Прямая связь
25.07.2008
Деревня, вернее, уже агрогородок Курково. Традиционный, правда, не такой массивный, как доводилось видеть раньше, бетонный забор по главной улице, сплошь закатанной в свежий и еще не выщербленный асфальт. Обычные деревенские, кое-где утопающие в цветах дома. Яркое, в теплых оранжевых тонах пятно на их фоне — магазин потребительской кооперации, очень удобно и как-то компактно разместившийся аккурат на въезде в Курково, где сейчас проживает свыше трехсот человек.
— Это наша заведующая, специалист от Бога Наталья Матвеева, — знакомит меня со своей подчиненной, зардевшейся от такой высокой похвалы, председатель правления Смолевичского райпо Ольга Макейчик. — Расскажи, Ивановна, как дела.
Наталье Ивановне, как и ее помощнице Татьяне Боровик, похвалиться есть чем. Еще бы, ведь если две эти женщины ежемесячный товарооборот обычного своего магазина довели до 80 миллионов рублей в месяц, представляете, сколько для этого надо приложить сил. В первую очередь, конечно же, позаботиться о том, чтобы ассортимент товаров был как раз такой, какой людям и нужен. Это удается благодаря тому, что ведущие производители мясных и молочных изделий свою продукцию доставляют прямо в магазин, о чем сельчане прекрасно осведомлены и не упускают возможности отовариться самыми свежими и гарантированного качества продуктами. Во-вторых, небольшой по площади магазинчик практически до предела начинен всякого типа холодильным оборудованием, что позволяет без ограничений торговать теми товарами, для которых нужен особый режим хранения. Ну и в-третьих, и сама заведующая, и ее помощница — очень привлекательные и обаятельные люди, которые не только плохого слова, но и косого взгляда в адрес своих покупателей позволить себе никак не могут.
— Дела пошли намного лучше после того, как и наш магазин в рамках выполнения государственной программы возрождения села отремонтировали, начинили современным торговым и холодильным оборудованием. И это не пустые слова. Если семь лет назад, когда я магазин этот приняла, среднемесячный товарооборот был четыре миллиона рублей, то подсчитайте сами, на сколько он вырос за эти годы. Конечно, сами люди стали жить лучше, зарабатывать больше, но и мы ведь не сидели сложа руки, делали все возможное, чтобы деньги свои они понесли именно кооператорам, — дает свой расклад Наталья Матвеева.
Слушая все это, Ольга Макейчик посматривает на меня: а я, мол, вам что говорила. Да, говорила (прежде чем поехать в Курково, мы с Ольгой Исаковной долго сидели в ее кабинете и беседовали о дальнейших путях развития кооперации района), и теперь я воочию убедился в правоте своей собеседницы.
Хотя, признаюсь честно, сразу, когда председатель связала сегодняшнее и будущее благополучие возглавляемого ею коллектива с таким вроде бы прозаическим делом, как повсеместный ремонт торговых точек, я было засомневался — вряд ли, например, один только свежевыкрашенный фасад поспособствует росту товарооборота, если торговать нечем.
— Почему же нечем? Не составит труда убедиться, что ассортимент в наших магазинах, причем и сельских, мало чем уступает столичным. Ремонт же торговых точек, а это не только обновление фасадов, замена окон, дверей, но и установка нового торгового и холодильного оборудования, как раз и дает возможность расширить площадь выкладки товара, сделать его доступным для покупателя. И это, я вам скажу, совсем не мелочь, как может показаться на первый взгляд, — в тех магазинах, где выполнены ремонты, товарооборот вырос минимум в полтора раза. И это не предел — люди видят, что мы для них делаем, и охотно к нам идут. Знают, что в отличие от частников товар у нас всегда качественный, полученный прямо от производителя и так далее, — говорит Ольга Макейчик.
Тему так называемого частника Ольга Исаковна дальше развивать не стала, но затронуть ее надо, чтобы лучше понять сегодняшнюю логику действий кооператоров. Да, индивидуальная торговля получила в последние годы немалое развитие, кое-где потеснила потребительскую кооперацию на рынке услуг, положила конец, что само по себе не так уж и плохо для покупателя, их монополизму, но… Но такого, выражусь прямо, оголтелого протекционизма именно частному торговцу, как в Смолевичах, я, честно говоря, не встречал нигде. Не видел я такого, чтобы магазины потребкооперации со всех буквально сторон были окружены, густо облеплены ларьками, павильонами индивидуальных предпринимателей. Глядя на них, понимаешь, что в прошлые годы местные власти очень своеобразно выстраивали схемы развития торговли в городе и предпочтение при этом отдавали отнюдь не кооператорам. Вследствие этого как раз за последние годы в потребкооперации района резко упали объемы товарооборота, под «оргвыводы» попала прежний председатель, само райпо пережило настоящую кадровую лихорадку, когда некоторое время во главе его стоял человек, к кооперации отношения не имеющий вообще. Так что у Ольги Макейчик, работавшей ранее в Логойском райпо и избранной на должность председателя правления чуть меньше года назад, времени на неторопливое и основательное вхождение в курс дела не было, а вот завалы разгребать пришлось. К чести Ольги Исаковны, она, человек здесь абсолютно новый, не стала, как это часто в таких случаях бывает, формировать свою команду, приглашать людей, ей лично знакомых, и так далее, а во всем, можно сказать, решила положиться на здешних специалистов, которые свое райпо не бросили в тяжелые времена. Решение оказалось очень верным: сегодня первый заместитель председателя по торговле Светлана Лис, руководитель одного из структурных подразделений Наталья Розум, начальник общепита Тамара Козловская, директор розничного предприятия Наталья Падунович, начальник торгового отдела Елена Радкевич как раз и являются тем мозговым центром, который вырабатывает стратегию и тактику дальнейшего развития райпо.
За полугодие, а мы возвращаемся к «ремонтной теме», кооператоры привели в порядок 24 торговых объекта. В райцентре новое обличье и начинку приобрели «Кулинария», «Чародей», «Наш хлеб», магазин № 14 и множество других объектов розничной торговли. Все они после этого товарооборот увеличили минимум в полтора раза, и сегодня в каждом из них он составляет много больше ста миллионов рублей в месяц. Прибавка, согласитесь, очень даже существенная. Ремонтируются и деревенские магазины. Причем не только в Юрьево и Драчково, которые вот-вот станут агрогородками, но и во вполне рядовых деревнях, например в Петровичах, где сегодняшний месячный товарооборот составляет более ста миллионов рублей, и других.
— Нужные нам объемы даст только модернизация и расширение сети торговых предприятий, — подчеркивает Ольга Макейчик. — Поэтому открываем ранее закрытые магазины. Идем ближе к дачным участкам. Здесь работают пять наших стационарных точек, в этом году купили, отремонтировали и открыли ларьки в Сутоках и на остановочном пункте Слобода. Первый, со всеми сопутствующими работами, стоил нам около десяти миллионов рублей, второй — четыре, а уже сегодня товарооборот в каждом составляет свыше 40 миллионов рублей в месяц. И я больше чем уверена, что нынешние свои показатели мы смогли бы существенно увеличить, если бы не нехватка кадров.
— Неужто, — спрашиваю свою собеседницу, — в маленьком городке, а в Смолевичах проживает всего-то четырнадцать тысяч человек и с работой просто не может не быть проблем, так трудно найти продавца?
— А вы знаете, что Смолевичи очень даже богатый город? — прямо-таки ошарашивает меня Ольга Исаковна. — Хорошие зарплаты сейчас платят на птицефабрике, промышленных предприятиях, многие работают в Жодино и Минске… В итоге средняя зарплата по городу выше восьмисот, если не ошибаюсь, тысяч рублей. У нас она хотя и выросла за два месяца года больше чем на сто тысяч рублей, меньше, отсюда и проблемы. Брать на работу человека, не внушающего доверия, и потом расставаться с ним из-за недостач и прочих вещей, себе дороже. Такой вот получается сдерживающий фактор, над устранением которого активно работаем.
Возражений по поводу сказанного у меня нет. Есть одна неясность, которую и прошу разъяснить. Понятно, что ремонт торговых точек дело весьма и весьма дорогостоящее, а лишних финансов у райпо наверняка нет.
— Нет, — соглашается Ольга Макейчик. — И стройбригады у нас своей нет. Оно, на мой взгляд, и к лучшему. Вместо того чтобы содержать в штате далеко не квалифицированных людей, регулярно платить им зарплату, возить на объекты и обратно своим транспортом, мы нанимаем людей по разовым договорам. Вместе с госнадзором определяем объем работ, контролируем их выполнение и качество и тут же расплачиваемся. В итоге полноценный ремонт магазина в деревне Слободка обошелся, к примеру, всего в семь миллионов рублей, а магазины «Кулинария», «Чародей» и другие закрывались на ремонт всего на три, максимум семь дней. Остался, правда, в райцентре еще магазин № 9, но здесь объем работ большой, свыше трехсот миллионов рублей, поэтому берем кредит в банке и приглашаем профессиональных строителей. А так вполне можем обойтись и теми кадрами, которые подряжаем в том числе и через районный центр занятости.
Логика председателя безупречная, причем подкрепленная реальными цифрами. Потому что, к примеру, только сокращение, в том числе и ликвидация вакансий в строительном подразделении, управленческого аппарата на 45 человек дает райпо свыше ста миллионов рублей экономии в год.
Итог же этой кропотливой и многогранной работы таков. Общий товарооборот за первое полугодие составил по райпо 18597,9 миллиона рублей, темп его роста в сопоставимых ценах –120 процентов. Среднемесячная реализация на одного человека составила за это время 71,9 тысячи рублей, что без малого на двадцать тысяч выше аналогичного периода прошлого года. На многие миллионы рублей закуплено нового холодильного и торгового оборудования. Перечень цифр и показателей можно было бы продолжить и дальше, но, думаю, понятно и так, что перспективы у Смолевичского райпо довольно серьезные. Если не покладая рук работать над тем, чтобы планы и задумки воплощались в реальные дела.