«Просим к нашему хлебу и соли»
16.10.2008 01:00:00
Примем всех!
Эксперты утверждают, что потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов ежегодно. Позитивные прогнозы составляются и для Беларуси. Теперь нашим странам надо дружно взяться за работу и воплотить эти прогнозы в жизнь.
У России и Беларуси есть необходимые предпосылки и договоренности для плодотворного развития туризма, заявил в ходе первого Форума Союзного государства в области туризма в Санкт-Петербурге заместитель Госсекретаря СГ Сергей Шухно. Он одобрил предложение участников форума о создании единого туристского календаря СГ, в котором бы содержалась информация обо всех мероприятиях этого направления, проводимых в наших странах. Кроме того, С. Шухно поддержал предложения участников форума по разработке совместных туристических маршрутов и формированию базы инвестиционных проектов туристической деятельности.
Профильные ведомства России и Беларуси создадут совместную программу по развитию туристической индустрии в Союзном государстве, добавил Сергей Шухно. В связи с этим могут быть приняты союзные программы по научным исследованиям, подготовке правовых актов и подготовке кадров.
По его словам, также необходимо провести совместную работу по продвижению туристических возможностей СГ на международном туристическом рынке. Сергей Степанович напомнил, что между Россией и Беларусью действует соглашение, облегчающее перемещение туристов по территории СГ. Кроме того, заключены отдельные договоры о сотрудничестве Беларуси с 19 субъектами РФ. В области туризма Союзным государством уже согласованы отдельные программы и мероприятия на 2010–2012 годы.
Внутрисоюзный туризм
С каждым годом в России растет интерес к поездкам в Беларусь. Наибольшим спросом пользуются оздоровительные и лечебные туры, культурно-познавательный туризм, поездки на охоту и рыбалку. Россияне чаще всего едут в крупные города: Минск, Гродно, Витебск, Могилев. Большим спросом пользуются туры в древние исторические центры: Заславль, Полоцк, Несвиж, Туров. По-прежнему высок интерес туристов к местам, связанным с героической борьбой против немецко-фашистских захватчиков. В последнее время получил развитие и туризм выходного дня – кратковременные поездки жителей приграничных регионов России на белорусские горнолыжные курорты. Привлекают россиян также автобусные туры «Беларусь – Западная Европа».
Наибольшей популярностью у белорусских туристов пользуются Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Сочи, Анапа, Геленджик, Смоленск, Псков, Брянск, маршрут «Золотое кольцо», речные круизы по Волге.
– Мы рассчитываем создать и совершенно отдельный совместный туристский продукт, основанный на общих достопримечательностях Беларуси и России, а также общей инфраструктуре, – сказал заместитель министра спорта и туризма РБ Чеслав Шульга. – К примеру, сейчас по договору с Федеральным агентством по туризму России мы вместе обустраиваем автотрассу Брест – Москва, по которой идет основной поток туристов из Западной Европы в РФ. Кроме того, мы начали совместную работу по организации уникального международного маршрута «из варяг в греки», аналога которому нет нигде в мире.
Основными приоритетами в развитии туристической индустрии Союзного государства должны стать межрегиональный туристический обмен и создание общего туристского продукта. Наиболее активно в рамках СГ в настоящее время развиваются такие интересные направления, как религиозный, спортивный и экологический туризм.
Беларусь сегодня переживает настоящий бум создания агротуристических комплексов на базе сельхозкооперативов и частных сельских усадеб. Опыт белорусских коллег активно перенимают и российские туроператоры. В приграничных регионах России и Беларуси создаются единые туристические маршруты, новые «Золотые кольца», объединяющие историко-культурные и природные достопримечательности стран-соседей. Один из таких маршрутов объединил сразу четыре региона: Гомельскую и Могилевскую области Беларуси, Брянскую область России и Черниговскую область Украины.
Для создания совместной привлекательной индустрии туризма в рамках Союзного государства необходимо уже сейчас инвестировать в нее денежные средства, уверен заместитель начальника Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму России Михаил Шаршавицкий. Он отметил, что «у наших государств есть хорошая база для создания единой индустрии туризма: мы говорим на одном языке, у нас общая история и философия, территориальная близость, родственность законодательств в этом вопросе».
Даешь брэнд?
Поступления от международного туризма составляют более 2 млрд долларов в день. Общая сумма туристического экспорта составляет около 6 процентов общемирового экспорта товаров и услуг, что сопоставимо с экспортом продукции развитых отраслей промышленности, такой как, например, автомобильная. За 2005–2006 годы спрос на туристические услуги вырос почти на 8 процентов, достигнув рубежа в 6 трлн долларов.
Российские туристы отдают пока предпочтение Турции, Китаю, Египту и Финляндии. В последний год происходит замещение «традиционной» Украины Испанией и Италией. По выезду Россия находится в числе лидеров среди стран – туристических доноров.
Стоимость базового выездного пакета в страны традиционного отдыха россиян растет примерно на 5 процентов в год. А внутренний турпродукт в среднем дорожает на 15–20 процентов ежегодно. Для иностранцев же он становится еще дороже, учитывая оплату визовых сборов и сопутствующих расходов. Поэтому к нам особо не спешат…
Туристическая отрасль в Союзном государстве еще очень молода, в ней масса нерешенных вопросов, а брэнды «Россия» и «Беларусь» нуждаются в раскрутке. Однако если появится союзная программа по туризму, то, возможно, поток туристов вскоре увеличится, ведь, как правило, программы СГ очень результативны.