Разговор с фининспектором
05.10.2010
Принято думать, что налоговые инспектора только наказывают тех, кто не в ладах с цифрами. Штрафуют, взыскивают, арестовывают счета. Однако принятый в прошлом году указ Президента о совершенствовании контрольной деятельности начал приносить любопытные плоды.
Например, в налоговых инспекциях появились комиссии по работе с убыточными организациями. Нечто вроде привычных товарищеских судов, на которые приглашают руководителей и главбухов фирм–банкротов. Для беседы по душам. Чтобы объясниться и не отвлекать лишний раз проверками предприятия, и без того испытывающие немалые денежные трудности. Скажу больше, инспектора примеряют на себя роль финансовых нянек: помогают искать и латать бреши.
Кстати, проблемных субъектов у нас немало. По итогам полугодия — более 10,7 тысячи. Результат их деятельности — минус 1,3 триллиона рублей. Половина убытков приходится на госпредприятия и акционерные общества с долей госсобственности. Другую составила разношерстная публика: коммерческие фирмы, потребительские кооперативы, иностранные компании, общественные, страховые организации...
У каждого неудачника свои беды. Кто–то ссылается на снижение продаж и затоваривание складов. Некоторых подкосил рост цен на энергоносители и транспортные затраты. У кого–то сезонный спад спроса. Есть и те, кто активно модернизирует производство или только–только зарегистрировались. Это причины, так сказать, заслуживающие некоторого снисхождения. За такими бизнесменами просто наблюдают. А вот к 829 плательщикам налоговые инспектора проявили более пристальный интерес и обнаружили 22 миллиарда рублей скрытых или недоплаченных налогов. 401 руководитель оштрафован. 47 фактов передано в правоохранительные органы.
В Могилевской области из 329 организаций, работавших в этом году с убытками, 272 — частные. Хотя главная цель их создания (записана в уставе) — получение прибыли. И работают банкроты в привлекательных отраслях — в оптовой и розничной торговле (почти половина), строительстве и сфере транспортных услуг. Неужели все как одна намеренно уходят от налогов? Не понимают, что их финансовые декларации отслеживаются и рано или поздно уполномоченные сотрудники придут с вопросами? Кстати, мониторинг убыточных фирм и их компаньонов стал привычной практикой налоговых инспекций. Сводятся и анализируются статистические базы как минимум из десяти источников. Однако вопиющие случаи есть.
«Обратили внимание — строительная фирма по отчетам в 2009 году показала 51,4 миллиона рублей убытков. А работали бы честно, не только все налоги заплатили сполна, но и прибыль в 16,5 миллиона рублей имели бы. Пришлось оштрафовать на 118 миллионов рублей, дело передали в милицию, — привел пример Николай Панков, заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам по Могилевской области. — Хотя нельзя сказать однозначно, что все убыточные предприятия, которые мы проверили, применяли хитроумные схемы утаивания налогов и занижения выручки».
Оказывается, многие коммерсанты и их бухгалтеры элементарно не умеют считать или плохо проштудировали бухучет. «Что делать? Учим, проводим семинары, как правильно учитывать затраты, подсчитывать выручку, — продолжает Николай Панков. — Помогаем найти прибыль. Многие потом благодарят».
Что тут скажешь? Конфуз? Возможно. Но за ним еще один очень серьезный повод поразмышлять об упрощении законодательства, чтобы невольных неплательщиков было меньше. Правда, сколько еще можно размышлять? Уже который год эта идея прорабатывается в правительственных кабинетах разного уровня. Но итог пока один — рапорты о снижении налоговой нагрузки плюс–минус процент–два. Но существенно проще сама система не становится. Мы же заявили цель войти в тридцатку стран с наилучшими условиями ведения бизнеса. И если административные процедуры в этой сфере стали заметно проще, то в налоговом администрировании существенного движения пока нет. А в ней ведь один из ключевых параметров, по которым определяется место в рейтинге. Да, диалог с бизнесом налажен. Инспектора лучше знают реальные проблемы предприятий. Впредь инструкции, надо полагать, будут писаться не так, чтобы запутать и осложнить жизнь предпринимателей. Наоборот — чтобы ее облегчить. Хотя пора бы уже сделать более основательный шаг. Сформулировать такие четкие и понятные положения налогового законодательства, которые не потребуют уточнений инструкциями. В этом, пожалуй, основной смысл работы по упрощению системы.