж собирают их в знатные веники. Ими, кстати, подметают столичные улицы, так как основной инструмент дворников минские коммунальники закупают именно в Богдановке.
...В общем, живет Богдановка, стоящая среди леса, своей особенной жизнью — песенно–поэтической, ягодной, грибной да «веничной». Растет, строится! Жителей в ней почти 2 тысячи, много новых улиц и даже целые районы появились. Молодежь здесь с удовольствием остается, хотя до ближайшей «бетонки» (дороги Брест — Гомель) целых 7 километров, а до Лунинца и того больше — все 35!
Может, действительно место это особенное?
Фото автора.
Давным–давно, то ли 5, то ли 6 столетий назад, среди полесского леса на холме поселились люди. Шумели вокруг вековые сосны, воздух над окружавшим пятачок земли болотом звенел летом от комаров, чаща была полна разного зверья. Вот только земли под пашню было маловато и ее отвоевывали у леса кусок за куском — то вырубкой, а то и выжигали целые участки. Называли такие вот наделы «нiўкамi». Рубили люди лес да молились: «Бог, дай нiўку!» Говорят, от этой молитвы и пошло название деревни Богдановка, а если произносить по–местному, то «Богданiўка», с ударением на третьем слоге. Такую вот легенду рассказали мне в местной школе. Ходят, правда, слухи, что название пошло от имени Богдана Хмельницкого, с войсками проходившего по здешней земле. Но старожилам легенда о молитве нравится больше.
Стихи пишутся, как вода пьется
Да и вообще, места здесь удивительные, многие и вправду считают, что деревня Богом отмечена, иначе откуда в ней столько поэтов? Говорят: «Стихи богдановцам Бог на ухо шепчет». Вот так, ни более, ни менее...
Самой юной местной поэтессе Оле Ильючик — 10 лет. Стихи ее уже не раз в газете Лунинецкого района были напечатаны и в районном конкурсе школьных поэтов, проводимых в честь Якуба Коласа, заняли призовое место. Вместе с произведениями еще двух девочек, учениц этой же Богдановской школы, 9–классниц Вали Ярмольчик и Светы Ковалевич. Самому «возрастному» поэту — Василию Савичу — 59.
А вообще, поэтических талантов в Богдановке пару десятков точно наберется. Стихи здесь пишут многие ученики и учителя — впору отдельный сборник издавать. На уроках литературы написание стихотворения на заданную тему или с определенными рифмами (буриме) паники не вызывают, наоборот, очень любимы детьми. И какие стихи на свет рождаются! Поэтические эти опыты бережно собирает и хранит преподаватель белорусского языка и литературы Вера Ильючик.
Строчки из стихотворения Светланы Ковалевич «Дарога дамоў» мне, например, в душу запали. Вот послушайте:
...Край чужы, адкуль зараз я еду,
Ён таксама прывабны, прыгожы.
Але ж мне замянiць ён не можа
Нашых родных мясцiн раздарожжы.
Наша светлае неба з бусламi,
На якое глядзеў бы бясконца,
Дзе ўзнёслыя думкi i мары
Дасылаюць праменьчыкi сонца...
Талантами земля полнится
Способный, творческий человек талантлив во всем. Так и в Богдановке. Школа здесь не простая, а «этно», то есть с фольклорно–театральным уклоном. Начинали со сбора местных преданий, песен, организовали музей, а потом и в республиканском проекте по созданию этношкол решили участвовать.
Ох и лихо поют народные песни дети из этноклассов! Те самые, которые их мамам бабушки пели, а тем — прабабушки. «Люлю, люлi, гойда, прылiцiла гойда, сiла на варотах у чырвоных ботах...»
Говорят, сбором фольклора сейчас уже и родители увлеклись. Такой вот уклон получился — семейный. А сколько всего могут тут порассказать! Ну, например, с удивлением я узнала, что пели в Богдановке колыбельные для хороших детей и для непослушных. Маленького егозу и непоседу сто лет назад убаюкивали совсем иными словами, чем спокойного ребенка. И даже укачивали в другом ритме!
На представления, которые организуют ребята из этноклассов, собирается вся деревня — посмотреть на инсценировки народных праздников, послушать знакомые песни и, конечно, стихи местных поэтов!
Свистулька — дело непростое
В школьном музее чего только нет! Даже макет крестьянской хаты стоит, а внутри — люлька... На почетном месте — икона Казанской Божией Матери, защитницы деревни.
А отдельный стол выделен под... свистульки. В Богдановке их делает Василий Савич, тот самый поэт. От Василия Максимовича я узнала, что глиняная свистулька — вещь капризная, со своими секретами. Можно рядом с мастером сидеть, за работой смотреть и все повторять. У знатока свистулька соловьем запоет, а у тебя — змеей зашипит... Сейчас в нашей стране всего–то человек 10 мастеров осталось, которые эти игрушки умеют делать. Узнала я, и чем отличаются свистульки от окарин. У первых — игровых «адтулiн» (отверстий) одна или две, у вторых — больше. Свистулька просто переливы издает, на окарине можно целую мелодию сыграть.
«Сваха» да веники
Чем же, кроме стихов, живет Богдановка? Лесом. Весь год местный люд ходит из леса да в лес. Летом чернику заготавливают, места тут на черную ягоду богатые. И на грибы. А грибы сельчане только белые признают, остальные считают вторым сортом и практически не берут. По секрету со мной поделились, что в хорошие «черничные» годы местные семьи за сезон несколько миллионов рублей зарабатывают. Растет тут и голубика. Заготавливают сельчане и брусничный лист. Особенно много брусничника в урочище, прозванном «Сваха». Почему «Сваха»? Да потому, что ехала как–то этим лесом свадьба из деревни Мальковичи и с воза «сваху згубiла». Так и осталась эта неизвестная нам женщина, упавшая с воза, в памяти богдановцев навсегда.
Зимой в Богдановке вяжут веники. Берет семья делянку в лесхозе, ту, которая под вырубку пойдет, и нарезает березовые прутья. А дома уж собирают их в знатные веники. Ими, кстати, подметают столичные улицы, так как основной инструмент дворников минские коммунальники закупают именно в Богдановке.
...В общем, живет Богдановка, стоящая среди леса, своей особенной жизнью — песенно–поэтической, ягодной, грибной да «веничной». Растет, строится! Жителей в ней почти 2 тысячи, много новых улиц и даже целые районы появились. Молодежь здесь с удовольствием остается, хотя до ближайшей «бетонки» (дороги Брест — Гомель) целых 7 километров, а до Лунинца и того больше — все 35!
Может, действительно место это особенное?
Фото автора.