В Бресте жильцы жалуются на некачественный ремонт дома, который является историко-культурной ценностью

Ремонт переходного периода

В городе, где нет ни одного здания старше двух веков, к каждому старому дому следовало бы относиться с почтением. В исторической части подход к ремонтным работам должен быть взвешенным и осторожным. По принципу «не навреди». Однако, прихорашиваясь к грядущему тысячелетию, Брест не особо щадит свою архитектуру.


Ольга и Валентина Сычевы позвонили в брестский корпункт «СБ» и пригласили меня в эпицентр капремонта — в шестую квартиру дома 110 по улице Советской. До 2013 года на доме висела табличка, напоминавшая, что это памятник градостроительной архитектуры начала прошлого века. Сейчас дом в строительных лесах. По паспорту объекта ремонтно–восстановительные работы должны были завершиться в 2016 году...

Хозяйка квартиры Валентина Сычева показывает трещины, которые появились с началом ремонта:

— Строители повредили несущие конструкции нашего дома. В стенах появились трещины, нарушился фундамент.


После 15 минут нахождения в квартире я начинаю кашлять. Валентина Захаровна смахивает слезы:

— Вы уже чувствуете пыль? Она проникает даже через стеклопакеты. А я — инвалид 2 группы, перенесла операцию на сердце. Мне тяжело здесь дышать. Даже зимой вынуждены подолгу держать окна открытыми. В результате на обогрев 50 квадратных метров мы в месяц используем 500 кубометров газа. Пыль, вонь, грязь, шум — вот такие условия нам и другим жильцам дома создал собственник помещения на первом этаже Виктор Петручик, затеявший у себя ремонт еще в 2013 году.

Валентина Захаровна приглашает зайти в ванную, включает кран — оттуда течет тоненькая струйка воды:

— Опять нет напора! Более двух месяцев у нас отсутствовала горячая вода. Только после обращения в прокуратуру напор в водопроводе стал достаточным, чтобы зажигалась газовая колонка.

На столе пенсионерки кипа бумаг. Переписка с горисполкомом и прокуратурой. Несмотря на содержательные ответы, Сычева уверена, что все же были нарушены технические нормы ведения ремонтных работ:


— Подвал у нас был высотой 1,6 метра, после вмешательства ремонтников — 4 метра. Просели несущие стены дома, пошли трещины. Мы рискуем однажды в буквальном смысле оказаться погребенными под обломками истории. И что интересно, никакой ответственности за причинение вреда памятнику архитектуры никто не несет! О наших мытарствах даже разговора нет. С нами как с владельцами приватизированной квартиры никто не считается, к сожалению.

Представитель заказчика — заместитель начальника ЖРЭУ Бреста Андрей Ильяшук заверил, что проектно–сметная документация ремонтно–восстановительных работ дома согласована с Министерством культуры и прошла вневедомственную государственную экспертизу:

— В связи с неблагоприятными погодными условиями завершить ремонт здания и реконструкцию изолированного помещения на первом этаже под магазин планируется в ближайшее время, фасада — в апреле. Жильцы дома неоднократно информировались о техническом состоянии дома, о возможности безопасного проживания в нем, а также о строительно–монтажных работах.

Владелец магазина на первом этаже Виктор Петручик весьма категорично заявил мне, что все необходимые разрешения на ремонт у него имеются. Показать документы не счел нужным. Верю, раз контроль на объекте ведут и технадзор городского ЖКХ, и областная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством, и проектная организация ООО «СтройПроТехБрест».


Почему тогда у семи нянек дитя без глазу? Почему стены в трещинах? Почему работы растянулись на три года? Почему не получается соблюсти интересы всех: и ремонтировать капитально, и людям дать нормально жить, раз нет выселения? Судя по ответам должностных лиц на письма проживающих в доме (не только Сычевых), вопросы эти риторические.

И все же, если абстрагироваться от обоснованных жалоб жильцов, положительный момент для Бреста в этой истории есть: дом 110 после реконструкции сохранит статус историко–культурной ценности в составе исторического центра XIX — начала XX столетия. В Бресте старых домов немного, и уже хорошо, что этот не разрушили, как дома №№ 45 — 47 на Советской («Сносить нельзя реставрировать», «СБ» за 16 января 2009 г.). Несмотря на усилия жильцов и широкий общественный резонанс, построенные по проекту известного брестского архитектора Николая Синкевича в переходном архитектурном стиле — от утилитарного, рационального классицизма к конструктивизму — и включенные в госсписок историко–культурных ценностей дома сровняли с землей. Чтобы построить на их месте 6–этажную гостиницу. Правда, главный архитектор Бреста Николай Власюк обещал, что здесь впервые в Беларуси будет использована реставрация методом «анастилоз». На новом фундаменте установят старую фасадную стену с надписями на польском языке и иврите, фрагменты кладки, арочные своды над окнами, балконные ограждения. То есть аутентичные элементы разрушенных домов. Что получится — скоро увидим.

В тему


В 2014 году итальянской фирме без аукциона был передан брестский квартал исторической застройки, ограниченный улицами Мицкевича, Советской, Комсомольской, Пушкинской. После того как судьбой будущего новостроя заинтересовалось Министерство культуры, три ранее определенные под снос дома было решено сохранить. В итоге проект пересмотрели и сильно сократили. Но инвестор не собирался выполнять свою часть обязательств, и Брестский облисполком расторг договор.

valentinak3@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 23 (25158). Пятница, 3 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter