Почему некоторые капремонты на Брестчине не выдерживают критики жильцов

Ремонт с переделкой

В Брестской области за прошлый год коммунальные службы отремонтировали почти 200 тысяч квадратных метров жилья из плановых 310 тысяч. При этом, как показали проверки, есть вопросы не только к объемам, но и к качеству выполненных работ. В проблеме разбирался наш корреспондент, побывав в рейде со специалистами госконтроля и городской коммунальной службы.


Форс-мажоры на гарантии

Ирина Савонь, проживающая в одной из квартир двух­этажного дома на площади Свободы, что в центре Бреста, обращает внимание начальника отдела эксплуатации жилфонда КУП «ЖРЭУ г. Бреста» Игоря Носко и главного специалиста КГК Брестской области Николая Степанькова на огрехи, оставленные рабочими после капремонта:

— Вода с крыши течет по-прежнему. Уже мимо водосточной трубы, которая проходит через санузел…

У Сергея Кондратюка, владельца квартиры в соседнем отремонтированном доме, тоже есть претензии:

— Формально дом сдали в ноябре, но работы шли еще в декабре. Сняли окна — в подъезде гулял ветер. Временную кровлю оборудовали плохо, в результате квартиру залило водой. Да и сейчас подтекает, если пойдет ливень.

Недочеты есть практически в каждом здании, где мы побывали. Игорь Носко уверяет, что подрядчик гарантирует устранение недостатков, а заказчик, то есть коммунальная служба, контролирует и ход работ, и состояние дома в дальнейшем. Все убытки жильцам компенсируют.

Игорь Носко осматривает дома после капремонта.

Гарантия успокаивает, как и страховка, вот только солидный производитель или поставщик услуг старается свести форс-мажорные риски к минимуму. Это вопрос не только имиджевый, но и финансовый. В случае с капремонтами госжилфонда потери несет государство и, пусть косвенно, сами жильцы.

Николай Степаньков объясняет механизм затрат:

— В нашем случае заказчик — КУП «ЖРЭУ г. Бреста». Они платят подрядчику из бюджета и тех средств, которые отчисляет на ремонты население. Эти деньги идут на расходные материалы, работу и прибыль предприятия. И в случае причинения ущерба (а суммы из-за халатной недоработки могут набежать немалые) подрядчик компенсирует потери из своей же прибыли. Или заранее страхует подобные риски. Тогда платят страховщики. Но откуда у страховых компаний средства на погашение? Это деньги их клиентов.

Текущее содержание

Еще одна остановка — сданное после капремонта четырехэтажное общежитие. Здание на балансе ЖРЭУ. Жильцы наперебой рассказывают гостям о наболевшем:

— Окна старые, плитка на фасадах отваливается, в полу возле сливных бачков в санузлах дыры, в душевой после ремонта из шести кабин работают две. Потолки лупятся…

Директор КУП «ЖРЭУ г. Бреста» Игорь Годун уверяет, что основные конструктивные элементы, которые могли повлиять на аварийность здания, безопасность проживающих, были сделаны:

— Деньги, предоставленные на капремонт из бюджетных средств, использованы на 100 процентов, отчисления населения — примерно на 90. Остатки средств направлены на переходящие на следующий год объекты. В общежитии при необходимости будут проводиться работы согласно текущему содержанию.

Угол в подъезде дома после капремонта на площади Свободы, 12.

Справедливости ради следует отметить, что дома, где работы были выполнены в полном объеме, за исключением мелких недочетов, смотрятся достойно. И жильцы довольны.

Нехватка средств — основная причина, по которой только в Бресте задание по капремонтам не выполнено. Для жильцов, ожидающих своей очереди, это слабое утешение. Они, как правило, аргументируют, что ежемесячно отчисляют немалые суммы на капремонты. Увы, объясняет на этот счет заместитель генерального директора Брестского областного унитарного предприятия «Управление ЖКХ» Андрей Гашев, сумм платежей по жировкам недостаточно:

— Ни по одному району области объем финансирования от населения не превышал объем бюджетного финансирования. Средняя стоимость капремонта — 150 рублей за квадратный метр. В хрущевской панельке на 5 тысяч «квадратов» стоимость будет составлять примерно 100 рублей за «квадрат». Это около 500 тысяч за дом. А жильцы в год по жировкам платят всего около 7800 рублей с дома. То есть за 20 лет жильцы «накопили» лишь 156 тысяч рублей. А если добавить сопутствующие работы, например, замену лифтового оборудования, где один лифт стоит 53 тысячи рублей, то цена будет еще выше.

Не всегда по старшинству

В феврале председатель Брестского облисполкома Анатолий Лис озвучил следующую информацию: за последние годы в регионе скопилось более 3 миллионов рублей долга от населения за коммунальные услуги. При этом, уточняет Андрей Гашев, коммунальные службы стараются выполнить показатели госпрограммы, хотя сделать это не так просто:

— Объем финансирования не увеличивается, а жилплощади растут. Плюс инфляция, увеличение индекса строи­тель­но-монтажных работ. Делаем за счет экономии ресурсов на торгах, например. Экономим часть средств и перенаправляем их. По прошлому году отчетность была бы выше, но статистику подпортили дома, где работы в принципе были завершены, а в отчет мы их внести не можем. Например, сырость не позволяла красить фасады или наносить стяжку — выравнивающий слой на балконах.

Дом на улице Кривошеина, жильцы которого до сих пор ждут капитального ремонта.

Не всегда год постройки является определяющим фактором при очередности приведения домов в надлежащий порядок. Например, в Бресте на улице Кривошеина стоят хрущевки-близнецы 1970-х годов постройки: дома № 3 и 5 были возведены с разницей в пару лет. В одном капремонт сделали свыше пяти лет назад, в другом его ждут до сих пор.

Дом когда-то возводили для работников стройтреста. Андрей Гашев объясняет, по какому принципу здания ставят в очередь:

— Год постройки, конечно, влияет на выбор включения дома в программу «Капитальный ремонт». Но жильцы не могут видеть всех нюансов. Более молодой дом может быть с каким-то износом конструктивных элементов, поскольку при его строительстве, допустим, применялись некачественные материалы. Перед постановкой производится обследование. На капремонт ставят дома с наиболее интенсивным износом всех конструктивных элементов, учитываются степень аварийности, техническое состояние.

КОМПЕТЕНТНО

Александр Пузик, начальник управления КГК по Брестской области:

— На сегодня объемы капремонта жилфонда не обеспечивают снижения количества жилых домов, которым необходимо обновление. Чтобы снизить динамику прироста таких зданий, обеспечить выход на нормативный межремонтный срок эксплуатации жилых домов до их постановки на капремонт (а это 30 лет), показатель ввода общей площади должен в среднем ежегодно составлять 350 — 400 тысяч квадратных метров. И дело здесь не только в недостатке финансирования. Проблема в эффективности использования денежных средств и качестве выполняемых работ. Объекты принимают в эксплуатацию заказчики — коммунальные службы, которым государство и граждане доверили обеспечение комфортных условий проживания, и они в первую очередь обязаны надлежаще контролировать объемы и качество работ. Случаи, как с общежитием ЖРЭУ Бреста, неприемлемы. Для чего тратить деньги на изготовление проектной документации, прохождение экспертизы, потом ее корректировку с уменьшением объемов работ? В результате общежитие толком не отремонтировали, а финансовые ресурсы перераспределили на другие объекты.

mityakov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter