Комитет государственного контроля проанализировал работу товаропроводящих сетей белорусских производителей за границей
18.08.2014 22:10:00
Производить и продавать — это два разных умения. Каждое из них требует не только различной профессиональной подготовки, но даже традиций, культуры, если хотите. В мире немало народов, которые искренне гордятся своим умением торговать, которое столетиями передавалось из поколения в поколение. Свидетельства тому можно найти на любом плодоовощном рынке в каком угодно крупном городе. Любо–дорого посмотреть, как артистично эти потомственные торговцы зазывают покупателя, как расхваливают свой товар и как торгуются. Виртуозы!
Но почему об этом узнают лишь редкие посетители музея? Почему сей замечательный факт не фигурирует в рекламной кампании завода? Скромность — не всегда благо. Уверен, что насосы, которые завод производит сейчас, будут продаваться гораздо лучше, если назвать их, скажем, «наследниками космических вентиляторов». Идея не моя. В свое время шведская компания, рекламируя свои автомобили, педалировала использование в их производстве авиационных технологий. Пойди проверь. Но как эффектно!
Мы еще не научились продавать свой товар изобретательно, активно, агрессивно, наконец. На это сетует читатель «СБ» из Санкт–Петербурга, который имел проблемы с покупкой нового белорусского холодильника, когда старый, отслуживший десятки лет и по–прежнему работоспособный, попросился «на пенсию». Не сказать, что холодильников «Атлант» в городе нет. Но покупателю, человеку старой закалки, интернетом не владеющему, пришлось постараться, чтобы его найти. А реклама холодильников–конкурентов тем временем мозолила глаза на каждом шагу: «Купи меня!»
Мы еще не научились торговать просто профессионально — это констатирует уже Комитет государственного контроля, анализируя работу товаропроводящих сетей белорусских производителей за границей. Валовые показатели на первый взгляд хороши: нашу продукцию в 39 странах продают 347 торговых субъектов с участием белорусского капитала. Наибольшее их количество сосредоточено в России — 217. Более трети приходится на предприятия Минпрома.
Но объективные, то есть экономические, показатели впечатляют меньше: экспортные поставки в адрес собственных субъектов товаропроизводящих сетей снижаются. Предприятия Минтранса отгрузили в 2013–м 85 процентов от уровня предыдущего года, концерна «Беллегпром» — 92,2, подведомственные Витебскому облисполкому — 74,4...
КГК называет вполне традиционные причины недостаточной эффективности товаропроводящих сетей: отсутствие эффективной ценовой стратегии (торговаться не умеем), проблемы с сервисным обслуживанием, дефицит крупных, приближенных к покупателю логистических центров, неграмотный подбор руководящих кадров. Отсюда — рост задолженности за продукцию, невозврат валютной выручки.
Между тем именно сейчас пассивность и неповоротливость («и так купят») должны сменить изобретательность и в хорошем смысле агрессивность. Геополитика дает нашей стране и ее производителям уникальный шанс. Подумать только: в соседней Латвии уже начали уничтожать собственную сельхозпродукцию — это первые последствия российского эмбарго. С другой стороны (доверимся данным делового телеканала РБК, «Росбизнесконсалтинг»), Беларусь обеспечивает половину (!) всего российского импорта молочной продукции. Обеспечивала: после эмбарго поставки, очевидно, только увеличатся. То же касается и множества других позиций аграрного и промышленного назначения.
Но не стоит обольщаться: мол, «и так купят». Под лежачий камень вода не течет, а конъюнктура опять может измениться. Как бы хорошо мы ни умели производить, нужно уметь и торговать, и торговаться. И учиться этому не грех.
Но почему об этом узнают лишь редкие посетители музея? Почему сей замечательный факт не фигурирует в рекламной кампании завода? Скромность — не всегда благо. Уверен, что насосы, которые завод производит сейчас, будут продаваться гораздо лучше, если назвать их, скажем, «наследниками космических вентиляторов». Идея не моя. В свое время шведская компания, рекламируя свои автомобили, педалировала использование в их производстве авиационных технологий. Пойди проверь. Но как эффектно!
Мы еще не научились продавать свой товар изобретательно, активно, агрессивно, наконец. На это сетует читатель «СБ» из Санкт–Петербурга, который имел проблемы с покупкой нового белорусского холодильника, когда старый, отслуживший десятки лет и по–прежнему работоспособный, попросился «на пенсию». Не сказать, что холодильников «Атлант» в городе нет. Но покупателю, человеку старой закалки, интернетом не владеющему, пришлось постараться, чтобы его найти. А реклама холодильников–конкурентов тем временем мозолила глаза на каждом шагу: «Купи меня!»
Мы еще не научились торговать просто профессионально — это констатирует уже Комитет государственного контроля, анализируя работу товаропроводящих сетей белорусских производителей за границей. Валовые показатели на первый взгляд хороши: нашу продукцию в 39 странах продают 347 торговых субъектов с участием белорусского капитала. Наибольшее их количество сосредоточено в России — 217. Более трети приходится на предприятия Минпрома.
Но объективные, то есть экономические, показатели впечатляют меньше: экспортные поставки в адрес собственных субъектов товаропроизводящих сетей снижаются. Предприятия Минтранса отгрузили в 2013–м 85 процентов от уровня предыдущего года, концерна «Беллегпром» — 92,2, подведомственные Витебскому облисполкому — 74,4...
КГК называет вполне традиционные причины недостаточной эффективности товаропроводящих сетей: отсутствие эффективной ценовой стратегии (торговаться не умеем), проблемы с сервисным обслуживанием, дефицит крупных, приближенных к покупателю логистических центров, неграмотный подбор руководящих кадров. Отсюда — рост задолженности за продукцию, невозврат валютной выручки.
Между тем именно сейчас пассивность и неповоротливость («и так купят») должны сменить изобретательность и в хорошем смысле агрессивность. Геополитика дает нашей стране и ее производителям уникальный шанс. Подумать только: в соседней Латвии уже начали уничтожать собственную сельхозпродукцию — это первые последствия российского эмбарго. С другой стороны (доверимся данным делового телеканала РБК, «Росбизнесконсалтинг»), Беларусь обеспечивает половину (!) всего российского импорта молочной продукции. Обеспечивала: после эмбарго поставки, очевидно, только увеличатся. То же касается и множества других позиций аграрного и промышленного назначения.
Но не стоит обольщаться: мол, «и так купят». Под лежачий камень вода не течет, а конъюнктура опять может измениться. Как бы хорошо мы ни умели производить, нужно уметь и торговать, и торговаться. И учиться этому не грех.
Фото БЕЛТА.
Советская Белоруссия №156 (24537). Вторник, 19 Августа 2014.