Психология победителя
28.11.2009
Педагог Борис Комраков настраивает своих учеников на абсолютные победы
Что бы ни говорили о роли и значении самообразования, но ключевой в обучении является все же деятельность педагога.
От личности наставника зависит и то, как воспримут его интеллектуальный «заряд» на уроке дети, и то, как ребенок впоследствии распорядится полученной «энергией знаний» при самостоятельной работе.
Доценту кафедры высшей математики БГУ и по совместительству учителю математики школы № 41 г. Минска Борису Комракову удалось «зарядить» своими знаниями не одно поколение школьников. Множественные победы его воспитанников на республиканских и международных олимпиадах по математике подтверждают это. Хотя педагог не привык измерять вес своего труда подобными заслугами. Ведь заветное место на олимпийском пьедестале получают единицы, а педагог ежегодно работает не меньше чем с сотней учеников. Хороший учитель, по мнению Бориса Комракова, должен уметь рассмотреть ценность каждого ребенка и, направляя и подсказывая, в чем-то подстегивая, а в чем-то осаждая, помочь сформироваться целеустремленной и интеллектуальной личности, способной отвечать за свои действия, выполнять обещанное, с успехом реализовать себя в жизни.
За этой педагогической концепцией — своя тактика, манера общения с детьми. К слову, именно ради этого всегда в чем-то неожиданного, непростого, но искреннего и интересного общения доцент Комраков пришел много лет назад в школу. Пришел как раз в то время, когда начали появляться первые профильные классы. Среди учеников нашлось немало желающих погрузиться в мир удивительных математических головоломок. Сегодня ничего подобного в наших школах уже нет — в одночасье запрет на существование получили лицейские, художественные и гуманитарные классы, классы с углубленным изучением естественных и точных дисциплин. Борис Комраков не скрывает по этому поводу своего сожаления и честно признается, что продолжает, как и многие педагоги, работать по старинке: изучать по возможности с ребятами то, что выброшено из школьной программы: разделы о векторах и интегралах, комбинаторику , задачи с параметрами... Ведь, несмотря на изменения подходов в образовании, требования к нему у детей, педагогов и родителей остались прежними: для первых важно поступить на выбранную специальность, ту же цель преследуют и взрослые. Это требует от ребенка и педагога большей сосредоточенности на предмете. Нагрузки в данном случае неизбежны и оправданны.
Борис Комраков убежден, что любой предмет, в котором ребенок старается преуспеть, так или иначе превращается для него в своеобразный спорт, а легких побед в нем, как известно, не бывает. «Одного желания стать хорошим спортсменом недостаточно. Футболисту, к примеру, нужны еще постоянные тренировки со штангой и кросс. Так и в математике. Для того, чтобы решить сложную, но интересную задачу, нужно выполнить массу неинтересных и не любимых детьми вещей. Попросту говоря, не зная, что такое производная, ее не высчитаешь. Можно сказать, основа основ любого успеха — научиться не ошибаться в простых, стандартных вещах, тогда и сложности преодолеваются проще», — говорит педагог.
Свой предмет Борис Комраков относит к числу... творческих, хотя не отрицает, что математическая наука прежде всего опирается на стандартные методы и приемы. Без тренировок здесь никак. Чем больше игровых комбинаций и вариантов защит знает гроссмейстер, тем выше его шансы на победу. Аналогично и в математике. Успехов в ней, кстати, зачастую добиваются менее способные, зато часто упражняющиеся в решении задач ребята. Наряду с регулярными, но в пределах разумного, тренировками (некоторые дети готовы решать задачи сутки напролет, и тогда педагогу приходится бороться с излишним усердием своих воспитанников), одинаково важны для школьников и режим дня, и эмоциональный настрой. Словом, сформировать в ребенке психологию победителя — одна из главнейших задач педагога. Не имея авторитета в школьной аудитории, добиться этого даже самому талантливому учителю будет сложно.
— Я стараюсь избегать в общении с детьми панибратских отношений, тем более и сами они этого не любят. Нельзя позволять детям использовать расположение учителя в своих целях. Такой педагог никогда не будет уважаем. Приятно, когда звонят родители и говорят: «Поговорите с моим ребенком, меня он не слушает, а вы для него — авторитет», — рассказывает Борис Комраков.
Тот, кто стал педагогом по призванию, никогда не посчитает зазорным признаться в том, что и сам не раз становился объектом обучения у младших по возрасту. Борис Комраков считает, что главное, чему могут научить дети педагога, — это умению не расслабляться. Более того, ученики нередко помогают раскрывать в себе и новые профессиональные знания. «Задачи уровня международных олимпиад мои ученики решают лучше меня. Это нормально, ведь и тренер не всегда и во всем превосходит спортсмена», — говорит Комраков.
Наверное, секрет успеха его воспитанников кроется в несколько необычных педагогических подходах «тренера». Ученики Бориса Борисовича, которые планируют связать свою жизнь с математикой, знают, что за проверочную работу, выполненную и оцененную менее чем на «9», последует повторная, а «стоимость» ЦТ, не превышающая восьмидесяти баллов — это и вовсе провал по предмету...
Для многих воспитанников Комракова грань школа—университет при серьезных занятиях математикой стирается уже во время ученической поры. По субботам школьники посещают университетские аудитории, где параллельно с занятиями для студентов педагог- преподаватель устраивает для них своеобразные тренировочные олимпиады. И сами студенты из числа выпускников СШ № 41 охотно идут в школу, занимаются с юными математиками дополнительно. Такая преемственность поколений уже никого не удивляет. Как правило, ежегодно не менее половины выпускников 41-й школы становятся студентами бюджетного отделения факультета прикладной математики и информатики БГУ, поэтому со многими своими учениками Борис Борисович продолжает общение в студенческих аудиториях уже и как преподаватель.
...Не сказать, что ученик Комраков много времени проводил с учебником математики, скорее, наоборот, больше интересовался гуманитарными дисциплинами и историей. Позже понял, что «математиком ты можешь и не быть, но получить математическое образование обязан». Оно дает больше шансов найти себя в жизни. Поступил на мехмат в БГУ. В олимпиадах никогда не участвовал, в свою школьную пору про это даже не слышал, а сейчас — вот парадокс — его ребята завоевывают медали на математических олимпиадах. С минувшей международной олимпиады в Германии ученица Бориса Комракова Полина Худякова по примеру своих предшественников тоже вернулась с победой. Кстати, в последние годы примерами своих громких успехов девочки все чаще опровергают стереотип о том, что математический — это преимущественно мужской склад ума. Бывают и такие случаи, когда ученики, все время вроде бы отдающие изучению математики, побеждали еще и на республиканских олимпиадах филологического профиля. А ученик и студент Комракова, олимпиадник со стажем, пятикурсник факультета прикладной математики и информатики БГУ Александр Головнев параллельно учится в консерватории.
— Дети все очень разные. Но не стоит думать, что отличники и победители олимпиад все время проводят с книгами. Многие находят время еще и для серьезных занятий спортом и музыкой. Но среди талантливых ребят бывают и проблемные дети, — говорит педагог.
Отсюда главное правило учителя Бориса Комракова: в работе с детьми не бывает общих унифицированных подходов. Талантливыми, говорят, не рождаются. И только индивидуальный подход: жесткий и строгий — к одному, к другому — мягкий, но требовательный, способен помочь проявиться даже глубоко скрытым детским талантам.
На снимке: Борис КОМРАКОВ.
Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ