Привязка к месту
06.04.2010
...У музея Гомельского госуниверситета имени Ф.Скорины воздух плавится от напряжения. Пятикурсники топчутся у дверей, ожидая приглашения комиссии по распределению. Входят стремительно, выходят еще быстрее.
- В Буда-Кошелево! - выдыхает будущий учитель физики на немой вопрос товарищей.
Выясняю, что в группе из 22 человек целевиков всего четверо. Их в вуз направили районные отделы образования, дав ребятам шанс поступать по отдельному конкурсу за счет бюджетного финансирования. Теперь выпускников ждут к себе. Им нужно будет отработать у "заказчика" два года. Тем, кто воспользуется целевой подготовкой по недавно обновленным правилам, - пять лет.
- Не мало ли целевиков? - спрашиваю у проректора по учебной работе ГГУ Игоря Семченко. - При таком раскладе удастся ли закрыть кадровые бреши в районах?
А как дела у технарей? В Белорусском государственном университете транспорта порадовать цифрами целевиков также не смогли. Хотя могут готовить специалистов для малых городов, испытывающих кадровый дефицит.
- По всей видимости, проблема в том, что целевая форма подготовки к нам вернулась только в прошлую вступительную кампанию и работодатель пока не оценил ее возможности, - так в вузе объясняют инертность потенциальных заказчиков. - Надеемся, студенты-целевики появятся у нас в этом году.
Нет пока целевиков и в Гомельском государственном техническом университете имени Сухого. Опять же надежды - на год текущий. Оплачиваемых предприятиями и организациями "направленцев" тоже немного. Для примера, один из самых престижных факультетов вуза - энергетический - не знает проблем с распределением. Его выпускников принимают на работу охотно:
- Ныне у нас на выходе 23 бюджетника-специалиста по энергоснабжению, а заявок - 62, - приводит цифры декан факультета Михаил Новиков. - Но из 900 студентов факультета только 4 сейчас обучаются от предприятий и организаций.
Тем не менее в вузе видят плюсы "заказной" подготовки: обычно такие студенты проходят практику в своих организациях, с привязкой к ним выполняют курсовые и дипломные работы. То есть адаптируются к будущему месту карьеры и роста, что в конечном счете на пользу и тем и другим.
Добавлю к этому, что второй год в стране набирает силу схема "вуз - производство", когда предприятие из своих специалистов назначает руководителя студенческой практики, а учебное заведение эту работу оплачивает. Тем самым будущие специалисты оттачивают навыки на конкретном производстве и получают возможность здесь остаться после учебы.
А вот почему работодатель не заботится о приобретении молодых специалистов по государственной целевой программе (кто имеет такое право) или за деньги предприятия? В разговоре с директорами ответы слышала разные. Одни говорили, что рынок труда сегодня насыщен и специалист в любом случае придет. Другие объясняли: трудно выкраивать на это средства и еще труднее ждать отдачи вложений через пять лет. Третьи делали упор на проверяющих, которым трудно доказать целесообразность расходов на обучение.
Словом, у каждого своя правда. Но если посмотреть на несколько лет вперед, то присутствие работодателя в кузнице кадров - дело благодарное. Многие, к слову, уже поняли, что отбирать будущих работников можно еще со школьной скамьи, когда очевидно: кто-то силен в математике, а кто-то - в химии.
- На самом деле перспективно просчитывать, каким станет коллектив завтра, - убежден заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите облисполкома Александр Семионов. - В наше время так стремительно меняются технологии, оборудование, конъюнктура рынка, что специалист, получивший достойное образование и стремящийся постоянно повышать его уровень, становится на вес золота. И если работодатель, а не только учебное заведение, в этом заинтересован, - он выиграет.
Фото автора.