Рекламный сор — вон из дома

Как бороться с расклейщиками объявлений в подъезде

Такое впечатление, что рекламу — двигатель торговли — расклейщики надоедливых объявлений на подъездах и входных дверях решили сделать двигателем вечным. Все клеят и клеят новые бумажки поверх прежних слой за слоем. И пусть особенно ответственные жители дома, сотрудники товариществ собственников и коммунальщики пытаются двери очистить — уже на следующий день они вновь начинают обрастать рекламой. Ведь расклейщики уверены в своей безнаказанности. Сколько раз ни поднимала «СБ» проблему — дело практически не сдвигается с мертвой точки. А в регионах так и вовсе усугубляется. Не пришло ли время для участников рынка радикально пересмотреть свое отношение к ситуации?


Житель Могилева Сергей Шевченко, несколько лет возглавлявший товарищество собственников «Каштан–КИЗ» и неравнодушный к проблемам дома даже после ухода с поста, с возмущением показывает фотографии, сделанные у входа в его подъезд. Железная дверь и стены в радиусе пары метров просто пестрят объявлениями разного толка. Клочок бумаги с предложением вскрывать замки кто–то вообще приклеил впритык к клавиатуре домофона. Рядом уродливые веера полусорванных рекламок — расклейщики работают на совесть, клея не жалеют. Возмущение Сергея Евгеньевича понятно: дом далеко не старый, с самого начала жильцы организовали товарищество и старались относиться к общему имуществу бережно, но вот уже несколько лет ничего не могут поделать с лавиной бумажного спама:

— Ради интереса как–то прикинул: в нашем доме попросту нет столько дверей, сколько работники товарищества удалили рекламы о вскрытии замков — больше 1.000! Мы готовимся сделать ремонт в подъезде, облагородить его, но понимаем, что это, к сожалению, бессмысленно. Потому что уже завтра стены опять будут заклеены, а через месяц–другой — все снова будет в следах бумаги и клея. Представьте, недавно у нас покрасили двери кабин лифтов, а уже на следующий день на них появилась реклама. А ведь сразу после сдачи дома мы установили у каждого подъезда по доске объявлений, прекрасно понимая, что нужно где–то объявления разместить. Но расклейщики уже лет десять как вышли за ее границы и лепят свои бумажки где угодно, полностью игнорируя и нормы морали, и действующее законодательство. И даже когда клеят на доску, используют настолько сильный клей, что его сложно отчистить. Расклейщикам–то все равно — размещают новые поверх. Я же шучу, что нам уже топор нужен, чтобы вырубать эту слипшуюся массу. Сейчас собираемся купить доску побольше и со специальным покрытием, с которого можно быстро убрать любой клей.

Опасный масштаб таких «рекламных кампаний» подтверждает и объявление одной из минских фирм для потенциальных заказчиков: «Несмотря на то что жизнь рекламного объявления невелика, мы упорно поддерживаем их количество путем планомерной расклейки и анализа участка работы». Если по–простому, то между строк клиенту прямо обещают забросать его объявлениями подъезды — в этом бизнесе умеют взять не мытьем, так катаньем. И, разводит руками Сергей Шевченко, сколько по этому поводу не писали обращений в компетентные органы, по ним не было составлено ни одного протокола — застать рекламщика с клеем на месте сложно, а удержать до приезда милиции да еще найти свидетелей, чтобы привлечь к ответственности, почти невозможно:

Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА

— Если в фирме готовы идти на компромисс, как говорится, по–человечески прислушаться и учесть мнение жильцов, то не приходится даже ссылаться на нормы законодательства, которые они нарушают. А других и предупреждения привлечь к ответственности не пугают. Как было с нашим домом: одна половина расклейщиков рекламы после разговора действительно перестала ее в неположенных местах размещать, а другая — просто проигнорировала. Мы даже получили обратную реакцию: увидели назавтра буквально десятки однотипных объявлений о вскрытии замков. То есть они нам отомстили. Кроме того, на такой рекламе не указываются юридическое наименование и учетный номер плательщика, что также усложняет привлечение к ответственности. Поэтому было бы правильно, если бы ответственность, когда невозможно установить и доказать вину расклейщиков, напрямую нес заказчик рекламы, чьи реквизиты и указаны на ней. Еще лучше, если бы расклейщиков обязали согласовывать размещение рекламы даже на доске объявлений — заранее показывать листовки, скажем, председателю правления, если речь идет о ТС, и, только получив одобрение, например штамп, вешать на стенд дома.

Размещающие мимо досок объявления расклейщики формально нарушают правила благоустройства и содержания населенных пунктов, за что полагается штраф. Однако доказать это не легче. 

Конечно, нельзя в принципе запретить такую рекламу. В конце концов, для кого–то из жильцов она может оказаться полезной. Да и особо пенять на расклейщиков нельзя, если рядом с подъездом нет доски объявлений. Но любому заказчику услуги стоит подумать, в каком виде он предстает перед своим клиентом. Не в образе ли назойливой кляксы на подъезде, портящей весь вид? Не прямой ли это урон имиджу и деловой репутации? Ну а рекламным ассоциациям, участникам рынка и самим фирмам–расклейщикам хотелось бы предложить выработать «кодекс чести». Они ведь набирают сотрудников под маркой «расклейка объявлений на доски объявлений», а что на деле?

Компетентно

Начальник сектора по рекламе Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик:

— Ненадлежащей считается реклама, выполненная с любым нарушением законодательства. Однако отсутствие наименования рекламодателя и его учетного номера плательщика в рекламных объявлениях нарушением не является, поскольку такая реклама относится к наружной, на которой эти данные могут не указываться. С точки зрения законодательства, размещать рекламу подобным образом не запрещено, однако когда объявления появляются на стенах, у входа в подъезд, то фактически используется чужое имущество. И собственник вправе предъявить претензии рекламодателю, который получает выгоду, рекламируется за счет его имущества. Но зачастую в его поисках возникают сложности, а когда он найден, не всегда достаточно, с точки зрения процессуального законодательства, доказательств для привлечения к ответственности.

Как свидетельствуют обращения граждан, объявления в таком виде — на дверях, стенах — только вызывают раздражение у потребителей и существенно снижают коммерческий эффект от такой рекламы. Ею не пользуются, наоборот, стараются быстрее удалить, и фактически рекламодатель теряет свои деньги и время. Нужно говорить об уважительном взаимодействии рекламодателя и потребителя. Может быть, таким путем проблема решится не так быстро, но, думаю, если регулярно освещать ее в СМИ, организовать работу рекламных ассоциаций в этом направлении, то ситуация изменится к лучшему.

Картинка с натуры

В Минске рынок расклейки объявлений процветает — предложений подработать таким образом хватает и на самих многострадальных дверях подъездов, и на сайте вакансий, и в тематических группах в соцсетях. Справедливости ради стоит заметить, что во многих предложениях, особенно на интернет–порталах по трудоустройству, недвусмысленно указано: «Расклейка на доски объявлений возле подъезда». Под видом соискателя звоню по нескольким номерам, уточняю, только ли о досках речь, и слышу однозначные «да». Но вот на третий раз из трубки доносится: «Ну ты же понимаешь...» А потом мне начинают объяснять, что если доски нет, то стоит и на входную дверь наклеить, а вообще, для верности, лучше и туда, и туда. Условия оплаты разнятся: одни предлагают 2,5 копейки за каждое объявление, другие — примерно 30 рублей за «обработанные»... 1.000 подъездов!

Что думают в ТС?

В том, что наказание должно распространяться и на непосредственных заказчиков, уверен и председатель правления минского ТС «Дружба–Брилевичи» Николай Рафальский:

— Невозможно пытаться поймать за руку каждого расклейщика, тем более они простые исполнители — лишь отмахиваются и говорят обращаться к фирме. Мы так и поступили. Пообщались с компаниями, которые подобные услуги предоставляют в нашем районе, и убедили их, что размещать объявления нужно только на предназначенной для этого доске. Они увидели, что иначе те тут же снимаются службой нашего товарищества, поняли, что бесполезно их клеить. Кстати, чтобы объявления с доски было проще убирать, мы оклеили ее скотчем — простое и дешевое решение. По договоренности реклама висит с вечера и до следующего утра, жильцы ее могут увидеть, когда уже возвращаются или только идут на работу, а затем мы ее удаляем.

Но подобный опыт — скорее, исключение, только подтверждающее общее правило.

akostyukevich@sb.by

Версия для печати
Сергей, 53, Могилев
Давно назрела необходимость наведения порядка с расклейщиками рекламы. Действующее законодательство так как это необходимо не работает.  
иван кричев
Может придумать на каждом подъезде доску объявлений.Раньше как-то это работало?
Сергей, 53, Могилев
Иван не умничай. Уже мы в 1996 году поумничали и повесили доски на каждый подъезд. Действовало максимум три года, а потом стали лепить вначале вокруг доски, потом вокруг двери и на сами двери, возле плафона  расположенного над дверью, на обналичниках входа в лифты и на сами двери лифтов. при чем как снаружи так и внутри. На стекло окна расположенное на площадке возле почтовых ящиков и на сами почтовые ящики. Ну и конечно помещают в сами ящики непосредственно. Вот вся биография. Для примера в Стокгольме возле входа в подъезд нет ни одной доски объявления. На весь г. Стокгольм случайно обнаружил одну наклейку!!! Одни на весь многомиллионный город. А у нас загадили так что и дверей не видно. Да что рассказывать вы ж ведь с Кричева?  Направление в вашем городе - ул. Парковая дом 60 и все ему подобные вокруг него такая же картина - загадили рекламой все подъезды. При том что и закон есть, но он не работает. СЕМЬ лет не работает. Поэтому или отрегулировать нужно все это либо полностью запретить. В Стокгольме возле входа в подъезды их и вовсе нет, и там люди от этого не живут хуже и не чувствуют себя ущербными.  
иван кричев
Сергей, 53, Могилев, значит нужно запретить деятельность фирм которые все это организовывают. Сам видел объявления: в Минске предлагают 600руб. зарплату за эту работу.
Сергей, 53, Могилев
Ивану. Ну, судя по тому, что все уговоры за два года о недопущении курения в подъездах ни к чему не привели, а фактически перестали курить после того как составил несколько протоколов и суд курильщиков наказал штрафом, то да. Это фактически подтверждает вашу версию. Тут два варианта или отрегулировать, если получится, или полностью запретить рекламу и объявления на подъездах. А у нас сейчас ситуацию, что ни то не работает ни другое не действует. А исполнительная власть на все это смотрит со стороны как наблюдатели. Но если у меня на два года терпения хватило этим заниматься, то хватит и до тех пор пока порядок за них не наведу. А как по другому, самим же потом деньги выкладывать и со своего кармана. Тут как говориться без вариантов.  
Ирина, Гродно
Давно ведем борьбу с расклейщиками объявлений. Самыми злостными нарушителями и у нас в городе являются "вскрыватели замков и дверей". Несколько раз звонила им и предлагала, не гадить на дверях и стенах, распечатать не маленькую наклейку, а лист формата А4 со своей рекламой и я размещу сама этот лист на лучшем месте на доске информации. Но, нет продолжали гадить. Тогда придумала другой способ борьбы с ними, после этого они услышали мои просьбы (какой писать не буду).
А в целом домам 11 лет, сделали ремонты и уже год живем без досок объявлений возле дверей в подъезд, над дверями повесили видеокамеру и 2 таблички, 1 - ведется видеонаблюдение, 2 - расклейка рекламных объявлений запрещена.
Рекламные объявления появляются, но крайне редко 1 в два месяца, тут же их удаляем и применяем тот же способ борьбы, что и к "вскрывателям замков".  
Павел, 37, Минск
привлекать к ответственности заказчиков не получится. если такая норма будет введена, то это может стать вариантом недобросовестной конкуренции. специально будут от имени конкурентов размещать объявления, чтобы тех наказали. а вот за рубежом муниципальные власти используют очень действенный метод: если объявление размещено с нарушением - на телефон, указанный в нем, со спец. телефона-робота начинается бесконечный поток звонков с однообразным текстом примерно такого содержания "объявление о ваших услугах размещено с нарушением. для снятия автодозвона вы должны обратиться туда-то для пояснений". неплохо бы нашему МГИК взять на вооружение такой способ. а Мингорсовету депутатов, если надо, подвести законодательную базу. впрочем, есть ст.21.14 КоАП, и есть Правила благоустройства и содержания населенных пунктов. так что речь идет лишь о разработке методологии борьбы с этим явлением.
Сергей, 53, Могилев
Павлу - Минск. Эта методология разрабатывается уже не одну пятилетку, а толку нет. А что касается ст. 21.14 КоАП о нарушении правил благоустройства и содержания населенных пунктов, то речь тут более не о методологии, а о перекладывании с должностных лиц одного ведомства на другое. Нарушение законодательства "О рекламе" это относится к должностным лицам управления торговли, а ст. 21.14 системы ЖКХ. И пуляют они это тему один другому. А от ЖКХ говорят, нам легче на председателя составить, что он мер не принимает по очистке зданий от рекламы. Вот вам и поворот. ответственность могут нести не те кто гадит, а те кто не успел объявление сорвать. Результат  больше похож на поговорку "В огороде бузина, а в Киеве дядько". Так и у нас. Все это не работает. Нужно принимать иные меры.  
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?