Более ста километров лесохозяйственных дорог построили организации Минлесхоза в этом году

Прямой путь

Лесохозяйственные организации страны досрочно выполнили поручение Президента по строительству дорог. К ноябрю в эксплуатацию введено 18 новых объектов общей протяженностью без малого 104 километра. Больше всего дорог — шесть — появилось в северном регионе: в Верхнедвинском, Дисненском, Лиозненском, Ушачском и Шумилинском лесхозах. Так, лесфонд Витебской области прирос более чем 27 километрами транспортных артерий.

Добыть и сохранить

Масштабы строительства можно оценить, лишь побывав в центре событий. Вместе с представителями Витебского государственного производственного лесохозяйственного объединения направляемся в Осиновское лесничество Витебского лесхоза. В апреле здесь начали строительство дороги. Ее протяженность — 4,5 километра, ширина — около пяти метров, обочины, дренаж — все строго по проекту. Работы на финишной прямой, сдача объекта в эксплуатацию запланирована на начало 2021 года, вводит в курс Дмитрий Збуржинский, главный лесничий Витебского лесхоза:

— Это первая подобная дорога в моей практике, так что эмоции переполняют. Кажется, недавно здесь стояла густая зеленая стена, а сегодня — прямой путь. Очень нужный и нам, работникам лесного хозяйства, и людям.

Новая дорога позволит без проблем вывезти из леса и заготовить около 32 тысяч кубометров ликвидной древесины, из них 17 — по рубкам главного пользования. Но не расчетной лесосекой единой, замечает главный лесничий:

Дмитрий Збуржинский.

— Совсем рядом республиканский биозаказник «Чистик» — настоящее клюквенное царство, которое нуждается в охране от нарушителей, вредителей леса и, конечно, пожаров. Раньше, чтобы добраться до «Чистика», нужно было делать крюк, сейчас все, считай, в шаговой доступности.

С Дмитрием Георгиевичем мы общаемся под гул машин. Пока позволяет погода, работники предприятия «Витебское АТП мелиоводхоз» укрывают почти готовую дорогу песчано‑гравийной смесью, укатывают, чтобы выдерживала любую технику и нагрузку. Строительство не всегда шло гладко, делится Збуржинский:

— Например, на болотистом труднопроходимом участке пришлось укладывать лес поперек дороги, стелить на него гидро­ткань, следом — земполотно.

Замерщик предприятия «Витебское АТП мелиоводхоз» Степан Волк.

В соседнем Лиозненском районе дорогу на три километра вблизи деревни Горелики сдали этим летом. И уже успели оценить преимущества. Главный лесничий районного лесхоза Александр Минаев приводит цифры:

— Благодаря новой транспортной артерии с июня по сентябрь заработали 150 тысяч рублей, в том числе на экспорте. И это первая ласточка, ведь в зоне притяжения еще около 120 тысяч лесных кубометров. Участки, которые прежде были труднодоступны, сегодня в деле. В целом расчетная лесосека Лиозненского района — более 200 тысяч кубометров, из которых около 180 тысяч занимают мягколиственные породы, вытянутые вверх на влажных почвах. Труднодоступная лесосека занимает процентов 30. И до нее доберемся. Сейчас новая дорога временно закрыта. Она должна устояться, а с морозами — снова в лес!

Водитель Виктор Ус на погрузке бревен.

Буреломный момент

Самые грибные, ягодные места всегда вдалеке от цивилизации. Верная примета: народа меньше — лукошко полнее. Но вместе с тем высока вероятность забрести в густую чащу с буреломом. Не спешите возмущаться, сучья и поваленные деревья в лесу не всегда плохо. Это целый мир, дом для множества насекомых, растений и микроорганизмов. Юрий Апалько, начальник отдела лесного хозяйства и лесовосстановления Витебского ГПЛХО, объясняет:

— Площадь лесфонда Витебского ГПЛХО составляет 1,7 миллиона гектаров. И каждый из них не причешешь под одну гребенку. Да и необходимости в этом нет. Упавшее в сердце леса дерево, ковер из сучьев — все это, с точки зрения природы, не помеха, а, напротив, поддержание гармонии. Европейцы, приезжая к нам, восхищаются и одобряют: «В Беларуси сумели сохранить нетронутыми леса». Это на фоне того, что в Европе они очень редки из‑за активной и продолжительной жизнедеятельности человека, в частности землепользования.

Дорожный мастер Александр Никитенко руководит разгрузкой. 

В то же время за состоянием зеленых рекреационных зон, лесов вдоль трасс, железных дорог и садоводческих товариществ, остановочных пунктов и вблизи деревень всегда следят. У каждого лесхоза — своя подведомственная территория. Уборка ветровалов и сухостойных деревьев на ней ведется ежегодно по мере необходимости. Из года в год цифра проводимых работ примерно одинакова, подсчитывает Юрий Апалько:

— В частности, в 2020 году от захламленности избавили около тысячи гектаров природоохранных, рекреационно‑оздоровительных, защитных лесов. Добавьте к этому выборочные санитарные рубки на 1200 гектаров. Отдельным пунктом идет уборка вдоль автодорог, где нынче привели в порядок около 1200 гектаров и еще на 600 произвели выборочные санитарные рубки. Кроме борьбы с ветровалами и буреломом, выполняем и косвенную для себя задачу: убираем бытовой мусор, оставленный людьми вдоль автодорог и остановок.

Что только не извлекали на свет из темного леса — от старых холодильников и диванов до ржавых кузовов легковушек. Уборку осуществляли силами государственной лесной охраны, к которой по традиции уже не первый год подключаются участники республиканской добровольной акции «Чистый лес».

В ТЕМУ

Объемы строительства лесохозяйственных дорог регулирует Госпрограмма «Белорусский лес». За последние десять лет только силами лесхозов в Беларуси проложено около тысячи километров. По итогам нынешней пятилетки в эксплуатацию будет введено не менее 500 километров. Экономическая целесообразность и логистика — отправные точки таких работ. Позже на вырубленных участках появится молодая поросль. Все понимают: лес не терпит пустоты, а природное богатство надо восстанавливать.

naumova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter