Пробкой по затору
12.11.2007 01:00:00
“Пробка”, “затор”, “заторовая ситуация”... Какая разница, как это дорожное явление называть: все равно стоим или еле движемся. И пусть кто-то говорит, что до московских пробок нам еще далеко, от этого не легче. Особенно, когда встроишься в еле ползущий хвост автомобилей. К тому же очень смущает это “еще”. Минск хоть и мегаполис, но по размерам уступает той же Москве многократно. Количество автомобилей в нашей столице ежегодно увеличивается в среднем на 40 тысяч единиц. Но то ли еще будет! И судя по все чаще возникающим так называемым заторовым ситуациям, решение проблемы движется гораздо медленнее, чем машины в пробке.
Чтобы было понятнее, начнем с основных причин заторов. Например, с часа пик. Интенсивное движение по утрам и вечерам свойственно всем крупным городам. В Минске наиболее вероятны заторы на дорогах по будним дням с 7.30 до 9.30 и с 17 до 19 часов, когда люди едут утром на работу и возвращаются вечером обратно. В это время особенно загружены проспект Дзержинского, улицы Железнодорожная, Орловская, Якуба Коласа, Сурганова, Маяковского, Богдановича, Денисовская и т.д. То есть улицы, ведущие в центр города из спальных районов. Тяжело выехать из города вечером в пятницу и вернуться вечером в воскресенье. Сейчас, когда дачный сезон практически подошел к концу, транспорта в это время становится меньше.
— Если водитель за три-четыре сигнала светофора не проезжает перекресток — это пробкой назвать нельзя, — говорит начальник ОАиП ГАИ ГУВД Мингорисполкома Жанна Тройно. — Это следствие интенсивного движения в крупном городе. Полная обездвиженность потока для Минска большая редкость. Но, к сожалению, такие ситуации все-таки возникают.
Причины — ремонт или реконструкция некоторых участков дорог. Например, на проспекте Дзержинского (в районе улиц Щорса и Голубева) строится станция метро. Завершается ремонт улиц Козлова—Первомайская и реконструкция Городского Вала. Расширяются проспект Пушкина, улица Кирова, строится разделительная полоса на проспекте Победителей (от Орловской до МКАД).
— В любом случае ремонтные работы проводятся на благо людей, чтобы в будущем дорожные условия стали более комфортными, исчезли заторовые ситуации в этих местах, — считает Жанна Тройно. — Что поделать, временные трудности приходится переживать. Чтобы это было не так чувствительно для автолюбителей, мы обязательно через средства массовой информации предупреждаем граждан о сложившихся ситуациях на определенных участках дорог.
Конечно, благоустройство города — это хорошо. А если сроки выполнения строительных работ задерживаются? На собственной машине в случае необходимости можно изменить маршрут и добраться до работы окольными путями. А вот автобус или троллейбус по своей инициативе пробку не объедет, и людям остается в давке покорно радоваться происходящему благоустройству.
Правда, Госавтоинспекция всеми силами пытается решить проблему и максимально разгрузить напряженные участки улиц. Предлагаются и нововведения. Известную своими аварийными ситуациями площадь Бангалор будут “разрезать”. Ничего страшного здесь нет! Просто через кольцо проложат прямую дорогу. Планируется строительство автомобильных развязок, как, например, Партизанский проспект—Аранская—Тростенецкая, где в свое время были серьезные заторы. Полностью реконструирован будет проспект Дзержинского.
По большому счету, с помощью принимаемых ГАИ мер вполне реально улучшить дорожную ситуацию. Но... Многие пробки не в часы пик, как это ни прискорбно признать, возникают по вине самих водителей. Из-за их недисциплинированности. Некоторые своей наглостью просто провоцируют заторовую ситуацию, паркуясь в зоне действия дорожных знаков, запрещающих остановку-стоянку. В итоге выключается целая полоса. Соответственно уменьшается пропускная способность улицы.
Еще один момент: техническое состояние автомобиля. Вдруг двигатель закипел, еще какая поломка... Вместо того чтобы убрать авто с проезжей части поближе к обочине, водитель ждет, пока двигатель остынет, или делает ремонт прямо посреди дороги, игнорируя других водителей.
И еще одна, уже набившая оскомину причина пробок. В Минске ежедневно совершается около 80 ДТП с материальным ущербом. Основная их причина — нарушение правил дорожного движения. А это обычно приводит к тем же заторовым ситуациям. Тут тоже претензии можно предъявлять кому угодно. Но лучше начать с себя.
В воскресенье вечером мы с мужем возвращались по витебской трассе в столицу, и уже на въезде в крупнейший город Беларуси маршрутка практически “встала” в потоке машин. Мужу позвонил начальник и сообщил, что стоит в другой пробке — по пути от родителей из Гродно. К сожалению, заторы и пробки в последнее время не только отравляют жизнь жителям больших городов, но и выходят за пределы городской черты. Доводилось ли вам страдать из-за трафика и опаздывать на работу или важную встречу? Как вы добирались на работу вчера, в сильный снегопад? С этими вопросами корреспондент “НГ” обратилась к жителям республики.
Депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси Валентина КАЧАН: “Дороги сегодня сложные, но в принципе проехать можно было, хотя из-за снега ухудшилась видимость. А так каждый вечер с пяти до шести в столице пробки. Приходится планировать на дорогу в два раза больше времени, чем раньше. Либо пользоваться метро или трамваем. Недавно я была в Бресте — там точно такая же ситуация. Количество автотранспорта сильно увеличилось, в больших городах заторы, так что нужно искать какое-то решение”.
Лидер группы “Тяни-Толкай” Кирилл КЛИШЕВИЧ: “Сегодня такая погода, что еле доехал, чуть не опоздал на съемку. Снег выпал, а убрать его еще не успели. Так что машины ползли сплошным потоком со скоростью максимум 30 км/ч, и никого не обгонишь. В столице есть, наверное, двадцать перекрестков, где пробки образуются постоянно. Может быть, стоило бы пересмотреть режимы работы светофоров на этих перекрестках”.
Ведущий специалист идеологического отдела Миорского райисполкома Галина ШИНКЕВИЧ: “Я сама живу не в Миорах, добираюсь на работу каждое утро на автобусе. Сегодня приехала даже раньше, чем обычно. Хотя за ночь выпало много снега, дороги были расчищены, трактора продолжали работать и утром”.
Молодой специалист Эдуард МИХАЙЛОВ, г. Новополоцк: “На работу добрался как обычно. Ночью выпал снег, так что из окна автобуса видел снегоуборочную технику. Вообще пробки в пять-шесть часов вечера у нас в городе появились уже года два назад. Где? На любом светофоре. Иногда от центрального перекрестка колонна машин тянется до 26-го магазина. Та же картина на перекрестке возле “Измерителя”. Надеюсь, власти найдут какое-то решение”.