Правополушарное рисование: можно ли стать художником за 4 часа
28.01.2014 21:17:19
Давно не брала в руки краски. Еще в школе сметливый учитель рисования постановил, что по художественной части я не сильна, и всякий раз во время урока выставлял из класса под полезными предлогами: мусор вынести, керосин для ластиков раздобыть, притащить из кладовой мертвого осла уши. Но! Даже самые обидные курьерские поручения не могут отбить у человека жгучего желания — творить. Поэтому до сих пор на скучных собраниях и лекциях я усердно малюю в блокноте, в основном рыбок и канделябры, втайне надеясь, что совсем скоро в магазин гугл поступит программка, скачав которую любой придурок за несколько минут сможет научиться рисовать не хуже Пикассо.
О чудо — недавно интернет раскинул передо мной прекрасное, влекущий сайт с долгожданным приглашением на семинар: «Портрет с нуля. Правополушарное рисование. Новые грани твоего таланта». За четыре часа тренер Юрий Беспалый обещает воплотить в жизнь мечту — «научить хорошо рисовать», «избавить от стереотипов восприятия», «оживить чувство вдохновения», «расширить ресурсные возможности мозга». Ну не красота ли?.. Так в субботу вечером я обнаружила себя — и еще 10 виртуальных приятелей из Фейсбука — на тренинге, где быстро можно стать художником. Удовольствие не из дешевых — 60 долларов с носа, но ведь и активы сулит несусветные, почти мистические, — портрет с нуля. В общем, никаких денег не жалко.
Пока мы за мольберты садились, знакомились друг с другом, шутили и с благоговением трогали профессиональные карандаши и клячки, тренер молчал. В моей группе были в основном юные девушки — очаровательные проказницы — с завидной энергией и, очевидно, неисчерпаемыми финансовыми ресурсами. По правую руку от меня присела обаятельная Татьяна, рассказала, что последние два года подряд посещает различные курсы «правополушарного рисования» и что в полном восторге от этой интересной техники. Результаты ее одержимости меня впечатлили. Но позже...
— Нарисуйте портрет! — с ходу предложил тренер Юрий. — Кого хотите.
Затем Юрий перечислил нам несколько золотых правил художника. 1. «Не верить глазам своим». Тезис подкреплялся оптическим фокусом с шахматной доской — бородатая головоломка про цветопостоянство давно гуляет в интернете. Вы смотрите на квадраты А и Б с уверенностью, что они разного цвета. Но это иллюзия. Квадраты одного цвета. Шахматная игрушка взорвала мозг моей коллеге Катерине: она даже подошла к экрану вплотную в надежде разоблачить квадраты–хамелеоны.
Меня же потрясло второе правило художника: «Лицо не занимает всю голову». Ужасно. Я это увидела. Половину фасада головы занимает бог знает что, только не лицо: слишком большой лоб, волосы кое–где, нелепая макушка — душераздирающее зрелище. Как говорят у нас в интернетах, убейте меня, хочу это развидеть.
Так по вершкам мы приблизились к пропорциям, и Юрий Беспалый предложил нарисовать второй портрет (рис. 2), с учетом соразмерности глаз и ушей. При этом прозвучало третье правило: «Все надо проверять». То есть штангенциркуль в руки, и прежде чем рисовать, замеряй нос того, кого рисуешь. Любые дотошные измерения приводят меня в отчаяние, в этот момент я вспомнила все: и школьные уроки рисования, и все эти скучные манипуляции с линейкой и транспортиром. «Пятой точкой» можно высидеть любое умение, если много лет ежедневно упражняться. При чем здесь правое полушарие? Откройте мне чакры, хочу здесь и сейчас водить по ватману твердой рукой, рисовать портреты без всяких циркулей. Заметив мою истерику, тренер терпеливо объяснил, что для входа в правое полушарие необходимо выучить еще несколько золотых правил.
...Мне стало жарко. Никаких, даже первичных намеков на лицо Брандо на моем листе бумаги не проступало. Я заглянула на мольберт своей соседки Тани и обмерла: с ватмана на меня смотрели шкодливые глаза Хью Лори, которого она выбрала себе в модели, ошибки быть не может — «доктор Хаус» был срисован точь–в–точь. От зависти меня подбросило. «Главное — практика. Не отчаивайся, — успокаивала Таня. — Переверни портрет вверх ногами — и «правополушарка» сама за тебя все сделает». Совет оказался ценным, бессовестно поставив фото любимого артиста на попа и крутанув мольберт на 90 градусов, вместо подбородка я начала наляпывать вот ту крестообразную кляксу и вон ту ведьму с косой. Перевернула ватман обратно и ойкнула — подбородок «крестного отца» получился что надо: волевой и решительный. Братцы мои, а какие у него глаза! Нотабене: мы рисуем не глаза, а черное небо с облаками и звездочками. Не беда, что в приступе азарта левый глаз сполз к щеке: Юрий Беспалый подошел и осторожно, с помощью клячки и карандаша, вернул око обладателя «Оскара» на место. При этом сообщил еще один секрет: «Надо стараться».
Спина мокрая, на часах позднее время: нам с Брандо пора прощаться. Смотрю на него — и не понимаю, как я это сделала. Сгребаю карандаши и ластик в сумку, скручиваю ватман и обещаю тренеру уши (не уши (!), а крымские горы) дорисовать дома. «Не дорисуешь, дома обстановка не та», — предупреждает опытная Татьяна. И она оказалась права. Денек–другой я еще шепталась со своим Марлошей, обещала подойти к нему и довести портрет до ума. Но, увы. Поверить в себя на тренинге, под чутким руководством учителя — это одно. А умение рисовать — нечто совсем другое.
Для меня мой первый портрет при всем его мизерном исполнении представляет музейную ценность. Я дивно провела время в компании приятных людей. Это в плюсы. Но так и не стала художником — это, пожалуй, в минусы. Видимо, рановато мне еще портреты рисовать. Попробую потренироваться на лепке из полимерной глины — буквально вчера из почтового ящика выпал рекламный проспект с обещаниями новых и чудных в себе открытий.
Советская Белоруссия №17 (24400). Среда, 29 января 2014 года.