Серьезная экспозиция или частная лавочка: почему в Гродно некоторые частные музеи оказались на грани закрытия
06.04.2018 08:17:11
Татьяна КОНДРАТЬЕВА
Из 444 работающих на Гродненщине музеев и музейных экспозиций только шесть — частные. И, несмотря на постоянный интерес к разнообразным рукотворным коллекциям, об их рентабельности речь пока не идет. Местные владельцы частных музеев в последнее время часто жалуются на отсутствие посетителей и говорят о намерениях свернуть работу. Кто-то от слов переходит к делу, например, Музей утюга 30 марта официально заявил о своем закрытии. А Музей городского быта и истории Гродно давно балансирует на грани «жизни и смерти». Почему так происходит, и можно ли исправить ситуацию? В вопросе разбиралась корреспондент «Рспублікі».
«Дело не только в арендной плате»
Одно дело, когда небольшой музейчик находится на собственном подворье, и совсем другое — когда приходится арендовать помещение в городе и ежемесячно платить налоги. Музей утюга открылся на улице Советской два года назад. Его появление совпало с началом действия в регионе безвизового режима. Супруги Александр и Марина Шпаковские тогда были немало удивлены наплывом посетителей. Тогда все только и говорили о том, что городу давно не хватало чего-то новенького, неизбитого. Сами владельцы продумали перспективный план на ближайшие пять лет. Но что пошло не так? Искать ответ надо в самом музее с утюгами.
Коллекция утюгов принадлежит Олегу Ершу. У самой четы Шпаковских огромное количество самых разных экспонатов, среди которых немало настоящих раритетов — английский корабельный утюг и деревянные приспособления для глажки, которыми пользовались наши прабабушки. Как будет складываться дальнейшая судьба коллекции, пока неизвестно. Возможно, предметы просто «переедут» в другой город.
— Из нескольких незначительных вопросов выросла целая проблема, — начинает разговор Александр Шпаковский. — Сейчас вопрос стоит так: существовать музею утюга или вовсе не существовать. Скорее всего, будет второй вариант. Но возможен и переезд. На сегодняшний день есть несколько предложений о размещении коллекций в Витебске, Бресте и Минске. Там готовы предоставить помещение.
— Дело только в арендной плате?
— Не только в ней, — отвечает владелец частной коллекции. — В целом нам не нравится отношение к частным музеям. Гродно посетили почти 60 тысяч туристов, а мы, по большому счету, иностранцев и не видели. Туристические фирмы заключают с нами договоры, но на этом дело заканчивается. Хотели привлекать гостей сами, заказали рекламные щиты, растяжки. Установили по всему городу. Но пришли архитекторы и сказали: все убрать! Убрали. Сейчас уже, правда, разрешают делать рекламу, но теперь проблема иная — у нас на это нет денег. Обидно, в результате такого отношения к нам никто из гостей Гродно не знает о музее быта, о тюремном музее, о кунсткамере и других не менее интересных экспозициях.
— Неужели совсем нет прибыли?
— Каждый месяц вкладываю в собственный музей примерно тысячу рублей. Какой же это бизнес? Оформлен как ИП. Плачу все налоги, аренду, осуществляю коммунальные платежи и так далее. В свое время вложил немало средств в ремонт трех комнат музея и общего коридора. Кто вернет мне деньги? Скрывать не буду: хотелось бы работать на других условиях.
Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского горисполкома Андрей Ярошевич в свою очередь недоумевает:
— О каких еще условиях идет речь? Город сделал все, что от него зависит, чтобы музей был. Аренда осуществляется на льготных условиях с понижающим коэффициентом 0,5. Просто в какой-то момент владелец захотел вернуть деньги, потраченные на ремонт, а также решил не делать коммунальные платежи. Но ведь это частный бизнес. Никто не будет работать за владельца и привлекать клиентов в его музей. Да, и про сезонность не забывайте: зимой туристов было меньше, но впереди лето.
Секретов успеха нет
Понятно, что государственные музеи в приоритете. Все-таки они находятся на бюджетном финансировании. Но не стоит обольщаться. Деньги им дают только на зарплату работникам да на коммунальные услуги. А на все остальное они должны заработать сами. Что уж говорить о частниках. Крутиться приходится и тем и другим. И какую же картину мы имеем?
Из 444 музеев и музейных экспозиций Гродненщины 20 относятся к системе Министерства культуры, еще 293 музея и 86 музейных комнат — к Министерству образования. Также работают 142 ведомственных музея предприятий и организаций. По мнению самих культработников, всего сотня из общего количества может представлять интерес для организованных туристических групп.
Тем не менее на ближайшие годы разработан план открытия новых экспозиций. За прошлый год их появилось 26, и все они достаточно интересны. В Гродненском районе открылся самый известный — 4-й форт Гродненской крепости. Это единственное из 13 фортификационных сооружений, которое полностью сохранилось до наших дней. Да и в районе Августовского канала появилось сразу несколько музейных комнат.
Януш ПАРУЛИС, создатель Музея городского быта и истории Гродно, тоже подумывает о закрытии проекта
В прошлом году реально неплохие заработки и достойное количество посетителей были всего у нескольких музеев области. На первом месте Гродненский историко-археологический музей с доходом более 202 тысяч рублей, на втором — Лидский историко-художественный, заработавший более 185 тысяч, на третьем — музей-усадьба Михала Клеофаса Огиньского в Залесье Сморгонского района, положивший в копилку 130 тысяч рублей прибыли. Практически все государственные музеи выполняют доведенные планы. Просто уж очень они разнятся. К примеру, Островецкий этнографический музей заработал всего 900 рублей. Учреждения работают, ищут и находят новые подходы для привлечения посетителей. Без этого не выжить.
К трудностям надо быть готовым
Начальник отдела искусства, библиотек, музеев и охраны историко-культурного наследия Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Сергей Давыдик согласен с коллегой из горисполкома:
— Мы подготовили ответ на обращение ИП Александра Шпаковского. Все, что можно было сделать в рамках закона, сделано. Возместить стоимость работ возможно только в том случае, если они были произведены с письменного согласия арендодателя. Однако таковое отсутствует. Поэтому УЖРЭП Ленинского района не имеет оснований для возврата денежных средств. Для предупреждения подобных ситуаций на арендных площадях, где осуществляется такая деятельность, в горрайисполкомы Гродненщины нами направлены письма с рекомендациями по поводу сложившейся ситуации. Если арендодатель и арендатор заранее оговорят масштаб работ и их стоимость, то никаких проблем с возвратом денег быть не должно. С владельцем Музея городского быта Янушем Парулисом удается найти общий язык, хотя он также испытывает трудности. При необходимости помогаем чем можем. В наших интересах, чтобы в городе было как можно больше самых разнообразных музеев. Одному посетителю интересны история и реликвии, а другому нравятся интерактивные экспозиции, где все можно потрогать.
Открыть музей технически несложно. Но тем, кто работает ради искусства, надо быть готовыми к доходам весьма скромным. Чтобы частному музею получать прибыль, нужно очень постараться. Выгоднее, когда музейно-экспозиционная деятельность — лишь одно из направлений работы. Как пример — музей-аптека РУП «Фармация». Неплохо себя чувствуют галереи и музеи на крупных предприятиях, где можно посмотреть, продегустировать, а потом приобрести продукцию. Как это ни странно, но в музейном деле популярность вовсе не равна достижению уровня рентабельности.
Tanula.K@mail.ru
«Дело не только в арендной плате»
Одно дело, когда небольшой музейчик находится на собственном подворье, и совсем другое — когда приходится арендовать помещение в городе и ежемесячно платить налоги. Музей утюга открылся на улице Советской два года назад. Его появление совпало с началом действия в регионе безвизового режима. Супруги Александр и Марина Шпаковские тогда были немало удивлены наплывом посетителей. Тогда все только и говорили о том, что городу давно не хватало чего-то новенького, неизбитого. Сами владельцы продумали перспективный план на ближайшие пять лет. Но что пошло не так? Искать ответ надо в самом музее с утюгами.
Коллекция утюгов принадлежит Олегу Ершу. У самой четы Шпаковских огромное количество самых разных экспонатов, среди которых немало настоящих раритетов — английский корабельный утюг и деревянные приспособления для глажки, которыми пользовались наши прабабушки. Как будет складываться дальнейшая судьба коллекции, пока неизвестно. Возможно, предметы просто «переедут» в другой город.
— Из нескольких незначительных вопросов выросла целая проблема, — начинает разговор Александр Шпаковский. — Сейчас вопрос стоит так: существовать музею утюга или вовсе не существовать. Скорее всего, будет второй вариант. Но возможен и переезд. На сегодняшний день есть несколько предложений о размещении коллекций в Витебске, Бресте и Минске. Там готовы предоставить помещение.
— Дело только в арендной плате?
— Не только в ней, — отвечает владелец частной коллекции. — В целом нам не нравится отношение к частным музеям. Гродно посетили почти 60 тысяч туристов, а мы, по большому счету, иностранцев и не видели. Туристические фирмы заключают с нами договоры, но на этом дело заканчивается. Хотели привлекать гостей сами, заказали рекламные щиты, растяжки. Установили по всему городу. Но пришли архитекторы и сказали: все убрать! Убрали. Сейчас уже, правда, разрешают делать рекламу, но теперь проблема иная — у нас на это нет денег. Обидно, в результате такого отношения к нам никто из гостей Гродно не знает о музее быта, о тюремном музее, о кунсткамере и других не менее интересных экспозициях.
— Каждый месяц вкладываю в собственный музей примерно тысячу рублей. Какой же это бизнес? Оформлен как ИП. Плачу все налоги, аренду, осуществляю коммунальные платежи и так далее. В свое время вложил немало средств в ремонт трех комнат музея и общего коридора. Кто вернет мне деньги? Скрывать не буду: хотелось бы работать на других условиях.
Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского горисполкома Андрей Ярошевич в свою очередь недоумевает:
— О каких еще условиях идет речь? Город сделал все, что от него зависит, чтобы музей был. Аренда осуществляется на льготных условиях с понижающим коэффициентом 0,5. Просто в какой-то момент владелец захотел вернуть деньги, потраченные на ремонт, а также решил не делать коммунальные платежи. Но ведь это частный бизнес. Никто не будет работать за владельца и привлекать клиентов в его музей. Да, и про сезонность не забывайте: зимой туристов было меньше, но впереди лето.
Секретов успеха нет
Понятно, что государственные музеи в приоритете. Все-таки они находятся на бюджетном финансировании. Но не стоит обольщаться. Деньги им дают только на зарплату работникам да на коммунальные услуги. А на все остальное они должны заработать сами. Что уж говорить о частниках. Крутиться приходится и тем и другим. И какую же картину мы имеем?
Тем не менее на ближайшие годы разработан план открытия новых экспозиций. За прошлый год их появилось 26, и все они достаточно интересны. В Гродненском районе открылся самый известный — 4-й форт Гродненской крепости. Это единственное из 13 фортификационных сооружений, которое полностью сохранилось до наших дней. Да и в районе Августовского канала появилось сразу несколько музейных комнат.
Януш ПАРУЛИС, создатель Музея городского быта и истории Гродно, тоже подумывает о закрытии проекта
В прошлом году реально неплохие заработки и достойное количество посетителей были всего у нескольких музеев области. На первом месте Гродненский историко-археологический музей с доходом более 202 тысяч рублей, на втором — Лидский историко-художественный, заработавший более 185 тысяч, на третьем — музей-усадьба Михала Клеофаса Огиньского в Залесье Сморгонского района, положивший в копилку 130 тысяч рублей прибыли. Практически все государственные музеи выполняют доведенные планы. Просто уж очень они разнятся. К примеру, Островецкий этнографический музей заработал всего 900 рублей. Учреждения работают, ищут и находят новые подходы для привлечения посетителей. Без этого не выжить.
Начальник отдела искусства, библиотек, музеев и охраны историко-культурного наследия Главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского облисполкома Сергей Давыдик согласен с коллегой из горисполкома:
— Мы подготовили ответ на обращение ИП Александра Шпаковского. Все, что можно было сделать в рамках закона, сделано. Возместить стоимость работ возможно только в том случае, если они были произведены с письменного согласия арендодателя. Однако таковое отсутствует. Поэтому УЖРЭП Ленинского района не имеет оснований для возврата денежных средств. Для предупреждения подобных ситуаций на арендных площадях, где осуществляется такая деятельность, в горрайисполкомы Гродненщины нами направлены письма с рекомендациями по поводу сложившейся ситуации. Если арендодатель и арендатор заранее оговорят масштаб работ и их стоимость, то никаких проблем с возвратом денег быть не должно. С владельцем Музея городского быта Янушем Парулисом удается найти общий язык, хотя он также испытывает трудности. При необходимости помогаем чем можем. В наших интересах, чтобы в городе было как можно больше самых разнообразных музеев. Одному посетителю интересны история и реликвии, а другому нравятся интерактивные экспозиции, где все можно потрогать.
Открыть музей технически несложно. Но тем, кто работает ради искусства, надо быть готовыми к доходам весьма скромным. Чтобы частному музею получать прибыль, нужно очень постараться. Выгоднее, когда музейно-экспозиционная деятельность — лишь одно из направлений работы. Как пример — музей-аптека РУП «Фармация». Неплохо себя чувствуют галереи и музеи на крупных предприятиях, где можно посмотреть, продегустировать, а потом приобрести продукцию. Как это ни странно, но в музейном деле популярность вовсе не равна достижению уровня рентабельности.
Tanula.K@mail.ru