Какие потери понесли ВСУ и иностранные наемники за 9 месяцев СВО

Пропущенные через мясорубку

Оговорка по Фрейду

Вчера председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен то ли с умыслом, то ли случайно забила гол в ворота собственной команды — на весь мир озвучила чудовищную цифру потерь украинской армии. Согласно фрау фон дер Ляйен, только убитыми ВСУ лишились 100 тысяч человек.

Правда, вскоре выложенное в официальном Twitter-аккаунте чиновницы видео выступления было заменено на отцензурированную версию. Из нее напрочь исчезли слова о потерях, а осталась только информация о планах ЕС конфисковать замороженные российские финансовые активы и пустить их якобы на восстановление Украины. Однако в XXI веке глупо думать, что решить проблему можно, просто стерев исходное видео — с момента публикации оно широко разошлось по мировым СМИ, а не скачал его и не разместил в своем телеграм-канале только ленивый блогер.

Сразу после того, как по лентам новостей со скоростью молнии понеслось шокирующее признание, в украинских пабликах и каналах разгорелся огонь зрады: как же так, европейский топ-чиновник фактически подтвердил слова официальных представителей российского Минобороны. Одни комментаторы с места в карьер стали поливать главу Еврокомиссии грязью, другие пытались оправдать ее — мол, Урсула сказала об общем числе потерь, включая санитарные, а не только об убитых.

Однако на записи совершенно четко слышны слова: «more than 100,000 Ukrainian military officers have been killed so far», что даже со школьным уровнем знания англйиского не переводится никак, кроме как «были убиты».

Так что разночтений насчет смысла быть не может: Урсула имела в виду ровно то, что сказала.

Другой вопрос, зачем она это сделала. Из путанного объяснения представителя Еврокомиссии Даны Спинант, вроде бы, стало ясно, что сам момент речи, посвященный потерям ВСУ, должен был продемонстрировать «жестокость России». Правда, в каком официальном документе записано, что уничтожение противника, сражающегося с оружием в руках, демонстрирует жестокость соперника, не известно. Другое дело, военные преступления, но проблема в таком случае состоит в том, что зверствуют в отношении гражданского населения и пленных исключительно украинские вояки, но все свидетельства еврочиновники пропускают мимо глаз и ушей.

Вообще, несмотря на однозначность формулировки, заявление фон дер Ляйен весьма универсально — его можно легко подогнать в качестве информационного фона практически под любые действия коллективного Запада. Вот смотрите: если понадобится продавить поставки новых вооружений в Украину, то это легко объяснить, сославшись на слова главы Еврокомиссии, мол, украинцы гибнут в таких количествах от того, что не имеют в достаточном количестве западного оружия. А если «голуби» возобладают над «ястребами» и США и их сателлитам понадобится заморозить на время конфликт, то можно оправдать такой шаг слишком высокими потерями, достав из глубин интернета выступление фрау Урсулы.

Впрочем, на самом деле вряд ли западные элиты сильно волнует количество убитых всушников — в рамках стратегии «войны до последнего украинца» солдаты армии нашей южной соседки выступают не более, чем пушечным мясом, своеобразным тараном против российских вооруженных сил. Их задача даже не отбить занятые территории и не победить в конфликте, а заставить Россию потратить максимальное количество человеческих и материальных ресурсов в рамках СВО.

Верден ХХІ века

Какие же потери на самом деле понесла украинская армия за 9 месяцев конфликта? Заранее оговоримся, что все дальнейшие сведения получены исключительно в результате нехитрых математических расчетов на основе находящейся в открытом доступе статистики

Официальных данных касательно своих потерь убитыми и ранеными Киев не озвучивает Есть лишь болтовня советника всея Офиса президента Украины Алексея Арестовича, который заявляет о немногим более чем 10 тысячах суммарных потерь. Правда, следующей репликой он начинает сочинять о едва ли не 200 тысячах убитых российских военных, что находится от реальности так же далеко, как звезда Бетельгейзе от Земли.

Официально признанные потери российской армии с 24 февраля по 21 сентября включительно составляют 5937 человек убитыми, еще 3930 военнослужащих потеряла ДНР с начала СВО по 25 ноября, согласно информации уполномоченного по правам человека Донецкой народной республики Дарьи Морозовой.

Украинские же официальные лица предпочитают избегать точных цифр и переводить разговор в плоскость приблизительных значений и пропаганды. Единственный раз, когда из уст представителя киевского режима прозвучала хоть какая-то конкретика, было июньское выступление Зеленского, в ходе которого он сказал, что на фронте ежедневно гибнет около 50 военнослужащих, а еще около 250 получают ранения.

Поэтому источниками сведений о потерях наших южных соседей служат отчеты представителей российской стороны, а также данные, собираемые российскими же командами по ведению разведки с использованием открытых источников (сокращенно — OSINT). В ежедневной сводке, оглашаемой официальным представителем Минобороны РФ генерал-лейтенантом Игорем Конашенковым, как правило, приводятся цифры уничтоженных за день бойцов ВСУ и иностранных наемников. Например, в течение суток 29 ноября на Донецком направлении уничтожено до 50 украинских солдат, столько же на Купянском и Южно-Донецком, более 40 — на Красно-Лиманском. Итого только убитыми в прямых боестолкновениях за сутки числятся около 190 человек. Всего же, если суммировать данные, приведенные в сводках Минобороны РФ, то с 24 февраля по 30 ноября Украина потеряла около 135 тысяч человек убитыми (что, кстати, вполне соотносится с данными, озвученными фрау фон дер Ляйен). В таком случае количество военнослужащих ВСУ, получивших ранения, вплотную приближается к полумиллиону.

Одной из наиболее горячих точек на фронте сейчас является Бахмут (Артемовск), в районе которого ведут бои штурмовые роты «Группы Вагнера». За день только ранеными ВСУ теряют здесь от 250 до 500 человек, что подтверждается как сообщениями украинских военных блогеров, так и репортерами авторитетных западных изданий вроде CNN и BBC, чьи съемочные группы еще в начале недели находились в осажденном городе.

Например, 30-я отдельная механизированная бригада имени князя Константина Острожского потеряла за 27-28 ноября около 150 человек, причем большую часть погибшими от ран в залитых грязью окопах — украинское командование велело переделать гусеничные санитарные машины в подвозчики боеприпасов, а без такой техники добраться до позиций и вывезти раненых невозможно.

Второй источник информации о потерях Украины — это, как ни странно, местные блогеры и СМИ, которые хоть и невольно, но исправно поставляют информацию об убитых и раненых российским OSINT-специалистам. Чаще всего это некрологи на сайтах газет и в телеграм-каналах. Обнаружив подобную информацию, узнав подразделение, в котором воевал убитый и направление, где оно находилось, можно наполнить конкретикой сводки российских военных. Так, наиболее успешная в РФ OSINT-команда под руководством бывшего сотрудника Минобороны Михаила Звинчука, публикующая результаты своей работы в телеграм-канале «Рыбарь», регулярно обнародует подтвержденные данные о потерях конкретных частей украинской армии и наемников.

Солдаты неудачи

Информация о погибших и раненых наемниках является тайной за 7-ю печатями, как и знание об их точном количестве на территории Украины. Весной оно достигало почти 10 тысяч, однако после ракетного удара по Яворовскому полигону на Львовщине, в результате которого погибло до 180 «диких гусей», их количество резко сократилось. Многие осознали, что шансы погибнуть, даже не доехав до фронта, крайне велики, и сбежали. Оставшиеся периодически попадали под бомбардировки в Запорожье, Николаеве и Одессе и летом число «солдат удачи» довольно серьезно сократилось. Рост количества наемников пришелся на конец августа, а уже во второй декаде сентября их подразделения впервые массово использовались на фронте в районе Купянска и Изюма — на одном из видео запечатлена рейдовая группа, полностью состоящая из иностранцев, общающихся между собой на английском языке и полностью оснащенная западным вооружением и колесной техникой.

Основу иностранных боевиков на стороне ВСУ в этом конфликте составляют поляки, англичане, американцы и грузины. Наиболее известны такие подразделения, как «Интернациональный легион территориальной обороны» и «Грузинский легион». До осени зарубежные «гости», в основном, воевали во второй линии вслед за украинцами, однако нехватка личного состава в ВСУ вынудила западных кураторов все чаще ставить боевиков в первые ряды. И это не замедлило сказаться на уровне потерь.

Только поляков по данным независимого издания Niezależny Dziennik Polityczny погибло 1200 человек, а еще несколько тысяч получили ранения. При этом источники газеты уверяют, что в рядах наемников воюют также кадровые польские военные из 16-й механизированной дивизии.

Косвенно факт высоких потерь среди польской части «солдат удачи» подтверждается целым рядом материалов, снятых на местах боев этой осенью. Так, 14 ноября в ряде профильных телеграм-каналов появился видеообход подбитого в конце сентября под Купянском бронеавтомобиля Bushmaster и 8 трупов польских наемников вокруг машины и в ней.

Таким образом, фейки о низких потерях Украины являются всего лишь образчиком дешевой пропаганды: населению страны внушаются мантры о том, что все хорошо, враг разбит и бежит и победа не за горами. Между тем, каждый день ВСУ теряют по нескольку сотен военнослужащих, часть из которых ради улучшения статистики записывается в пропавшие без вести, а бесконечные поля могил продолжают расти только лишь из-за твердолобого нежелания киевского режима договариваться. Не слишком ли высока цена амбиций Зеленского и компании?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter