Сегодня мировой рынок хлоркалия оживает после непродолжительной спячки, и белорусский производитель выглядит на нем весьма достойно
16.06.2014 21:47:55
Жизнь за пределами картеля
Следует напомнить, скандал с «Уралкалием» случился в августе, но уже к октябрю — ноябрю объемы поставок «Беларуськалия» на внешние рынки восстановились. Результаты работы по итогам четвертого квартала 2013 года по объемам пусть ненамного, но превысили уровень предыдущего года. А первый квартал 2014 года оказался для предприятия и вовсе рекордным. В конце марта нынешнего года мы писали о почти 2,5 млн. тонн калийных удобрений, экспортированных за три первых месяца года, упоминали наполеоновские планы БКК на апрель и с надеждой смотрели на май. Началось лето, и теперь с уверенностью можно сказать: деятельность «Беларуськалия» и БКК набрала такие обороты, что впору объявлять не только восстановление доли белорусского предприятия на мировом рынке, но и о ее росте. Положительная динамика наблюдается и в ценах, которые до этого существенно упали. Все производители по очереди делают официальные заявления о новых ценовых планках, рост происходит на всех рынках, даже на тех, которые недавно считались проблемными.
На чем основаны рыночные завоевания обновленной БКК? «Прежде всего, мы — быстрые», — утверждает гендиректор компании–трейдера Елена Кудрявец. Она имеет в виду один из главных козырей белорусского экспортера — мощную и эффективную логистику. Китайцы говорят: «Нужно есть рис из своей миски». На сегодняшний день ОАО «Беларуськалий» обладает солидным парком специализированных вагонов типа «хоппер» для перевозки калийных удобрений — почти 3,5 тыс. единиц. При таких ресурсах есть возможность отправлять в порт отгрузки, к примеру, в Клайпеду, до восьми составов ежедневно.
Далее руководитель начинает сыпать цифрами: «Каждый состав — это около 60 вагонов, а значит, общая загрузка — 4,5 тыс. тонн. До Клайпеды такой суперпоезд доезжает за 36 часов, а оттуда наш калий разъезжается по всему миру».
Безусловно, близость моря, пусть выход к нему и находится на территории другой страны, играет свою положительную роль. Нельзя отрицать, что железнодорожный маршрут Солигорск — Клайпеда — это уникальный логистический проект, объединяющий «Беларуськалий», БКК, Белорусскую железную дорогу, Литовскую железную дорогу и порт Клайпеда с двумя терминалами «Класко» и «БКТ». Он имеет очень мало аналогов в мире и дает белорусам огромное конкурентное преимущество. «Всего за полтора дня БКК имеет возможность отправить в морской порт такой объем товара, который способен полностью загрузить океанское судно типа «Панамакс» и на год обеспечить калийными удобрениями такие небольшие страны, как Греция или Марокко. Для сравнения: наш российский конкурент тратит на аналогичную задачу не менее недели, а то и две», — рисует картину Елена Кудрявец.
Кстати, не менее эффективно работают и железнодорожные логистические схемы. Их применяют достаточно широко, ведь нет никакого смысла отправлять калий морем в соседние страны. Поезда, доверху нагруженные белорусским товаром, регулярно курсируют в Польшу, Литву, Латвию, Украину, в Венгрию, Словакию, Румынию...
БКК активно ищет новые рынки, стараясь не ослабить хватку на старых. Впрочем, нельзя не признать, катаклизмы калийного рынка заставили всех без исключения производителей провести переоценку своих возможностей и нацелиться на поиск новых партнеров. Для Беларуси принципиально новыми стали рынки Ирландии, Великобритании, Австралии и... России. Ранее, когда БКК работала на пару с «Уралкалием», выход на соседний рынок был для нас заказан — было как–то неудобно теснить партнера на его «домашней» территории. Но сегодня белорусов уже ничто не сдерживает — ни личные обязательства, ни технические возможности. Правда, на территорию восточной соседки «Беларуськалий» поставляет продукцию напрямую, а не через трейдера.
«Российский рынок очень емкий — это фактически гарантированное потребление в течение года 2 млн. тонн. Причем потребление растет, ведь страна активно развивает свое сельское хозяйство. Сегодня в условиях, когда «Уралкалий» практически остановил отгрузки гранулированного продукта на свой внутренний рынок, у нас просто отбоя нет от покупателей. К нам приезжают отовсюду, было даже предложение из Березников», — прокомментировал Андрей Рыбак, заместитель генерального директора по коммерческим вопросам и логистике ОАО «Беларуськалий».
От мала до велика
Но вот груз уже добрался до Клайпеды, а мы попадаем на два терминала «Класко» и «БКТ». Последний имеет возможность разгружать 450 вагонов в сутки и загружать суда со скоростью тысячу тонн сыпучих грузов в час. Треть этого терминала принадлежит ОАО «Беларуськалий». Терминал «Класко» тоже активно используется — в частности, для загрузки крупных океанских судов.
Представьте себе махину длиной 300 метров и высотой с девятиэтажный дом. Если трюмы этого колосса полностью загрузить калием, то «пять этажей» уйдут под воду. Имя такому судну — «Панамакс», оно произошло от названия Панамского канала, через шлюзы которого может (хотя и со скрипом) пройти такое судно. Вместимость его — до 100 тыс. тонн, и он в настоящее время является наиболее востребованным типом судна для таких дальних и крупных перевозок, как перевозки калийных удобрений. Разумеется, используются и суда поменьше — такие как «Хэндимакс» (вместимость до 60 тыс. тонн) и «Хэндисайз» (до 40 тыс. тонн). Они особенно актуальны при доставке товара в такие страны, как, к примеру, Индонезия, — где было построено много новых терминалов, но при этом недостаточно погрузочно–разгрузочного оборудования, а глубина портов недостаточно велика.
Зато на терминале «БКТ» в Клайпеде недостатка в оборудовании не ощущается. Так, непосредственно в складской комплекс терминала встроена также и линия по загрузке стандартных морских контейнеров с производительностью до 150 загруженных контейнеров в сутки.
В конце 2013 года руководство БКК заявляло о том, что имеет географию продаж, насчитывающую 60 стран мира, а в качестве основной причины такого разнообразия называлось расширение контейнерных поставок. По последним сведениям, полученным в пресс–службе БКК, на сегодняшний день белорусский хлористый калий поставляется уже почти в 80 стран. Расширение рынка на 30% — это не шутки, и скептики, еще недавно с насмешкой говорившие о том, что БКК торгует «с лотка», сейчас уже не так уверены в себе.
Использование именно контейнерных поставок существенно упрощает выбор порта доставки, позволяет фактически доставить заказчику товар «к подъезду». К тому же в отличие от могучих «Панамаксов» контейнерные линии двигаются четко по расписанию и позволяют распланировать отгрузки на несколько месяцев вперед. Да и сохранность груза в контейнере гораздо лучше. А люди во всем мире любят удобство, комфорт, экономию времени и качество, а самое главное — готовы за это платить. Динамика роста контейнерных поставок говорит сама за себя: в 2013 году максимальный месячный объем контейнерных поставок не превышал 40 тыс. тонн, а уже в январе 2014 года было экспортировано уже почти 70 тыс. тонн хлористого калия в контейнерах. С тех пор контейнерные объемы неуклонно росли, достигнув в мае 100 тыс. тонн.
Белорусы готовы удовлетворять спрос как в процветающей Южной Корее, так и в небольшом и финансово скромном Свазиленде. Клиенты БКК заказывают как товар, фасованный в 25–килограммовые мешки (которые буквально можно закинуть в багажник автомобиля и увезти на свой участок), так и полностью загруженные «Панамаксы». Такой подход — «работаем с клиентом, независимо от объема», — в принципе, можно смело назвать новой и вполне себе эффективной рыночной стратегией.
Советская Белоруссия №112 (24495). Вторник, 17 июня 2014 года.