Пропалывать загаженную ниву нужно вместе.

Радостные новости, золотые вести

Читатель радуется: «Как же все-таки приятно читать сегодня ленту новостей», - пишет он про задержания «волонтеров, правых защитников и прочих неправительственных организунов». Масштаб и правда впечатляет: обыски накрыли разветвленную по всей стране сеть разных НГО, НПО, НКО и аффилированных с ними медиа и юристов, как очищающая гроза, рухнувшая одним мощным ливнем на всю нашу (нашу с вами, а не их!) ниву.  

Впечатляет вот в каком смысле: как же глубоко, однако, пустили они свои корни, как давно и привольно цвели эти сорняки, и сколько еще невыполотых предстоит найти и с мясом выкорчевать.

Ни у кого из белорусов, полагаю, нет сомнения в том, что все эти «центры гендерных и разных прочих инициатив» существовали на гранты. Ибо зарплату они откуда-то получали, правильно? Нет такого правого защитника, который бы днем - на лесоповале, а вечером – в офисе, в природе нет. И даже те, кто, удачно мимикрировав, присосался к государственным или коммерческим заказам (как Павел Данейко с его группой ИПМ, «Под плинтусом», 20.05.21. «СБ. Беларусь сегодня»), - даже они все равно так или иначе западным деньжатам радовались.

Дальше логика проста. ЕС, по сути, объявил Беларуси войну. Следовательно, всех, кому оттуда платят, надо как минимум проверить. Это, кстати, просто: посмотреть, чем они занимаются в соцсетях. Топил «за мятеж»? Понятно, за что получал. Будет справедливо, если и теперь тоже получишь. Под расчет, так сказать.

Чтобы к читательской радости добавить еще и немного смеха, расскажу про «медиаэксперта» Павлюка Быковского. Он одно время был тут у нас корреспондентом Deutsche Welle, понятен портрет, да?

Так вот, медиапавлюк вангует: «Сначала убрали рупоры протестов, потом - координаторов и организаторов солидарности, сейчас - альтернативные источники информации. Следующий шаг, наверное, наказывать и читателей, подписанных на нежелательные СМИ и телеграм-каналы». Он думает, это сарказм. А на самом деле: уж тех, которые экстремистам шлют разные фото и видео, – обязательно. Садись, Павлюк, пять.

Понимаете, с чем у них беда? С самооценкой. Скажи себе: я – подстрекатель, провокатор, пособник экстремистов и сам такой же. И все, никакого последующего изумления типа «а нас-то за шо?» не будет. Но таких среди невероятных исчезающе мало.

Вот беглый Шрайбман: «Я не представляю, каким образом можно устроить в Беларуси гражданскую войну. Вы что, поведете Шклов на Новую Боровую? Да и найдете ли вы в Шклове так много искренних людей, которые захотят убивать людей с другой стороны?»

Видите: у Артема нашего нет сомнений, что такие «искренние люди со стороны Новой Боровой» есть, и их достаточно. А все потому, что он, будучи погружен с головой в среду невероятных, сам же ее и создававший в числе прочих, знает и отдает себе в этом отчет: людей, которые пошли бы убивать «ябатек» (в Шклове), пообещай он им безнаказанность, там полно.

Ума хватает, чтобы понимать: будет ответ. И следует подмена понятий: «Противостояние силовиков с недовольным народом — это не гражданская война, это государственное насилие».

Тавтология шрайбманов и павлюков не смущает (государство и есть «инструмент насилия»). Они, «искренние люди, готовые убивать», сейчас рядятся в тоги жертв: ах, задержали «иксперта, защитника, волонтера, гендерщика, образованца…», сплошь безобидные словечки. Те самые овечьи шкурки, в которые они рядились. Еще и обижаясь на «овцы», помните?

На самом деле белорусское общество и государство выпалывают тех, кто организовывал, финансировал, структурировал мятеж. Провоцировал и указывал цели, предоставлял базы и методики. Сеял фейки и панику, выводил людей на улицы и командовал ими. Обрабатывал общественное мнение и западных грантодателей. Одновременно был у мятежников и рупором, и ходячим мясом, и питательной средой.

А проблемы с самооценкой нам на руку. Недавно «икспертное и астапеньское сообщество Беларуси и других стран» приняло заявление на тему «а нас-то за шо?». Вот имена подписавшихся за собственную прополку и окучивание:

Андрэй Казакевіч, Інстытут "Палітычная сфера", выканаўчы дырэктар Беларускай асацыяцыi даследчых цэнтраў. Алесь Алехнович, дырэктар цэнтра сацыяльна-эканамічнага аналізу CASE, и Серж Наўродскі. Пётр Рудкоўскі, акадэмічны дырэктар Беларускага інстытута стратэгічных даследаванняў (BISS), аналитик Вадим Можейко и Андрей Лаврухин. Андрей Егоров, директор, и Аксана Шэлест из «Центра европейской трансформации». Катерина Борнукова, академический директор, Дмитрий Крук, Лев Львовский, старшие, и Алена Цыуля, младший научный сотрудник BEROC. Рыгор Астапеня, директор, Антон Раднянкоў и Павел Мацукевич, «Цэнтр новых ідэй». Таццяна Вадалажская, праграмны каардынатар “Лятучы універсітэт”. Виктория Навицкая, доцент БГПУ. Зінаіда Высоцкая, старший преподаватель БГУ. Шестакова Надежда, директор SocioLab. Андрэй Паротнікаў, Belarus security blog. Андрэй Расінскі, культуразнаўца. Сяргей Емяльянаў, историк. Валер Булгакаў, редактор. Валерый Кавалеўскі, БАЖ. Ірына Леўшына, директор и редактор БелаПАН. Алексей Харкевич, Гомельское экспертное сообщество "Стратегическая мысль". Таццяна Караткевіч, «Говори правду». Антон Лупекин, Полеспечать. Анатолий Паньковский, экспертное сообщество "Наше мнение". Аляксандр Дабравольскі, «Усходнееўрапейская школа палітычных даследаванняў».

И примкнувшие к ним Андрэй Фёдараў, Филипп Биканов, Александр Муха, Уладзімір (Вольф) Рубінчык, Бекиш Ярослав Сергеевич, Вадим Иосуб и Артем Шрайбман. Это только те, кто в Беларуси или рядом. Теперь можно себе представить, как немало нам предстоит полоть. Ничего страшного, для себя же делаем, для детей, для страны. Но также становится понятнее, где полоть.

Работайте, братья.

mukovoz@sb.by,

t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter