Источник: Знамя юности
Знамя юности

Агробот и робот-учитель. Посмотрите, каких «электроников» из вторичных отходов создают школьники

Пришло время робокреатива

Чтобы создать робота, не нужно покупать дорогостоящие микросхемы, контроллеры и датчики. Сделать бота можно из вторичных материалов: использованных пластиковых бутылок, старых термосов, упаковок для яиц и коробок из-под обуви. Это доказали финалисты республиканского турнира по робототехнике «Планета Креатив», который проводится уже в 11-й раз при поддержке Национальной академии наук.

How are you, Кейт?

Заявки на участие в конкурсе прислали сотни школьников, и только 12 счастливчиков прошли в финал. В числе лучших оказалась учащаяся 4-го класса Верхнедвинской гимназии Ксения Шауло. Пока ее сверстницы плетут фенечки из бисера и шьют фетровых кукол, 10-летняя Ксюша умело пользуется текстовыми и графическими редакторами, создает презентации и знает азы программирования. Школьница давно хотела сделать собственного робота, и в этом году ее мечта исполнилась:

– Сразу решила, что мой робот будет отличаться от других ярким внешним видом. Нарисовали с мамой эскиз, разукрасили. Казалось, чего-то не хватает, какой-то запоминающейся детали. Так на корпусе робота появилось его имя – Кейт.

Кейт – первый робот, которого сделала Ксения

Голову, ноги, руки и туловище своего бота школьница сделала из старых картонных коробок, которые обклеила цветной бумагой, в этом процессе помогала мама Ольга:

– Материалы специально не покупали, использовали то, что было дома. Ксюша с горящими глазами собирала робота, сумела заинтересовать и меня.

Много времени у школьницы ушло на декор: из цветной бумаги сделала косички, стразами выложила на лице Кейт румянец и улыбку. Одна из фишек – светодиодные ресницы, которые горят разными режимами. В корпус робота четвероклассница вмонтировала выкрученные из игрушечного планшета микрофон и динамик, и теперь робот умеет повторять слова за человеком. А еще Кейт говорит на иностранном языке, обращает внимание Ксения:

– Например, она знает, как будет «привет» по-английски, а еще может рассказать, как рада видеть новых друзей. Получился робот-учитель.

Все в одном

Школьник планирует усовершенствовать свою разработку

У семиклассника школы № 10 Барановичей Даниила Груца много увлечений. Он сочиняет стихи, пишет рассказы на белорусском языке, мастерит модели самолетов. С четвертого класса в списке его хобби появилась и робототехника. Больше года Даниил занимается в кружке, который работает при Дворце детского творчества, сейчас создает ботов дома:

– На занятиях получил базовые навыки, теперь мои советчики и учителя – это блогеры из YouTube, а комната стала мини-мастерской.

Еще три года назад школьник делал маленьких роботов из лего, они умели лишь ездить вперед и назад. Со временем Даниил начал создавать более продвинутые версии, способные объезжать препятствия и поднимать небольшие по весу предметы. Агробот, которого семиклассник смастерил для конкурса, обладает еще более расширенным функционалом, представляет свою разработку главный конструктор:

– Часто бываю у бабушки в деревне, вижу, сколько времени уходит на подготовку почвы к посевной. Нужно убрать камни с участка, взрыхлить землю, сделать грядки… Для каждого вида работы требуется своя техника. Мне захотелось создать универсального робота, который смог бы выполнять функции всех сельскохозяйственных машин.

На работу (от момента появления идеи до первого пробного запуска) у 13-летнего школьника ушло полтора месяца. Основанием бота стала картонная коробка, с одной стороны к ней ученик прикрепил грабли, с другой – ковш для уборки камней. Сверху на коробке Даниил установил старый термос, к нему присоединил контейнер для зерна и устройство для орошения почвы, которое сделал из горлышка от пластиковой бутылки и шланга для капельницы. В будущем юный изобретатель планирует усовершенствовать разработку:

– Нынешняя версия – это всего лишь прототип, над ним еще нужно поработать. Хочу, чтобы роботом можно было управлять с помощью пульта: нажал кнопку, и он поехал, щелкнул другую клавишу – и корпус повернулся. Понимаю, что бот такого размера не сможет обработать большой участок, но надеюсь, мою идею заметят и помогут реализовать в большем масштабе.

Помощник на грядках

Семиклассника минской гимназии № 1 имени Ф. Скорины Александра Павловского можно смело назвать одним из самых опытных участников конкурса. В три года дедушка и бабушка подарили внуку лего, и он стал его любимой игрушкой. А в восемь Саша увлекся созданием роботов, теперь лучший подарок на любой праздник для юного изобретателя – это детали для будущих моделей. В кругу друзей гимназиста многие разделяют его интерес:

– Однажды с товарищами организовали мини-турнир по сумо для роботов. У каждого было два часа, чтобы из лего построить бота, управлять которым можно с телефона.

Александр занимается робототехникой с восьми лет

С помощью смартфона Саша запускает и робота, которого он сделал для конкурса. Бот, состоящий из конструктора и пластиковых бутылок, задуман для микрополива грядок в теплице. На его создание ушел один день, самым сложным было сделать так, чтобы конструкция не переворачивалась, и рассчитать нагрузку на моторы, объясняет устройство гимназист:

– К лего-корпусу прикрепил два горлышка от бутылок. Если в емкости налить воды и немного открутить крышку, то жидкость начнет понемногу капать и орошать землю. Робот может также разносить, например, настой луковой шелухи или чесночной воды, которые не дают муравьям и другим насекомым появляться в почве. У этих жидкостей неприятный запах, поэтому эту работу лучше поручить агроботу.

shestakevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter