Радиоэфир следует шить. По-новому
28.12.2001
Вслед за Белорусским телевидением, которое уже не первый год с переменным успехом пытается выйти на качественно новый уровень вещания, наконец-то оживилось и государственное радио. Впрочем, сказать, что это произошло "вдруг", вряд ли будет правильным. Попытки провести какую-никакую реорганизацию предпринимались и раньше. Но большей частью все они носили локальный характер и отнюдь не способствовали приданию государственному радио нового лица. Однако после решительной смены руководства этой структуры в конце нынешнего года уже ни у кого не вызывало сомнения, что пришло время коренных изменений. И вот на недавней коллегии Белтелерадиокомпании была утверждена абсолютно новая сетка вещания радио. Это значит, что уже с 1 января 2002 года на традиционных волнах 1-го и 2-го национальных каналов мы больше не услышим устаревших "На хвалi часу" или "Прамень". О том, что же ожидает радиослушателей, корреспондент "СБ" беседует с новым генеральным директором Белорусского радио Владимиром МАРТЫНОВЫМ.
- Вы правильно заметили, - говорит Владимир Александрович, - что полтора года назад аналогичная реформа вещания произошла на БТ. Благодаря грамотному продюсированию оно приобрело новое лицо, стало динамичным и теперь нормально развивается. И в такой ситуации недостатки радио, которые до сих пор не сильно бросались в глаза, сразу стали очевидны. Было понятно, что заплатки, которые периодически лепились на старый кафтан, уже не могут привести его в божеский вид: нужно шить новый и по новым лекалам.
- Метафора очень подходящая. С чего же вы начали?
- С вещей естественных и очевидных: с изучения слушательской аудитории. Понятно, что в первую очередь это люди среднего и пожилого возраста. Начиная нашу реформу, мы ни в коем случае не должны были лишить их любимых программ. В то же время мы хотели вернуть себе хотя бы часть молодежной аудитории, которая с появлением различных FM-станций целиком ушла к ним. Кроме этого, мы должны были учесть интересы и еще одной категории наших слушателей - пользователей Интернета. Ведь Белорусское радио вот уже несколько месяцев в режиме реал-радио звучит на нашем сайте в сети. А это не только "продвинутая" белорусская молодежь, но и слушатели из ближнего и дальнего зарубежья. Исходя из этого, мы начали формировать новую сетку вещания. И первое, что сделали, - вдвое увеличили объем информационного вещания. Теперь по 1-му национальному каналу информационный выпуск будет звучать в начале каждого часа.
- И по-прежнему будет состоять из сухой текстовой информации?
- Отнюдь. Кроме информационных сообщений, появятся прямые включения, небольшие репортажи, комментарии - все это сжато по времени до 5 минут. Наши сотрудники будут отслеживать самые важные события в течение дня и подавать новости в развитии, в режиме реального времени. Кроме этого, мы расширили и так называемое информационно-аналитическое вещание. Это программы "Радиофакт" и "Постфактум". Новая сетка предусматривает втрое увеличить объем политического вещания. Кстати, на радио вообще не существовало структуры, которая бы занималась подготовкой политических программ. Это делали отдельные сотрудники, в силу чего нередко их субъективное мнение выдавалось за позицию государства, что вызывало недовольство слушателей. И мы должны были на это отреагировать.
- Вы хотите сказать, что на радио появится жесткая цензура?
- Это не цензура, а согласование позиций. Пытаясь анализировать какое-либо событие, мы как представители официальной точки зрения не должны нести отсебятину. Но это не значит, что радио будет зажато в какие-то рамки. В нашем эфире появятся передачи, которые будут предполагать обмен мнениями. В частности, это программа "Политический клуб", в которую мы с удовольствием будем приглашать публицистов и политиков различных убеждений. И тут никто никому не будет закрывать рот.
- Владимир Александрович, вы говорили, что хотите вернуть себе молодежную аудиторию. Каким образом?
- Ну, во-первых, чтобы собрать всю семью возле радиоприемников, в эфире ежедневно будет вещать так называемое семейное радио "Для тех, кто дома". Кроме того, появится множество новых программ непосредственно для молодежи. Значительно увеличится объем музыкального вещания. При этом оно будет представлено всеми без исключения направлениями и стилями.
- Гм... Еще несколько лет назад за песню "Агаты Кристи" "Я на тебе, как на войне", прозвучавшую в эфире, один из звукорежисcеров чуть не лишился работы...
- Всем должна руководить здравая логика. Я согласен, что некоторые музыкальные направления, принятые в подростковой среде, "тяжелы" для пожилого слушателя. Но это не повод для того, чтобы эта музыка отсутствовала в эфире. И поэтому в определенное время и в определенных программах она будет звучать.
- А какие перемены ожидаются на 2-м канале?
- В новом сезоне 2-я программа Белорусского радио поменяет не только название, но и назначение. Теперь это будет канал "Культура", главная задача которого - популяризация наследия национальной и мировой культуры, информирование слушателей о культурной жизни страны, направлениях творческого поиска современных литераторов, художников, артистов и так далее. Причем мы решили отказаться от трансляции на канале передач радиостанции "Маяк".
Вообще, хочу подчеркнуть, я надеюсь, что уже в следующем году все радио полностью перейдет на цифровой стандарт и компьютерный монтаж. Причем из соображений "скупой платит дважды" будет закупаться самая современная аппаратура. Считаю, что в наше время радио является самым доступным источником информации, необходимо отнестись к его реформированию более чем серьезно. Проще говоря, надо сделать новое радио, которое с удовольствием будут слушать не только люди среднего и старшего поколения, но и наши дети.
- Вы правильно заметили, - говорит Владимир Александрович, - что полтора года назад аналогичная реформа вещания произошла на БТ. Благодаря грамотному продюсированию оно приобрело новое лицо, стало динамичным и теперь нормально развивается. И в такой ситуации недостатки радио, которые до сих пор не сильно бросались в глаза, сразу стали очевидны. Было понятно, что заплатки, которые периодически лепились на старый кафтан, уже не могут привести его в божеский вид: нужно шить новый и по новым лекалам.
- Метафора очень подходящая. С чего же вы начали?
- С вещей естественных и очевидных: с изучения слушательской аудитории. Понятно, что в первую очередь это люди среднего и пожилого возраста. Начиная нашу реформу, мы ни в коем случае не должны были лишить их любимых программ. В то же время мы хотели вернуть себе хотя бы часть молодежной аудитории, которая с появлением различных FM-станций целиком ушла к ним. Кроме этого, мы должны были учесть интересы и еще одной категории наших слушателей - пользователей Интернета. Ведь Белорусское радио вот уже несколько месяцев в режиме реал-радио звучит на нашем сайте в сети. А это не только "продвинутая" белорусская молодежь, но и слушатели из ближнего и дальнего зарубежья. Исходя из этого, мы начали формировать новую сетку вещания. И первое, что сделали, - вдвое увеличили объем информационного вещания. Теперь по 1-му национальному каналу информационный выпуск будет звучать в начале каждого часа.
- И по-прежнему будет состоять из сухой текстовой информации?
- Отнюдь. Кроме информационных сообщений, появятся прямые включения, небольшие репортажи, комментарии - все это сжато по времени до 5 минут. Наши сотрудники будут отслеживать самые важные события в течение дня и подавать новости в развитии, в режиме реального времени. Кроме этого, мы расширили и так называемое информационно-аналитическое вещание. Это программы "Радиофакт" и "Постфактум". Новая сетка предусматривает втрое увеличить объем политического вещания. Кстати, на радио вообще не существовало структуры, которая бы занималась подготовкой политических программ. Это делали отдельные сотрудники, в силу чего нередко их субъективное мнение выдавалось за позицию государства, что вызывало недовольство слушателей. И мы должны были на это отреагировать.
- Вы хотите сказать, что на радио появится жесткая цензура?
- Это не цензура, а согласование позиций. Пытаясь анализировать какое-либо событие, мы как представители официальной точки зрения не должны нести отсебятину. Но это не значит, что радио будет зажато в какие-то рамки. В нашем эфире появятся передачи, которые будут предполагать обмен мнениями. В частности, это программа "Политический клуб", в которую мы с удовольствием будем приглашать публицистов и политиков различных убеждений. И тут никто никому не будет закрывать рот.
- Владимир Александрович, вы говорили, что хотите вернуть себе молодежную аудиторию. Каким образом?
- Ну, во-первых, чтобы собрать всю семью возле радиоприемников, в эфире ежедневно будет вещать так называемое семейное радио "Для тех, кто дома". Кроме того, появится множество новых программ непосредственно для молодежи. Значительно увеличится объем музыкального вещания. При этом оно будет представлено всеми без исключения направлениями и стилями.
- Гм... Еще несколько лет назад за песню "Агаты Кристи" "Я на тебе, как на войне", прозвучавшую в эфире, один из звукорежисcеров чуть не лишился работы...
- Всем должна руководить здравая логика. Я согласен, что некоторые музыкальные направления, принятые в подростковой среде, "тяжелы" для пожилого слушателя. Но это не повод для того, чтобы эта музыка отсутствовала в эфире. И поэтому в определенное время и в определенных программах она будет звучать.
- А какие перемены ожидаются на 2-м канале?
- В новом сезоне 2-я программа Белорусского радио поменяет не только название, но и назначение. Теперь это будет канал "Культура", главная задача которого - популяризация наследия национальной и мировой культуры, информирование слушателей о культурной жизни страны, направлениях творческого поиска современных литераторов, художников, артистов и так далее. Причем мы решили отказаться от трансляции на канале передач радиостанции "Маяк".
Вообще, хочу подчеркнуть, я надеюсь, что уже в следующем году все радио полностью перейдет на цифровой стандарт и компьютерный монтаж. Причем из соображений "скупой платит дважды" будет закупаться самая современная аппаратура. Считаю, что в наше время радио является самым доступным источником информации, необходимо отнестись к его реформированию более чем серьезно. Проще говоря, надо сделать новое радио, которое с удовольствием будут слушать не только люди среднего и старшего поколения, но и наши дети.