Пристальный взгляд на льготный порядок
29.04.2013 22:18:40
Год назад был принят Декрет № 6, на который возлагались немалые надежды. Об этом говорит само его название: «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Однако, как показывает практика, не все бизнесмены верно истолковали суть документа. Возникла проблема: льготы для бизнеса, направленные на развитие регионов, нередко превращаются всего лишь в лазейку для ухода от налогов. Журналисты «СБ» разбирались, почему так происходит.
Из деревни — в оффшор
Бизнес должен работать не только в больших городах. Предполагалось, что он, оценив соблазнительные стимулы, будет активнее приходить в недостаточно развитые регионы, создавать в них производства и новые рабочие места, укреплять экономический потенциал. Тем самым повышать их инвестиционную привлекательность и, в свою очередь, привлекать новых хозяйствующих субъектов. В экономике это называется «мультипликативным эффектом».
Стимулы были серьезные. На 7 лет со дня государственной регистрации коммерческие организации освобождались от налога на прибыль, индивидуальные предприниматели — от подоходного налога. Те и другие также 7 лет могли не уплачивать налог на недвижимость и отчисления в инновационные фонды, освобождались от обязательной продажи иностранной валюты и госпошлин за выдачу специальных разрешений на отдельные виды деятельности... Но в Минской области эти стимулы дали неожиданный эффект. С одной стороны, декрет заметно активизировал процесс создания субъектов предпринимательской деятельности в малых городах и в сельской местности. В Минском районе только за шесть месяцев, с июля по декабрь, их было зарегистрировано более тысячи: почти столько же, как за весь 2011 год. Бизнес явно вошел во вкус: только за два первых месяца нынешнего года создал в районе еще 365 юридических лиц! Чем же занялись эти лица, какие открыли производства?
Основной льготой, предоставленной Декретом, является освобождение от таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость некоторых товарных позиций, ввозимых в качестве вклада в уставный фонд субъектов хозяйствования. И на первый взгляд статистика–2012 обнадеживает. На территории Минской области льготами воспользовались 988 организаций. Только за январь — март текущего года — еще почти столько же (856). За минувший год они ввезли товаров на 321,8 млрд. рублей, с начала 2013–го — на 260,9 млрд. Но, как показывает анализ Комитета госконтроля, большинство использовали льготы... для ввоза исключительно импортного автотранспорта: легковых машин, грузовой и строительной техники. В прошлом году этим занимались 96,6 процента (955 организаций), они ввезли машин на 301,6 млрд. руб. В этом — сопоставимы и процент, и суммы: 96,8 и 239,67 млрд. рублей.
Как выяснилось, в большинстве случаев техника вовсе не использовалась в собственной производственной деятельности. Схема проста. Одно частное предприятие ввозит около полусотни грузовых машин и сдает в аренду другим субъектам. Второе — поступает так же, при этом директорами обоих предприятий — арендатора машин и арендодателя — является одно и то же лицо. Технику импортировали и те, кто вообще не занимался какой–либо деятельностью. С какой целью, догадаться нетрудно: перепродажа и сдача в аренду.
Виктор Трушин, начальник управления Комитета госконтроля Минской области, обращает внимание на любопытную тенденцию «переезда» бизнеса из Минска. Только за 2 месяца 2013 года из столицы в регион переместились 69 юридических лиц. Они, как и вновь зарегистрированные субъекты, предпочитают Минский, Смолевичский, Воложинский, Дзержинский районы. Перемещение, как правило, происходит только на бумаге и ограничивается регистрацией в местной налоговой инспекции. Поразительно: оказалось проблематично обнаружить местоположение 286 субъектов хозяйствования из 360, деятельностью которых интересовался госконтроль. Не нашлось даже договоров аренды, которые могли бы указать адреса!
В общем, говорить о массовом открытии новых производств и создании рабочих мест не приходится. В своей нынешней редакции Декрет № 6 не играет должной роли в стимулировании хозяйственной деятельности на территории малых поселений в сельской местности. Одно из предложений Комитета госконтроля — исключить автотранспорт из «льготного» списка, оставив в нем лишь то, что действительно нужно для производства и услуг. Мониторинг за соблюдением требований Декрета продолжится.
Виктор ПОНОМАРЕВ, «СБ».
Распорядиться тем, что имеем
— У нас превалирует, как всегда, формальный подход: приняли один хороший декрет, дали преференции бизнесу в сельской местности и теперь ждем, что все, как по мановению волшебной палочки, изменится к лучшему. И как грибы после дождя у нас начнут появляться современные технологичные предприятия в регионах. Но чудес не бывает. Вместо одной проблемы возникла другая — льготы стали использовать как лазейку для извлечения выгоды. Потому что на самом деле для развития производства нужно иметь уникальное сочетание важнейших факторов: передовых технологий, «длинных» денег, квалифицированных кадров и свободных рынков сбыта.
И что же из перечисленного у нас имеется?
Деньги. В лучшем случае кредит можно получить под 25 процентов годовых года на три. В каком производстве реально окупить столь дорогие и «короткие» деньги? Притом новые предприятия в глубинке по Декрету № 6 получили достаточно скромные льготы. Наравне со всеми платят налог на добавленную стоимость и подоходный, которые составляют львиную долю налоговой нагрузки. Освобождены от налога на прибыль первые 7 лет, то есть в период инвестирования, когда этой прибыли в принципе не может быть. В Европе бизнес при открытии производства 7 лет вообще не платит никаких налогов.
Недвижимость. Большинство производственных предприятий у нас развивается на арендованных площадях. Есть масса примеров, когда такие договоры аренды заключаются на год. Год истек — и станки, и оборудование могут выбросить на улицу. Причем получить помещение в собственность трудно не только в Минске и крупных городах. В Могилевской области 5 лет ходатайствуем о продаже полуразвалившегося помещения и все время получаем уклончивые ответы. На мой взгляд, происходит это потому, что чиновники боятся брать на себя ответственность и передавать имущество бизнесменам. Потому что если хорошо распорядиться имуществом — в лучшем случае дадут премию, а если сочтут, что продешевил, — лишат должности. Вот и не хотят ничего делать.
Технологии. По–моему, у нас отсутствует связь бизнеса с наукой. Как–то мы планировали развивать производство продуктов питания. Увидели на сайте Академии наук рекламу новых продуктов из картофеля. Обратились: продайте нам, мы запустим в производство. И получили ответ: вы нам неинтересы. Мы ждем крупного инвестора. Это, кстати, еще одна важнейшая проблема. В стране абсолютная монополия крупного государственного бизнеса. Он доминирует на всех рынках сбыта, неохотно делится заказами с малыми предприятиями, хотя на кооперации малого и крупного бизнеса строится экономика всех европейских стран. Малому предприятию практически невозможно выиграть тендер, получить заказ и сбыть продукцию. Все это, вместе взятое, и тормозит развитие производственного бизнеса. И, кстати, не только в глубинке.
Советская Белоруссия №80 (24217). Вторник, 30 апреля 2013 года.