Профессор Сергей Жаворонок: «Привиться, пока есть время, от гриппа, ибо неизвестно, как эти инфекции будут уживаться вместе»

Приказ защищаться каждому никто не отменял

Вопрос, когда COVID-19 во всем мире наконец ослабит свои позиции и пойдет на спад, беспокоит, пожалуй, всех без исключения. Эксперты настаивают: это произойдет, если в обществе сформируется коллективный иммунитет, то есть когда 80 процентов людей будут невосприимчивы к болезни. А выработается он лишь в двух случаях: если большая часть населения переболеет или появится спасительная вакцина. О ситуации с коронавирусом, средствах лечения и прогнозах мы поговорили с профессором кафедры инфекционных болезней Белорусского государственного медицинского университета Сергеем ЖАВОРОНКОМ.


КОРОНАВИРУСЫ — распространенная группа инфекций. Они занимают около 10 процентов от всех респираторных, фиксировались преимущественно в сельхозсекторе. Но до недавнего времени им не уделялось столько внимания: не имели такого эпидемического распространения. Уже известный до начала пандемии SARS передавался кишечным способом, через еду. COVID-19 — в основном респираторно, хотя есть и такой компонент. Но он плохо реализуется там, где соблюдаются эпидтребования: чистота, одноразовая посуда, дезрастворы, — поясняет Сергей Владимирович.

На 95 процентов COVID-19 «разлетается» воздушно-капельным путем. Так, при разговоре вирус способен преодолеть расстояние в метр. При кашле — до двух метров, при чихании — до трех. Не верите? Посмотрите на экран своего телефона при разговоре — увидите множество капелек, так легко инфекция попадает на поверхности. Как нейтрализовать ситуацию? Полностью источник инфекции изолировать невозможно, и в первую очередь потому, что носители (особенно те, кто об этом не знает) не пользуются защитными повязками и антисептиками для рук. Мало того что себя не берегут, так и о других не заботятся. Самые активные распространители — дети. Они инфекцию чаще всего переносят легко, но успевают заразить родных, особенно бабушек и дедушек, которые заболевают куда тяжелее.

— В связи с похолоданием мы переместились в закрытые пространства, где вредным частицам легче осесть. Не всегда там можно уберечься от потенциального заражения. Так что по-настоящему эффективным препятствием распространению коронавируса может быть только вакцина, но она пока испытывается, — говорит профессор. — Разрабатываются несколько видов профилактического препарата, и только в России три на выходе. Один из них, «Спутник V», на основе аденовируса, внутри которого заложен кусок генома коронавируса. Эти вакцины созданы по новейшим, но апробированным технологиям, когда в менее вредный вирус вставляют другой — живой. И в отличие от «убитого» он сильнее стимулирует иммунитет, что показало средство против лихорадки Эбола. Надолго ли вакцина защитит, какова будет степень ее эффективности? Вопрос открытый. Поскольку для получения достоверного ответа требуется пронаблюдать несколько тысяч привитых пациентов относительно такого же количества непривитых.

Сейчас много разговоров об антибиотике «Азитромицин», его неожиданной эффективности в лечении COVID-19. Препарат действительно с успехом атакует бактерии внутриклеточно и способствует профилактике на амбулаторном этапе других бактериальных инфекций. В свою очередь, это очень важно для ослабленных вирусом клеток. При гиперответе организма на COVID-19 (цитокиновый шторм, когда иммунитет убивает даже собственную защиту) эффективность показали гормональные препараты. Еще одна группа лекарств препятствует повышенной свертываемости крови — они показаны при инсультах, инфарктах и их профилактике. Эти и другие препараты могут снизить длительность вирусовыделения, но стопроцентными средствами от коварного недуга их все же назвать нельзя.

СО ВРЕМЕНЕМ, убежден Сергей Жаворонок, арсенал препаратов существенно пополнится. Сейчас главное — не фейки распространять (мол, коронавирус передается через бумагу или маски неэффективны), а формировать общественное мнение, чтобы люди уделяли больше времени профилактике. Следовали всем необходимым и давно озвученным рекомендациям. Да, Минздрав ведет мониторинг и закупает препараты, медики приобрели опыт, но многое зависит от каждого из нас. Строгое дистанцирование, обработка рук и защитные повязки — три кита, которых боится коронавирус. Почему китайцы в Ухане быстро победили первую волну? Был строгий приказ: защищаться каждому. Уж в масках точно ходили все без исключения.

— Вот-вот начнет циркулировать грипп, и еще вопрос, как эти инфекции будут уживаться вместе. Поэтому лучше всего, пока есть время, привиться. В трех- и четырехвалентной вакцинах присутствуют два искусственно созданных компонента эпидемического гриппа А. Четырехвалентная больше показана детям, которые никогда не болели, потому что в ней наряду с распространенным штаммом содержатся частички более редкого генома, — уточняет профессор.

Тем же, кто по отношению к вакцинации априори настроен критически, Сергей Жаворонок напоминает: прислушиваться к аргументам доказательной медицины, статистики, а не сеять панику из-за одного случая на миллион, который по стечению тех или иных обстоятельств оказался неудачным.

Внимание к коронавирусу приковано со стороны всего мирового сообщества. Исследования проводят различные клиники, в том числе и московские. Вот что показывает одно из них. Выборочно исследованы 500 пациентов, половина из которых в тяжелом состоянии. Доля вируса у среднетяжелых и тяжелых больных выделяется почти одинаковая, ее продолжительность — до 20-го дня и дольше, но с течением времени уменьшается и у половины пациентов исчезает к 14-му дню. До 50 лет сложная форма инфекции отмечается у 16 процентов пациентов, 51—70 лет — у 35—36, 71 и старше — у 52 процентов. Тяжелые случаи чаще встречаются среди женщин. Самые распространенные симптомы: лихорадка (95 процентов), слабость (90), сухой кашель (90 у среднетяжелых и 92 у тяжелых), одышка (60 и 80). Миалгия (33 и 26), диарея (36 и 23), головная боль (14 и 11), заложенность носа (8 и 4), головокружение (7 и 8), сыпь (3 и 2). Многие, по словам профессора, по-обывательски проверяют наличие инфекции по присутствию обоняния, а ведь оно нарушается только в 15 процентах случаев у среднетяжелых больных и у 8 процентов тяжелых. Вкус изменяется у 7 и 4 процентов соответственно. Боли в горле (17 процентов), боли в животе (6), тошнота и рвота (17). Медиана критических дней — с 5-го по 15-й.

— Сопутствующие заболевания — сердечно-сосудистые (59 процентов среди среднетяжелых и 70 среди тяжелых), заболевания легких (7 и 14), почек (5), печени (3), сахарный диабет (13 и 24), ожирение (4 и 10). Людям с лишним весом, как и при многих других осложнениях, стоит особенно остерегаться инфекции. Почему так происходит? Ожирение зависит не только от обильного питания, но и в том числе от генетической предрасположенности, работы надпочечников, иммунитета, — объясняет Сергей Жаворонок.

Давать прогнозы насчет второй волны и эпидемии в целом профессор не берется, но высказывает большие надежды на вакцину. Советует при соответствующих назначениях системно принимать кардиомагнил, тот же аспирин в оболочке, в частности, для профилактики тромбообразований и повышенной свертываемости крови. Ведь поражение сосудов — одно из самых опасных осложнений при коронавирусной инфекции.

ЦИФРЫ

В Беларуси на 2 ноября выздоровели и выписаны 87 400 пациентов, у которых ранее был подтвержден диагноз COVID-19, сообщает Минздрав. Зарегистрированы 100 400 человек с положительным тестом. Всего проведено 2 537 798 тестов. За весь период распространения инфекции на территории страны умерли 989 пациентов с рядом хронических заболеваний с выявленной коронавирусной инфекцией.

basikirskaya@sb.by

Фото из личного архива Сергея ЖАВОРОНКА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter