Устойчивость экономики и стабильность ее развития — основной приоритет белорусской политики

Противодействие санкционным вызовам

Комплексный план по поддержке экономики — это документ, призванный систематизировать работу Правительства по адаптации экономики страны к новым внешнеэкономическим условиям хозяйствования. Он разработан в развитие и во исполнение Указа № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», подписанного Президентом 14 марта. План, как и указ, направлен на повышение внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической и бюджетной стабильности в условиях беспрецедентного санкционного давления, связанного с введением иностранными государствами ограничительных мер в отношении Беларуси. Вместе с пакетом договоренностей о взаимной поддержке экономики с Российской Федерацией они формируют институциональную и организационную основу развития экономики в новых геоэкономических реалиях. Но главное, четко поставленные задачи мобилизуют и объединяют общество, позволяют консолидировать усилия и работать на общий результат.

КОЛЛАЖ ЛЮБОВИ ЦАРЮК

Система конкретных действий

Разработка комплексного плана была проведена в очень сжатые сроки. К работе над ним были привлечены все органы государственного управления, представители реального сектора экономики, научное сообщество. Правительством Беларуси был сформирован оперативный штаб, который ежедневно рассматривает возникающие вопросы, оперативно готовит и принимает решения. Санкционной истерии западных стран Беларусь противопоставила сплоченность и организованность общества и государства. Объединив усилия, можно справиться с любыми глобальными и локальными вызовами.

Комплексный план по поддержке экономики представляет собой систему конкретных действий органов государственного управления, запланированных для реализации в течение всего 2022 года. В нем четко указаны сроки и исполнители, поэтому можно быть уверенным в его неукоснительном выполнении. В плане предусмотрено 60 мер поддержки, предполагающих подготовку соответствующих нормативно-правовых актов, большая часть которых должна быть подготовлена уже в первой половине этого года. Документ четко структурирован и включает меры по стимулированию экспорта, содействию развития транспортно-логистических коридоров, стимулированию импортозамещения, созданию благоприятной бизнес-среды, социальной поддержке работников, общесистемные меры развития отдельных отраслей, в т.ч. промышленности, сельского хозяйства, строительной отрасли, транспорта, IT-сферы. План получился комплексным и всесторонним. Но работа продолжается.

В первую очередь адаптация касается внешнеэкономических аспектов хозяйственной деятельности, то есть экспорта и импорта. План предусматривает расширение кредитования и поддержку экспортеров, снижение таможенных пошлин для промежуточного импорта, расширяет возможности для выстраивания новых транспортно-логистических цепочек и перенаправления экспортных потоков. Вместе с тем документ комплексный и не ограничивается только внешнеэкономической деятельностью. Предусмотрена разработка комплекса мер по дополнительной финансовой поддержке малых и средних импортозамещающих предприятий. Предусмотрена возможность предоставления резидентам ПВТ доступных льгот и преференций по аналогии с мерами, принятыми в России, в том числе права на отсрочку от призыва на военную службу. Предполагается освободить бизнес от административной ответственности по результатам проверок за впервые допущенные и неумышленные нарушения. Планируется предоставить организациям права на получение субсидий из ФСЗН для доплат работникам в форме адресной социальной помощи. Планируется создание ряда совместных импортозамещающих производств с Российской Федерацией. Запланирована большая работа с российской стороной по вопросам увеличения квот, а в перспективе отмена разрешительной системы перевозок грузов и каботажа для белорусских автоперевозчиков. Ситуация меняется весьма динамично, и Правительство реагирует, постоянно актуализируя повестку решаемых задач. Но цель остается неизменной — обеспечение устойчивого развития экономики и повышение уровня жизни граждан. Никакой чрезвычайщины нет.

Прагматичный подход

Заметим, план поддержки экономики носит исключительно конструктивный характер. Он направлен не на то, чтобы навредить санкционщикам, а на то, чтобы улучшить положение отечественных производителей. Принимаемые меры расширяют возможности белорусских предприятий, а не ограничивают их, как это делают западные «демократии», запрещающие своим компаниям выгодно торговать. Принятые меры гармонично встраиваются в систему мер общей экономической политики, не ломая, а адаптируя ее к новым условиям. Это прагматичный подход. Как всегда, спокойно и рассудительно.

Обратим особое внимание, что мы не враждуем с Западом, мы лишь отвечаем на их агрессию. Адаптируемся и все-таки надеемся, что наши европейские партнеры образумятся. Беларусь никому не угрожала, не навязывала своей идеологии, не вмешивалась в их выборы, не занималась разработкой биологического оружия. Мы мирная страна. Это они лезут к нам, силком пытаясь навязать свои порядки, своих марионеточных руководителей, определять, с кем нам дружить, а с кем нет, диктовать свои принципы во всем, даже в отношениях мужчины и женщины, религии и истории. Сегодня уже очевидно, что если государство не управляет своей экономикой, то это захочет делать кто-то другой (другое государство, международные корпорации, олигархи, криминал). В нашей стране за многие годы дальновидной политики руководства выстроена эффективная система государственной координации экономической деятельности. Государство заинтересовано в формировании конкурентоспособной национальной экономики, субъекты хозяйствования заинтересованы в поддержке государства. Приоритет общенациональным интересам. Рыночные механизмы под контролем государства работают в интересах всего общества, а не горстки олигархов. Сформирована социально ориентированная, государственно-регулируемая рыночная экономика. Планомерность и последовательность, предсказуемость и надежность — вот принципы, характеризующие нашу экономическую политику.

Проводить национальную экономическую политику в соответствии с интересами общества невозможно без глубоких научных исследований. Ведущая роль в научном сопровождении деятельности органов государственного управления принадлежит Национальной академии наук. Белорусская социально-экономическая модель имеет основу теоретико-методологических наработок наших ученых: экономистов, историков, социологов, философов, культурологов и других. Этим наша экономическая политика выгодно отличается от спонтанной, санкционной политики западных стран. Принимая конъюнктурные, однобокие, противоречащие их национальным интересам и собственным либеральным принципам решения в угоду заокеанским «доброжелателям», европейские страны, по сути, разрушают свое общество.

Свой путь

Принимая меры поддержки отечественной экономики и развития интеграционного сотрудничества, Беларусь отстаивает не просто свои национальные интересы, мы отстаиваем свое право на самоопределение. Право жить своим умом. В условиях того безумия, которое охватило западные страны, того аффекта, под воздействием которого принимаются глобальные решения, сохранить конструктивную позицию и ясность мысли дорогого стоит. Как отметил Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, «в условиях глобальной неопределенности белорусская стратегия развития может быть только одна: идти своим путем, жить собственным умом, строить будущее на прочном фундаменте народного единства».

Комплексный план по поддержке экономики — это очередной, но не последний этап адаптации экономики и противодействия санкционным вызовам, которые сегодня стоят перед нами. Можно говорить о последовательном, комплексном и всестороннем подходе к решению задач развития нашей страны в новых условиях. Сегодня перед нами стоит задача не просто пережить трудный период, но максимально использовать новые возможности для усиления позиций Беларуси на мировой арене. Новые условия, в которых мы оказались не по своей вине, требуют соответствующих мер, способных обеспечить защиту и продвижение национальных интересов нашей страны. Необходимые меры Правительством принимаются.

Василий ГУРСКИЙ, директор Института экономики НАН Беларуси, доктор экономических наук, доцент
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter