Ребята с огоньком
28.04.2011
Очаг и языки
— Когда музыканты «Самоцветов» ушли из ансамбля и организовали свой коллектив «Пламя», наверное, элемент соревнования присутствовал в отношениях с теми музыкантами, которых Юрий Маликов набрал на их место. Сегодня вы соперничаете с «Самоцветами»?
— Конечно же, нет. Это в спорте состязаются — кто быстрее, выше, дальше. На каждом концерте артист доказывает, прежде всего публике, свое право выходить на сцену. Стремление быть лучшим должно присутствовать, но это как соперничество с самим собой.
— «Пламя», «Самоцветы», «Голубые гитары»... Часть меломанов прочно связывает эти коллективы с временами застоя. Ничего не происходило в Союзе — ничего и на официальной эстраде. А нынешняя популярность исполнителей той закалки чем объясняется?
— Начнем с того, что меломаны любят или не любят музыку, не связывая ее с какими–либо социальными явлениями. Этим обычно занимаются журналисты и политтехнологи. Если говорить о 70 — 80–х, в это время много чего происходило: летали в космос, строились и вводились в эксплуатацию большие заводы и медицинские центры, открывались вузы и НИИ, строилось большое количество бесплатного жилья. Много научных открытий относится к тому периоду. Так что все относительно.
Что же касается эстрады — она не была официальной или неофициальной, она была профессиональной и любительской. На профессиональной эстраде выступали артисты, как правило, с высшим образованием и получали зарплату, самодеятельным творчеством занимались все желающие в свободное от работы время. В те годы на сцене было много талантливых, владеющих профессией авторов и исполнителей, и время это подтверждает: то, что они написали и спели, живет 30 — 35 лет. И тоска по песням тех лет сродни ностальгии по натуральным продуктам.
— Сейчас Валентина Дьяконова, музыканта группы «Пламя», замечательно певшего «У деревни Крюково», назвали бы харизматиком. Что с ним сегодня происходит — то возвращается к вам, то уходит?
— Валентин очень талантливый человек, в высшей степени профессионал, в том и состоит секрет его успеха. Но, к сожалению, у него не все в порядке со здоровьем.
— Еще один ваш солист, Юрий Петерсон, работает в каком–то проекте, тоже имеющем в своем названии слово «пламя». В каких вы с ним отношениях, судиться намереваетесь?
— У кого из тех, кто ушел из «Пламени» навсегда, творческая карьера сложилась наиболее удачно? У Вячеслава Малежика?
— Конечно. Он изначально сольный исполнитель. Его голос имеет своеобразную тембровую окраску, что не очень удобно для пения в ансамбле и очень хорошо для сольных выступлений.
— Когда я читаю в интервью, что партийные чиновники душили ваш ансамбль, то недоумеваю: а за что? Вы пели песни про БАМ и войну, первую любовь и мармелад. В чем крамола была?
— Чиновники не партийные, а ведомственные, и душили — слишком крепко сказано: душить курицу, несущую золотые яйца, непрактично, но вмешивались в работу часто, так как мы пели много песен нечленов Союза композиторов. К тому же я в отличие от других руководителей ВИА не был членом партии. Песню «Мармеладная сказка» запрещали за низкий художественный уровень, «Гороскоп» — за неатеистическое содержание, «Каждый выбирает для себя» пришлось переименовать в «Монолог», потому что ведущие музыканты страны не должны пропагандировать индивидуализм. Работу артистов, которые «шли по первой дороге», как тогда говорили, рассматривали через лупу, на всякий случай, и им доставалось гораздо больше, чем малоизвестным исполнителям.
Из джаза в эстраду
— Сергей Владимирович, многие музыканты вашего поколения пришли в ВИА из джаза. Что вас подвигло бросить такое авторитетное музыкальное направление и уйти в низкосортное по сравнению с ним?
— К сожалению, уйти заставило отсутствие публики и возможности профессионально работать. Но до сих пор помню восторг, когда услышал свою фамилию в программе «Час джаза» по «Голосу Америки»: там освещался первый джазовый фестиваль в СССР, никакие последующие награды и звания не приносили столько счастья.
— Вы работали с такой глыбой, как Марк Бернес...
— К Бернесу я попал случайно: устроил меня к нему концертмейстером Николай Михайлов, бывший руководитель «Пламени», — мы дружили с ним задолго до совместной работы в ансамбле. Бернес был уникальным артистом, невероятно популярным в народе и не любимым властью. Благодаря ему я стал заниматься песней. Когда он пел знаменитую «Враги сожгли родную хату», весь зал рыдал, а когда он выходил на сцену стадиона, зрители как по команде вставали и приветствовали его стоя. Тогда–то и изменилось мое отношение к песне. Есть в этом жанре что–то, что заставляет многотысячную толпу плакать или смеяться. С тех пор и разгадываю сию загадку. Так что низкосортным это направление я бы не назвал. И в джазе встречаются бездарные исполнители и низкосортные произведения.
Бонус–трек
— Был шокирован, прочитав давнюю рецензию Артема Троицкого на пластинку «Время пик». Известный провокатор настолько расплылся перед вами в комплиментах, что закралась мысль: уж не проплатили ли вы ему?..
— То было до эпохи продажной прессы, и Троицкий был неподкупен, как Марат. К сожалению, мы до сих пор с Артемом не знакомы лично. «Время пик» — не только название пластинки, а название программы, поставленной на сцене Театра киноактера молодым, талантливым и скандальным в ту пору режиссером Вячеславом Спесивцевым. С декорациями, слайдами, фантастическим по тем временам светом. Но публика в отличие от Троицкого нас не приняла. Люди уходили из зала, программу пришлось снять с проката. Конечно, каждый художник имеет право на самореализацию и поиск, но имеет ли он право изменить своему зрителю, обмануть его ожидания, ведь тот заплатил за билет?.. Быть понятым и при этом не угождать и не потакать — вот одна из самых сложных задач в любом искусстве.
Досье
Первая концертная программа «Пламени» состояла из песен на музыку знаменитого композитора Марка Фрадкина.
Бывший руководитель коллектива Николай Михайлов с 1977 года проживает в США. Сегодня он — американский пенсионер.
Марк Рудинштейн — известный продюсер и киноактер, некогда был директором ВИА «Пламя».
Общий тираж выпущенных виниловых пластинок группы составляет 25 миллионов копий.
Ансамбль является лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване (1978 год).
Во время одного из выступлений «Пламени» в Афганистане автобус с артистами попал под обстрел.
Среди самых популярных песен коллектива — «Не повторяется такое никогда», «Идет солдат по городу», «Аты–баты шли солдаты», «Снег кружится», «Не надо печалиться», «На дальней станции сойду», «На два дня»...